Игровая деятельность дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 22:04, контрольная работа

Описание

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.

Работа состоит из  1 файл

игровая деятельность дошкольника.docx

— 38.49 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования РФ. Калмыцкий Государственный  университет. 
 
 
 
 
 

    Игровая деятельность   дошкольника.

    Контрольная работа по возрастной психологии. 
     
     
     
     
     

                                     Выполнила студентка 2 курса

                                                                                         ОЗО ПиМНО  КГУ

                                                                                         Романова А. А.

                                                                                         Проверил:

                                                                                         Егоров В. А.

  1. Социальная  природа ролевой  игры дошкольника.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин  видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.

Разрыв между  реальным уровнем развития и идеальной  формой, с которой ребенок взаимодействует, приводит к тому, что единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, и действовать внутри этой модели, - это сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Огромное  значение игры для развития всех психических  процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором сокращены операции, предметы условны. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, который никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность моделирования состоит в воссоздании объекта в другом материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д. Б. Эльконин называл игру гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека.

Предмет игровой  деятельности – взрослый человек  как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила. Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Игра – это не всеобщая форма жизни всех детей, она – образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает пустой промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос.

  1. Значение игры для развития психики ребенка.

В игре ребенку  впервые открываются отношения, объективно существующие между людьми, он начинает постигать, что участие  в каждой деятельности требует от человека исполнение определенных обязанностей и дает ему ряд прав. Исполнение роли в сюжетной игре как раз и  заключается в том, чтобы исполнять  обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению  к другим участникам  игры. Последовательное исполнение определенных ролей дисциплинирует играющих детей. В совместной деятельности они учатся согласовывать свои действия. Эти реальные взаимоотношения с  другими членами детской группы не только формируют коллективистические  качества, но и поднимают самосознание ребенка. Ориентировка на сверстников, на мнение зарождающегося коллектива формирует в ребенке социальные чувства: самостоятельность, способность  следовать за группой, способность  к сопереживанию и т.д.

Таким образом, если сюжет игры позволяет ребенку  ознакомиться с деятельностью и взаимоотношениями взрослых, то реальные взаимоотношения учат его вести себя в различных ситуациях, наблюдающихся в детских играх. При этом каждый ребенок учится вести себя сообразно общей ситуации игры, требованиям данной группы детей и собственным индивидуальным способностям. Выбор поведения зависит от общего состава детей и от оценки собственных возможностей. Есть дети, которые любят командовать, и дети, предпочитающие оставаться в тени. Место, занимаемое в игре, еще не определяет меру пассивности ребенка.

В дошкольном возрасте, в процессе взаимодействия со сверстниками, развивающаяся у  детей потребность в признании  находит свое выражение в притязании на значимое для всех место в группе сверстников. Притязание есть естественная форма социальной активности, условие  нормального развития личности. Однако это явление не лежит на поверхности, так как притязание на значимое место  ребенок по большей части обнаруживает в исключительных, благоприятных для себя условиях.

В ситуации совместной деятельности со сверстниками у ребенка обнаруживается потребность  в признании другими людьми. Когда  эта потребность в признании  выражается в притязании на статусную  роль в игре, эмоциональная идентификация  с победителем осложняется. Как  существу социальному и притязающему, ребенку становится сложнее сопереживать признанному, радоваться радости победителя. Обычно страсти начинают кипеть при  распределении ролей и в момент включения в игру, когда роли уже  распределены. Взаимодействие потребности  в признании и способности  к сопереживанию обусловлено  отношениями  в группе ровесников, занятых совместной деятельностью. Все сказанное позволяет понимать играющую группу детей как своего рода школу социальных отношений, в  которой постоянно моделируются и укрепляются социальные формы  поведения. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей со сверстниками.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роль воображаемых персонажей. В игре ребенок очень быстро постигает возможность замены реального предмета игрушкой или случайной вещью. Дошкольник может камешком замещать хлеб, палочкой – человечка. Он не только замещает одни предметы другими, но может замещать предметы, животных и других людей своей собственной персоной. Например, стреляет из ружья и сам падает вместо волка, ведет воображаемый тепловоз и сам в качестве тепловоза гудит и набирает скорость.

