Иллюзии восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:28, реферат

Описание

Иллюзии - это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Термин «искаженное» означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. В хорошо известной иллюзии Мюллера – Лайера две горизонтальные линии (или стрелы) равны по длине, но линия с расходящимися вовне наконечниками кажется длиннее. С учетом приведенного выше определения можно выделить два типа иллюзий: те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.

Работа состоит из  1 файл

иллюзии восприятия.docx

— 18.28 Кб (Скачать документ)

Иллюзии - это ложное или  искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего  испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным  суждениям об объекте восприятия. Термин «искаженное» означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. В хорошо известной иллюзии Мюллера – Лайера две горизонтальные линии (или стрелы) равны по длине, но линия с расходящимися вовне наконечниками кажется длиннее. С учетом приведенного выше определения можно выделить два типа иллюзий: те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.

 

Примерами иллюзий первого  типа могут служить миражи или  искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии.

 

В настоящее время нет  общепринятой психологической классификации  иллюзий восприятия. Иллюзии имеют  место во всех сенсорных модальностях. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии, например иллюзия Мюллера  – Лайера.

 

Примером проприоцептивной иллюзии может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля  уходит из-под ног, как палуба при  сильной вертикальной качке. Элемент  неопределенности несет в себе локализация  звука, например «эффект чревовещателя», или приписывание голоса кукле, а  не артисту.

 

Вкусовые иллюзии относятся  к иллюзиям контраста: в данном случае вкус одного вещества влияет на последующие  вкусовые ощущения. Например, соль может  придать чистой воде кислый вкус, а  сахароза заставить ее горчить.

 

Для объяснения иллюзий был  выдвинут целый ряд теорий. По мнению И. Рока, наиболее пригодной для этой цели является гештальтпсихология, так  как она указывает на ошибочность  гипотезы константности.

 

С точки зрения данной теории иллюзии не являются чем-то аномальным или неожиданным: восприятие зависит  не от отдельного стимула, а от их взаимодействия в зрительном поле. Например, если нейтральный  цвет основан на соотношении интенсивностей соседних областей, то контраст будет хотя и иллюзорным, но предсказуемым.

 

Теория смещения, или ошибочного сравнения, объясняет возникновение  иллюзий исходя из эффекта асимметрии. Например, иллюзия Мюллера – Лайера является скорее результатом удлиняющего  эффекта расходящихся клиньев, чем  сокращающего эффекта клиньев сходящихся.

 

 

 

Что такое восприятие

 

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с  ним человек получает не только через  ощущения, но и через восприятия. И ощущения и восприятия - звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но имеют  и свои отличительные особенности. В результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах  предмета - о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр. Но в реальной жизни мы видим не просто пятна  света или цвет, слышим не просто громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или электрической лампы, слышим мелодии музыкального инструмента или голос человека и пр. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.

 

Восприятие - это отражение  предметов и явлений, целостных  ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

 

В основе восприятия лежат  ощущения, но восприятие не сводится к  сумме ощущений. Например, мы воспринимаем книгу, а не просто сумму ощущений цвета, формы, объема, шероховатости  поверхности предмета.

 

Без ощущений невозможно восприятие. Однако кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в  виде представлений и знаний. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого прошлый  опыт. Иначе говоря, восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления. Большое значение в  процессе восприятия имеет речь, называние, т.е. словесное обозначение, предмета.

 

Как же происходит процесс  восприятия? Специальных органов  восприятия нет. Материал для восприятия дают уже известные нам анализаторы. Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Любой предмет  или явление действительности выступает  как сложный, комплексный раздражитель. Восприятие есть результат аналитико-синтетической  деятельности коры мозга: отдельные  возбуждения, ощущения связаны друг с другом, образуя определенную целостную  систему.

 

Виды восприятия

 

В зависимости от того, какой  анализатор играет в восприятии преобладающую  роль, различают зрительные, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

 

Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетание различных  видов восприятия.

 

В отличие от ощущений, образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К  сложным видам восприятий относятся, например, восприятие пространства и  восприятие времени. Воспринимая пространство, т.е. удаленность предметов от нас  и друг от друга, их форму и величину, человек основывается как на зрительных ощущениях, так и на ощущениях  слуховых, кожных и двигательных.

 

При восприятии времени помимо слуховых и зрительных ощущений большую  роль играют ощущения двигательные и  внутренние, органические.

 

По силе звука грома  мы определяем расстояние, отделяющее нас от приближающейся грозы, при  помощи осязания мы с закрытыми глазами  можем определить форму предмета. У людей с нормальным зрением  слуховые и осязательные ощущения играют подсобную роль в восприятии пространства. Но эти ощущения приобретают основное значение для лиц, лишенных органа зрения.

