И.М. Сеченов - основатель науки о поведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:25, контрольная работа

Описание

На старших курсах после знакомства с главными медицинскими предметами Сеченов разочаровался в медицине того времени.
Он стал мечтать о физиологии. Окончив курс обучения, Сеченов сдавал не обычные лекарские, а докторские экзамены. После успешной защиты диссертации Сеченов отправился за границу "с твердым намерением заниматься физиологией". Начиная с 1856 года он несколько лет проводит за границейТам же он пишет докторскую диссертацию "Материалы к физиологии алкогольного опьянения", опыты для которой ставит на себе.

Содержание

Введение 3
1.Основные механизмы поведения. 7
2.Поведение, как приспособление к среде. 8
3.Инстинкты – основы проявления человека. 11
4. Роль общественной среды. 14
Заключение 20

Работа состоит из  1 файл

Частное учреждение образования.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

     В отличие от контактов социальные действия совершаются не просто в  определенных условиях, а с учетом ситуации их реализации. Как указывает  С.С. Фролов, “ ситуация входит в  систему социального действия через  ориентацию индивида. Действия индивидов в социально типичных

     1)психосоматические, связанные с общекультурными способами удовлетворения биологических потребностей;

     2)психодраматические, связанные с актуализацией поведенческих паттернов, отвечающих требованиям социального окружения;

     3)социальные, связанные с ожиданиями в адрес того или иного индивида со стороны других людей или социальных групп.

     Иногда  социальные взаимодействия могут принять  форму конфликта. Конфликтное взаимодействие всегда характеризуется противоборством  сторон в их стремлении достичь той же (единой для обеих сторон) цели – обладать предметом конфликта, который не может быть поделен между участниками.

     Всякое  воздействие оказывает трансформирующее влияние на человека. Степень податливости трансформирующим влияниям социальных воздействий определяется свойством конформности индивида. Само это свойство является производным от целого ряда факторов. К важнейшим из них относятся:

     уровень интеллектуального развития человека,

       его компетентность,

       уверенность в себе,

     положение в группе,

     степень идентификации с ней,

     возраст индивида,

     близость  и легитимность воздействующего  авторитета,

     сила  воздействия ситуации,

     сложность решаемой в ней задачи,

     размер  группы,

     единомыслие и сплоченность ее членов,

     публичность-анонимность  ответа,

     отсутствие предварительных заявлений.

     Социальная  действительность дает нам огромное число примеров социальных воздействий  продуцируемых людьми. Описать их все не представляется возможным. Поэтому  ограничимся их многофакторной классификацией.

     Может быть выделено множество видов социальных воздействий в зависимости от цели, содержания, направления социальных воздействий, субъектов их осуществляющих, выбора средств воздействия и их формы, адресности, степени эффективности и количества воздействий.

     В зависимости от цели социальные воздействия бывают программирующими, стимулирующими, предупреждающими, активизирующими и тормозящими. Программирующие воздействия задают систему мотивов или последовательность действий индивида, стимулирующие – расширяют систему мотивации, побуждают человека к принятию или смене системы установок и отношений. Предупреждающие воздействия представляют собой барьеры и ограничения к совершению определенных нежелательных действий, выполнению деятельности, которая опасна для субъекта или его окружения. Активизирующие воздействия направлены на повышение эффективности деятельности, увеличение ее скорости, производительности, они подталкивают человека к совершению определенных действий. Тормозящие же, напротив, вводят систему запретов на какие-то формы поведения, совершение каких-либо действий, включая перцептивные, интеллектуальные, эмоционально-выразительные и т. п. В ответ на оказанные воздействия человек или группа людей могут подчиняться давлению, то есть поступать конформно или противостоять им, проявляя нонконформность и независимость. Поэтому в графе “Реакция субъекта” каждому виду социальных воздействий соответствуют как минимум две полярные реакции – конформная и нонконформная или автономная. Иногда к ним добавляются когнитивные и эмоциональные реакции. 