Таким образом, игра на этом этапе становится символической  по своему существу. Символическая  игра, употребление ребенком символов – существенный момент в развитии его психики. Использование символов, способность замещать один объект другим представляет собой приобретение, обеспечивающее в дальнейшем овладение социальными знаками. Благодаря развитию символической функции у ребенка формируется классифицирующее восприятие, существенно изменяются содержательная сторона интеллекта и другие собственно человеческие способности. Широкое использование одних предметов в качестве заместителей других  еще не дает основание для утверждения, что в детской игре все может быть всем. Ребенок ориентируется на свойства предметов-заместителей. Все превращения обусловлены сходством формы, цвета или сходством функциональных особенностей. Важно и следующее: после того, как ребенок дает свое название предмету, он начинает действовать с ним не в соответствии с его изначальными особенностями, а в соответствии с его новым названием. Если палка превратилась в ружье, то из него стреляют, если в коня,- на нем скачут, если в пароход,- то он должен плыть и приставать к берегу.

Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель – сосредоточить внимание, запомнить и припомнить – выделяется для ребенка раньше всего в игре. Сами условия игры требуют от участников сосредоточения на предметах. Включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры. То он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает детей к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Очень большое  влияние оказывает игра на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способности к коммуникации. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции товарищей по игре, то им будут тяготиться сверстники. Эмоциональное неблагополучие в этом случае стимулирует развитие речи.

Игра влияет на интеллектуальное развитие: в игре ребенок научается обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова и т.д. вхождение в игровую ситуацию является условием разных форм умственной деятельности ребенка. Так, от мышления в предметном манипулировании ребенок переходит к мышлению представлениями уже тогда, когда начинает давать предмету не его собственное название (хотя ребенок хорошо его знает), а название того предмета, который нужен в данной игровой ситуации. В этом случае выбранная вещь выступает, во-первых, как своеобразная внешняя опора для мысли о подразумеваемом предмете и, во-вторых, как опора для реальных действий с этим предметом. Таким образом, в ролевой игре начинает развиваться способность действовать в мысленном плане. Первоначально действие в мысленном плане протекает только при опоре на реальные предметы. Ребенок от реальных действий с предметами, которым он дает новые названия и, следовательно, новые функции, постепенно переходит к внутренним, собственно умственным действиям. Основу для перехода к умственным действиям составляет сокращение и обобщение игровых действий.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые  потом приобретают самостоятельное  значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение и она освобождается от игры.

  1. Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника.

Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок.  При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека, а действует, как взрослый человек и этим как бы отождествляет себя с миром взрослых. Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Игровое действие является способом осуществления роли. Невозможно представить себе ребенка, который, взяв на себя роль взрослого, оставался бы бездеятельным и действовал бы только в умственном плане – в представлении и воображении. Между ролью и соответствующими ей игровыми действиями имеются тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражена в игре система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых. И наоборот – чем более конкретны и развернуты игровые действия, тем больше уходят на второй план отношения между людьми и тем более выходят на первый план предметное содержание воссоздаваемой деятельности.

При анализе  игры необходимо различать ее сюжет  и содержание. Сюжет игры – это та область социальной действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и его знакомством с окружающим. В разные исторические эпохи, в зависимости от социальных, бытовых и семейных условий, дети играют в разные по своим сюжетам игры. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети плохо знакомы с окружающим миром людей, они играют мало, их игры однообразны и ограниченны. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети все более от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует материал для игры. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телесериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых. Однако, это не меняет сути игры: при всем многообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность людей, их поступки и отношения.

Информация о работе Игровая деятельность дошкольника