Импринтинг (физиологические значения в процессе развития)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:37, реферат

Описание

Как известно, человек принадлежит к числу незрелорождающихся, причем достаточно давно была установлена морфологическая и функциональная незрелость многих его систем при рождении, в том числе центральной нервной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Анатомия органов речи…………………………………………………………4
1.1.Нос………………………………………………………………………..……4
1.2.Рот…………………………………………………………...…………………7
1.3.Глотка………………………………………………………………………...12
1.4.Гортань…………………………………………………………………….... 15
2.Физиология органов речи……………………………………………………..17
2.1.Дыхание………………………………………………………………………17
2.2.Голосообразование………………………………………………………..…18
2.3.Образование звуков речи……………………………………………………19
3.Патология органов речи……………………………………………………….20
3.1. Заболевание наружного носа и носовой полости……………………..…..20
3.2.Заболевание полости рта…………………………………………………….20
3.3.Заболевание глотки………………………………………………………….21
3.4. Заболевание гортани…………………………………………..……………22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы…………………………………..………….25

Работа состоит из  1 файл

Основы нейрофизиологии и ВНД.docx

— 34.09 Кб (Скачать документ)

  Таким образом, импринты можно рассмотреть как системообразующие основы структур психики, на которые будет происходить дальнейшее наложение кондиционированного опыта (Т. Лири).

  Поскольку сам период, по сравнению с предыдущим, является очень интенсивным воздействием, то здесь очень важно не только отсутствие травматических импринтов, но и  формирование у ребенка позитивных импринтов, об определяющих его отношение с мамой, отношение к миру, способность любить и испытывать привязанность вообще.

  Как известно, человек принадлежит к числу незрело рождающихся, причем достаточно давно была установлена морфологическая и функциональная незрелости многих его систем при рождении, в том числе центральной нервной системы. В связи с этим, в течение длительного времени существовало убеждение, что новорожденный ребенок не способен к познавательным процессам, и исследования поведенческих реакций новорожденных детей были весьма немногочисленны. Одним из важнейших результатов импринтинга является формирование долговременной связи с родителями, то есть запоминание объекта и формирование стойкой привязанности к нему, причем происходит это в строго определенный период, названный критическим или сенситивным .

  Для новорожденного таким критическим периодом, или периодом запечатлевания, является первый час жизни. Именно в это время, а далее в течение первых суток жизни, ребенок запечатлеет мать, что впоследствии послужит основой для формирования по отношению к ней устойчивой привязанности. Таким образом, импринтинг является неотъемлемой частью родового процесса и жизненно необходимым условием для реализации успешного материнства, формирования взаимной привязанности матери и ребенка, а также для формирования у новорожденного благоприятного впечатления об окружающем мире.

  Являясь по сути своей первым актом коммуникации, т.е. взаимодействием между матерью и ребенком, импринтинг определяет, насколько успешным будет такая коммуникация в будущем.

  Как любой процесс, регулируемый нервной и эндокринной системой, импринтинг у человека состоит из ряда поведенческих актов, которые происходят в строго определенной последовательности. При естественных родах гормональный баланс женщины к рождению ребенка достигает такого состояния, что все необходимые стадии включаются автоматически. Так как ребенок получает последнюю порцию материнских гормонов в момент рождения, именно они определяют то, что он будет делать сразу после родов.    

  Если же гормональный баланс был нарушен, то соответствующих действий не совершает ни мама, ни ее малыш. Отсутствие какой-либо стадии приводит к тому, что следующая просто не наступает.

  Если все происходит естественным образом, то импринтинг сразу после рождения у человека на этой стадии можно разделить на 2 больших этапа:

Первый  этап — первичный  импринтинг (происходит в течение первого часа-двух после рождения). Здесь выделяют 4 фазы:

Релаксация (первые 15 – 25 минут после рождения): первый контакт «кожа к коже», который стимулирует у женщины выделение гормонов.

Пробуждение. Поисковый рефлекс — рефлекс поиска груди.

Активная  фаза (через 15 – 40 минут после рождения): ребенок нашел и взял грудь в момент проявления поискового рефлекса, кормление молозива.

Отдых и сон (через 2 – 3 часа): после того как малыш проявил поисковую активность, взял материнскую грудь и получил первые капли молозива, он засыпает.

Второй  этап — вторичный  импринтинг (наступает через 1,5 – 2-х часового сна только в случае, если первичный состоялся и продолжается в течение первых суток после рождения).

  Первый этап помогает младенцу закрепить образ матери, запомнить правильное положение у груди и способ прикладывания к ней. Вторичный импринтинг завершает все стадии импринтинга и помогает матери и ребенку запомнить друг друга и наладить полноценное кормление грудью.

2.3. Довербальные импринты.

  Проходит период от рождения до 8 месяцев или 1 года — до момента начала прямохождения, принятия вербальной модели и окончательного отделения себя от мира. Иммунная и нервная системы остаются недеформированными к моменту рождения и формируются в едином ритме с формированием нервной системы и под воздействием стимулов внешней среды и формирования языка. Данный период отличается от предыдущего как наличием нескольких периодов импринтной уязвимости (например, формирование пищевых импринтов), так и повышением количества и интенсивности импринтных стимулов. Многочисленные данные говорят о том, что именно от раннего опыта во многом зависит развитие мозга. Можно предположить, что соотношение различных влияний и стимулов в раннем детстве скажется на том, каково будет в последующем соотношение нервных структур, командующих теми и другими эмоциями.

  Основа для сложных, иерархичных импринтов завершает свою закладку в данном периоде. Но в этот период импринты еще не имеют прочную структуру взрослого и даже родовые импринты могут измениться вследствие продолжающегося формирования нервной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 
У человека есть несколько видов научения. Первый и простейший из них объединяет человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой. Это — научение по механизму импринтинга, т. е. быстрого, автоматического, почти моментального по сравнению с длительным процессом обучения приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. К примеру, достаточно в поле зрения новорожденного утенка появиться матери-утке и начать двигаться в определенном направлении, как, встав на собственные лапки, птенец начинает автоматически всюду следовать за ней. Это происходит, как показал К. Лоренц, даже тогда, когда в поле зрения новорожденного птенца оказывается не утка-мать, а какой-либо иной движущийся предмет, например человек. Другой пример: достаточно прикоснуться каким-либо твердым предметом к внутренней поверхности ладони новорожденного, как у него автоматически сжимаются пальцы руки. Как только новорожденный касается груди матери, у него сразу же срабатывает врожденный сосательный рефлекс. Через описанный механизм импринтинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты, включая двигательные, сенсорные и другие. По традиции, сложившейся со времен И. П. Павлова, подобные формы поведения называют безусловными рефлексами, хотя для их наименования больше подходит слово «инстинкт». Такие формы поведения обычно генотипически запрограммированы и мало поддаются изменению. Тем не менее, элементарное научение хотя бы в виде подходящего «пускового» сигнала необходимо и для включения в действие инстинктов. Кроме того, показано, что многие инстинктивные формы поведения сами по себе достаточно пластичны.

 
 

Список  литературы. 

 

  1. Р.С. Немов  Психология образования. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. — 4-е изд. — М.: Владос, 2000.
  1. H.H. Данилова, А.Л. Крылова. Физиология высшей нервной деятельности. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
  2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - М., 2005.
  3. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1988.
  4. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. Издательство: Академия, 2000.
  5. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. - М.: Аспект Пресс, 2000.
   

   

Информация о работе Импринтинг (физиологические значения в процессе развития)