 

Под восприятием времени  понимается процесс отражения длительности и последовательности событий, происходящих в объективном мире. Непосредственному  восприятию поддаются только очень  короткие временные отрезки. Когда  же речь идет о более длительных отрезках времени, то правильнее говорить не о восприятии, а о представлении  времени. Восприятие времени характеризуется  высокой степенью субъективности. Восприятие длительных отрезков времени зависит  от того, заполнены ли они какой-нибудь деятельностью, а если заполнены, то каков характер этой деятельности. Заполненные положительно эмоционально окрашенными действиями и переживаниями  человека отрезки времени воспринимаются как более короткие. Незаполненные же или заполненные отрицательно окрашенными эмоциональными моментами воспринимаются как более длинные. Время, заполненное интересной работой протекает гораздо быстрее, чем то же время, занятое монотонной или скучной деятельностью. Неинтересная лекция, скучные уроки кажутся гораздо длиннее, чем лекция или урок в школе, проведенные выразительно, интересно, пробуждающие живую мысль слушателей. Наиболее коротким нам кажется время, в течение которого надо успеть сделать многое.

 

Есть люди, которые всегда знают, который сейчас час и могут  проснуться в нужное время. У таких  людей хорошо развито чувство  времени. Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накапливаемого опыта.

 

Чем богаче жизненный опыт, тем легче ориентироваться во времени, тем легче отрешиться от субъективных элементов в переживании  времени.

 

Основные свойства восприятия

 

Воспринимает окружающую действительность не тот или иной орган чувств, а человек определенного  пола и возраста, со своими интересами, взглядами, направленностью личности, жизненным опытом и пр. Глаз, ухо, рука и другие органы чувств лишь обеспечивают процесс восприятия. Поэтому восприятие зависит от психических особенностей личности.

 

Избирательность восприятия. Из огромного числа многообразных  воздействий мы с большой отчетливостью  и осознанностью выделяем лишь некоторые. То, что находится в центре внимания человека при восприятии называют объектом (предметом) восприятия, а все остальное - фоном. Иначе говоря, что-то для человека в данный момент является основным в восприятии, а что-то второстепенным.

 

Предмет и фон динамичны, они могут меняться местами - то, что было объектом восприятия может стать на какое-то время фоном восприятия.

 

Восприятие всегда избирательно и зависит от апперцепции.        

 

 

Апперцепция - это зависимость  восприятия от общего содержания психической  жизни человека, его опыта и  знаний, интересов, чувств и определенного  отношения к предмету восприятия. Известно, что восприятие картины, мелодии, книги у разных людей отличается своеобразием. Иногда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему  хочется. Все виды восприятия осуществляются конкретным, живым человеком. Воспринимая  предметы, человек выражает определенное отношение к ним.

 

Так, младшие школьники  лучше замечают ярко-окрашенные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Они полнее и лучше воспринимают рисунок, который учитель выполняет при них на доске, чем тот рисунок, показываемый уже в готовом виде. Все, что включено в трудовую учебную, игровую деятельность самого ребенка и тем самым вызывает его активность и повышенный интерес, воспринимается более полно. Разнообразные практические занятия и упражнения ведут к более глубокому восприятию, а следовательно, к познанию предметов и явлений.

 

Иллюзии восприятия. Иногда наши органы чувств подводят нас, как  бы обманывают. Такие «обманы» органов  чувств называют иллюзиями. Поэтому  фокусника, секрет работы которого состоит  не только в ловкости рук, но и в  умении «обмануть» зрение зрителей, называют иллюзионистом.

 

Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Это  нашло отражение и в разговорной  речи и в пословицах: «не верь глазам своим», «обман зрения».

 

Иллюзии восприятия бывают у  всех людей. Покажите рисунки, иллюстрирующие зрительные иллюзии, любому из ваших  знакомых, и у них они вызовут  ту же иллюзию, что и у вас.

 

О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, архитекторы, портные. Они используют их в своей работе. Например, портной шьет платье из ткани  в полоску. Если он расположит ткань  так, чтобы полоски шли вертикально, то женщина в этом платье будет  казаться выше ростом. А если «положить» полоски горизонтально, то хозяйка  платья покажется ниже и толще.

 

Иллюзии наблюдаются не только при зрительном, но и при других видах восприятия.

 

Порой нас обманывают и  другие органы чувств. Попробуйте подержать  руку в очень холодной воде, а  потом опустите ее в теплую. Вам будет казаться, что ваша рука попала чуть ли не в кипяток.

 

Если съесть кусочек лимона или селедки и запить его чаем с небольшим количеством сахара, то первый глоток покажется очень  сладким.

 

Иногда иллюзии возникают  по влиянием сильных эмоций. Например, в страхе человек может принять одну вещь за другую (пень в лесу - за зверя или человека). Такие иллюзии случайны и имеют индивидуальный характер.

 

Истинность восприятия проверяют  практикой.

 

Восприятие тесно связано  с прошлым опытом человека, его  прежними восприятиями. В процессе восприятия очень важно узнавание, без него фактически нет восприятия. Воспринимая предмет, мы можем точно  назвать его или сказать, что  он нам напоминает. Всякое явление  в процессе восприятия мы понимаем с точки зрения уже имеющихся  знаний, опыта. Это дает возможность  включить новое знание в систему  уже имеющихся знаний.

 


Информация о работе Иллюзии восприятия