Игра как метод психокоррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:00, контрольная работа

Описание

Методов коррекции на сегодняшний день очень много. Одним из методов коррекции является игра. Игра может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка. Содержание детской игры, степень ее сложности, особенности ее организации, действующие лица, конфликты и реакции ребенка, выраженные аффекты - все это представляет диагностическую ценность для психолога.

Работа состоит из  1 файл

Контр.Патеева.docx

— 28.21 Кб (Скачать документ)

1. Игра как метод коррекции

     Методов коррекции на сегодняшний день очень много. Одним из методов коррекции является игра. Игра может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка. Содержание детской игры, степень ее сложности, особенности ее организации, действующие лица, конфликты и реакции ребенка, выраженные аффекты - все это представляет диагностическую ценность для психолога.

     Игре как специфической разновидности человеческих действий посвящено много исследований, создано много теорий игр. Одну из первых создал Ф. Врубель, рассматривая игру как проявление потребности самовыражения ребенка. Игре посвящены работы К. Гросса, В.В. Давыдова, К. Круса, М. Лазаруса, С.Л. Рубинштейна, Т. Спенсера, Й. Хэйзинга, С.А. Шмакова, Д.Б. Эльконина.

     В комплексе с игрой для реализации коррекционной и терапевтической функций можно использовать рисование, психогимнастические процедуры, элементы музыкотерапии и сказкотерапии. В индивидуальном развитии ребенка игра формирует потребность ребенка воздействовать на мир, познавать мир, создавать мир и создавать себя. Игра создает личность. Через игру и в процессе игры ребенок упражняется, развивает себя (психически и физически). Происходит развитие мотивационной сферы, всех видов готовности к более сложной социальной жизни. Происходит становление волевых качеств, перестройка психических процессов, осознанность действий. Развивается интеллект. Изменяются процессы мышления: от наглядно-действенного до словесно-логического, и абстрактно-логического.

     В игровой деятельности осуществляется процесс воображения, представляющий высокую творческую форму мышления, обеспечивающую в будущем возможность личностной реализации в различных сферах человеческой деятельности.В игре зарождается творческое начало человека, основы трудовых действий, в игре начинается учение в форме усвоения социального опыта взрослых. На всех этапах человеческой жизни игра, как метод обучения, занимает достойное место.

     В педагогической практике применяются познавательные дидактические игры, способствующие развитию познавательной активности, стимулирующие познавательный процесс, интерес к процессу учения. Такие игры обеспечивают развитие коллективных отношений, снимают эмоциональную напряженность, создают атмосферу заинтересованного непринужденного выполнения учебных действий.

     Игру следует рассматривать как многофункциональный метод. Он направлен на усвоение нового материала, его закрепление, повторение, развитие всех видов мышления. Игре присуща тактическая и стратегическая направленность на формирование мировоззрения, качеств личности и способностей; на формирование организационных и организаторских, коммуникативных, экономических, гностических и функциональных умений. Учебные игры можно успешно использовать почти по всем предметам школьного цикла. Значимое место в учебном процессе занимают ролевые, деловые и ситуативные игры.В настоящее время получают достаточную популярность различные старые и новые игры.

Симулятивные игры - копирующие, дублирующие воспроизводство действий, качеств, просчет стратегических действий (применяются в обучении военных), проигрывании возможных ситуаций.

Игры-инсценировки - основаны на проигрывании ролей в  смоделированных ситуациях.

 

Метод инсценизаций - за счет него, например, осуществляется театрализованное воспроизводство событий и т.д.

Метод генерализации  идей - метод “мозговой атаки", “мозгового штурма” характеризуется  резкой активизацией мыслительной деятельности нескольких человек или группы с  целью за очень короткий отрезок  времени выработать максимальное число  идей (в том числе и совершенно нетрадиционных) для разрешения проблемы. Это достигается психологической  настройкой участвующих в разрешении проблемы через введение их в роли персонажей из реальной жизни, как бы реально существующих персонажей. Излагается суть поставленной проблемы, условия  ее решения, ограничения, связанные  с ее решением. И дается установка  в сжатые сроки выработать решения.

Метод случайности - основан на рассмотрении какого-либо случая группой учащихся, сопоставлении  решений, предлагаемых отдельными учениками, с правильным решением.

Ситуативный метод - основан на введении ученика  в какую-то сложную ситуацию.

Микро-преподавание - метод творческого обучения сложной  практической деятельности.

     Эффективность игровых методов зависит в первую очередь от методики их организации и проведения, требует значительных умственных и физических усилий, времени на подготовку, значительного объема справочной, монографической, учебной, методической литературы, технических средств.

      Под влиянием наследственных программ игра способствует отработке и накоплению соответствующего индивидуального опыта путем упражнения в сенсорной и моторной сферах налаживания сенимоторных взаимодействий, Формированию вида специфических комплексов поведения, приобретению навыков в общении, широкому ознакомлению с окружающим миром. Игра носит обучающий и развивающий характер, т.к ребенок играет не только с детьми, но и с родителями. Родители обучают детей многим навыкам, которые будут нужны во взрослом состоянии.