     В зависимости от содержания социальные воздействия подразделяются на социализирующие, воспитательные, образовательные и  ориентирующие. Социализирующие воздействия  несут в себе информацию о принятых в данной общности установках и нормах поведения, эмоциональных и прочих реакциях на их соблюдение и нарушение, распространенных предрассудка и предубеждениях. Воспитывающие социальные воздействия оказывают влияние на интересы, ценностные ориентации, идеалы и личностные смыслы поступков человека, путем их структурирования, пополнения, развития или дискредитации. Образовательные воздействия способствуют передаче общественного опыта, накопленного в области науки, техники, искусства, культуры и религии. Наконец, в эту же группу включены ориентирующие социальные воздействия. Они побуждают человека к интернализации принятой в обществе или группе системы знаков, символов и социальных ориентиров. 

     По  направленности воздействий можно  выделить прямые, оказываемые непосредственного  на самого субъекта, и косвенные. К  ним относятся воздействия на социальное окружение индивида и условия его деятельности. Последний вид предполагает большой диапазон изменения экономических, социально-психологических, эргономических условий, а также степени трудности деятельности, ее разнообразия, напряженности, ответственности индивида за полученные результаты. Следует отметить, что на косвенные воздействия человек, как правило, реагирует изменением отношения или эмоционального состояния. Возможны изменения и функционального состояния, например появление утомления, монотонии и т.п. 

     В качестве субъектов воздействия  могут выступать как отдельно взятые индивиды, так и различные  социальные общности, и общество в  целом в лице средств массовой коммуникации. Поэтому, взяв за основание  классификации субъектов воздействия, нами были вычленены индивидуальные, групповые, институциональные и общественные или сетевые, исходящие от средств массовой коммуникации, социальные воздействия. В ответ на воздействие средств печати, радио, телевидения, мировых компьютерных систем человек может не просто принимать или отвергать какую-либо информацию, но усваивать установки, изменять уже имеющиеся, а в случае противоречивости полученной информации реагировать сомнением и пассивностью, то есть снижением степени социальной активности. 

     На  основании выделения средств  воздействия социальные воздействия  можно классифицировать на четыре вида – убеждающие, внушающие, принуждающие и обучающие. Убеждающие воздействия  апеллируют к разуму субъектов, внушающие  к эмоциям и чувствам, инстинктам и врожденным мотивам поведения. Принуждающие или давление прибегают к использованию различных манипулятивных приемов (шантажу, угрозам, посулам, обещаниям, подаркам, комплиментам), способных вызвать желаемый вид поведения индивида, а также уговоров, ссылок на существующее мнение, положение и т.п. Обучающие воздействия предоставляют в пользование субъекта определенную информацию, которая может пригодиться ему в данный момент или в будущем. Последние в качестве ответной реакции имеют не просто различную степень присвоения социального опыта, но и развитие способностей, сущностных черт человека.

     Самую многочисленную группу видов социальных воздействий составляет классификация, в основу которой выделение различных  форм воздействия. Так социальные воздействия могут принимать форму социального контроля и оценки, интерпретации поведения, чувств, качеств другого индивида, инструктирования, просьб, приказов, угроз, шантажа и т.д. Если социальные воздействия включены в контекст социального взаимодействия, то они принимают форму позитивного или негативного подкрепления. В этом случае вероятность получения парадоксальной обратной реакции очень низка, практически приближается к нулю, то есть в ответ на позитивное подкрепление мы получаем усиление реакции, а в ответ на негативное – ее угашение. В исследованиях необихевиаристов это было многократно подтверждено в лабораторных экспериментах на животных и полевых экспериментах на детях [6]. Правда однократного подкрепления порой бывает недостаточно и требуются систематические подкрепления для получения нужной ответной реакции. 

     Еще одним основанием для классификации  является адресность воздействий. В  зависимости от адресата воздействия  могут апеллировать к разуму, чувствам, прошлому опыту, моральному сознанию индивида или направляться его подсознанию. 

     Степень эффективности воздействий задает непрерывную шкалу их изменений. В приведенной классификации  зафиксированы лишь два дискретных полярных вида социальных воздействия  – это эффективные и неэффективные. Первые в качестве ответной реакции имеют поведение или состояния, соответствующие ожиданиям других людей, являющихся субъектами воздействия, вторые – напротив, предполагают ответные реакции несоответствующие ожиданиям. 

     Наконец, по количеству воздействий выделено три вида. К ним относятся одиночные, способные вызвать практически любые ответные реакции в диапазоне от абсолютно конформных до полностью нонконформных, автономных. Второй вид – множественные воздействия, повышающие вероятность получения ожидаемых реакций; и третий - массированные, способные привести к появлению аффективных эмоциональных состояний, например, растерянности, паники, ступора и т. п. 

     Приведенная классификация не претендует на универсальность. Однако она является многофакторной и позволяет составить достаточно полное представление о разнообразии возможных видов социальных воздействий, их группах и унифицировать ответные реакции на них.

     Если  субъект принимает воздействие, то ответная реакция будет конформной вне зависимости от ее конкретного  содержания. Это может быть изменение поведения, изменение установки, принятие решения, интериоризация социального опыта и т. д. Если воздействие не принимается или оказывается малоэффективным, то ответная реакция будет несоответствующей ожиданиям или нонконформной. Она будет продуцирована мотивами, интересами, убеждениями самого субъекта, его планами, установками, переживаниями. Сказанное не означает, что субъект не реагирует на социальное воздействие, хотя это может показаться стороннему наблюдателю или тому, кто воздействует на человека. Реакция в любом случае есть, просто она имеет иную направленность. 

     Объяснение  существующего разнообразия ответных реакций может быть дано через  введение понятия формирующая среда. При этом термин “формирующая”  понимается в смысле детерминирующая ответные реакции, состояние и поступки индивида в системе социального взаимодействия. Мы рассматриваем формирующую среду в качестве одного их важнейших механизмов социального становления личности. Другим таким механизмом является конформизм. 

     Конформизм, как специфическая ответная реакция  на социальные воздействия, является многоаспектным и разноуровневым психологическим  феноменом. Анализ литературных данных позволяет выделить четыре вида конформизма (таблица 1). Мы обозначили эти виды следующим образом: личностный, личностно-интеракицоннный, ситуационный и групповой виды. Каждый из них детерминирован определенным набором факторов. Изменение направленности или величины (степени выраженности) фактора влияет и на выраженность конформизма. Факторы могут взаимодействовать друг с другом, что также ведет к изменению картины поведения человека и варьированию динамики его конформности.

     Групповой конформизм присущ личности или одной  группе лиц в отношении другой, а также меньшинству в отношении  большинства. Увеличивать вероятность конформных реакций будут высокая сплоченность группы и возможность осуществления ею социального контроля и негативного подкрепления (наказания) своих членов. Численность группы, характер деятельности и коммуникации связаны с уровнем конформизма более сложной зависимостью. Но групповой конформизм действует лишь в рамках членства, то есть этот вид конформизма проявляется у личности лишь в том случае, если она является или считает себя членом данной группы, а также у группы в отношении других групп, если они связаны совместной деятельностью или входят в состав единой социальной общности. Таким образом, групповой конформизм характеризует процессы социального взаимодействия.

     Зависимость между разнообразными воздействиями  среды и поведением субъекта носит вероятностный характер: оперантная реакция, подкрепляемая положительным результатом, имеет тенденцию к закреплению и повторению, а неподкрепляемая будет постепенно угасать. Именно по этой схеме происходит социальное научение.

     Таким образом, в ситуациях социального взаимодействия люди используют в качестве средств социального воздействия друг на друга первичные и вторичные или условные стимулы для позитивного подкрепления желаемых форм поведения и негативное подкрепление для устранения нежелательных. Они, кроме того, прибегают к использованию аверсивных стимулов, хотя в этом случае результат может быть достаточно далек от желаемого. Социальная среда и социальные воздействия, выступая в качестве непосредственных детерминант, тем не менее, не могут гарантировать обязательного появления желаемого поведения или его изменения в нужную сторону. Во взаимодействии субъекта и социальной среды вмешивается некий фактор, определяющий его результат. Его условно можно назвать предрасположенностью субъекта к изменению своего поведения в желательную для другого лица сторону[4]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе И.М. Сеченов - основатель науки о поведении