     В структурном плане игра отличается тремя характерными особенностями, которые можно учитывать при использовании игр в диагностической и коррекционной работе:

1. В игре  имеется упорядоченная последовательность  взаимодействий.

2. Имеется  подвох (это значит, что взаимодействие  происходит не двойном уровне и один из этих уровней скрыт от другого).

3. Имеется  выигрыш.

     Развивающий характер игры отражен во взглядах К. Гросса, который считал игру формой самоусовершенствования молодых существ, его теория носит название "Теория предупреждения". К этой же мысли склонялся В. Штерн, который назвал игру "Зарей" серьезного инстинкта.

 

                                      2. Виды психологических игр

     М.Р.Битянова выделяет несколько видов так называемых «больших» психологических игр.

1. Игровые  «оболочки»

     Первый вид — самый простой — это игровые «оболочки». Игровой сюжет выступает обрамлением, общим фоном, на котором решаются развивающие и коррекционные психологические задачи. В процессе таких игр могут развиваться: психические процессы и свойства, являющиеся базовыми для дальнейшего формирования субъектной позиции; коммуникативные навыки и социально-психологические особенности личности: социальное воображение, социальная перцепция, готовность к сотрудничеству и т.д.; рефлексия и саморефлексия.

2. «Игры-проживания»

     «Игра-проживание» позволяет создать условия для индивидуального и группового освоения некоторого пространства, построения в его рамках межличностных отношений, создания и осмысления ценностей личного существования в данной ситуации. Это более сложный вид игры. В рамках этих игр участники должны вступать во взаимодействие друг с другом, выстраивать их, обращаться к своему собственному «Я». В такие игры можно играть как с младшими школьниками, так и с учащимися средних и старших классов. На то, как будет проходить данная игра, существенно влияет уровень развития группы. В процессе таких игр развивается мотивационная сфера; происходит осмысление системы жизненных ценностей и смыслов; развивается умение строить свою деятельность в контексте ситуации и налаживать отношения с другими людьми; расширяются представления о мире человеческих чувств и переживаний.

3. «Игры-драмы»

     Главное, на что ориентированы «игры-драмы» — ситуация совершения выбора. Как только участник делает выбор, он ставится в ситуацию символического проживания выбранного пути. Участники «вживаются» в выбранные роли и ситуацию. В «играх-драмах» можно регулировать как глубину личностного погружения участников в процесс, так и степень близости отношений между ними. Соответственно, в процессе этих игр развивается мотивационная сфера участников, происходит осмысление системы жизненных ценностей и смыслов, развивается готовность к совершению выборов, навыки постановки и удержания цели в рамках совершенного выбора, навыки планирования деятельности и рефлексии. Подобные игры лучше всего проводить с учащимися старших классов.

4. «Деловые»  и проектные игры

     Эти игры направлены на освоение, осмысление так называемых инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений участников. «Деловые» игры с детьми могут носить несложный сюжетный характер, а могут иметь вид собственно организационного семинара.

     Назначение проектных игр — формировать проектное мышление участников, умение работать с проблемой. «Деловые» игры учат детей строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальные отношения со взрослыми. Особенно ценными представляются совместные деловые семинары школьников и взрослых — педагогов, родителей. Деловые игры могут успешно применятся в профориентационной работе с учащимися старших классов.

     Использование подобных игр предполагает развитие навыков целеполагания и планирования деятельности, развитие внутренней гибкости в разработке и изменении плана действий, навыков саморегуляции в процессе достижения целей, развитие социальной и личностной критичности, умений соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.

5. Психологические  акции

     Это еще один вид игровой работы в школе. Основная цель таких «акций» — расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, культурных ценностей, новых эмоциональных и интеллектуальных возможностей, моделей межличностных отношений. Важные особенности «акции» — ненавязчивость и необычность. Акции создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди — близкими и интересными собеседниками. Креативность, гибкость в принятии нового опыта — все это может развиваться в процессе данной игровой работы.

      Важно подчеркнуть, что на сегодняшний день наиболее распространенным видом игр, используемых психологом с учащимися, остаются ролевые игры. В их основе лежат субъект-субъектные отношения. Структуру такой игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов; отношения между играющими. Сюжетом игры является воспроизводимая в ней область действительности. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка и его социализация. Ролевые игры могут использоваться как самостоятельная форма коррекционной работы: их можно проводить на классных часах, во время факультативных занятий. В то же время ролевые игры могут использоваться в рамках других форм коррекционной работы: в тренингах и психотерапии.

 

3.Направления психологической  работы с использованием игры

     Диагностика. Игра может использоваться в диагностических целях. Спонтанная игра для психолога является одним из надежных источников информации. Наблюдение за игрой, ее изменениями в ходе работы, особенностями игры ребенка с психологом и с родителями, а также анализ событийного анамнеза ребенка, обратная связь от родителей - дают ясную картину о состоянии ребенка и этапе психологической работы, на котором он находится. Психологу становится понятно - куда двигаться дальше.

     Коррекция поведенческой сферы. Она осуществляется в основном обучающими, бихевиорально-ориентированными играми. В основном это касается социально-приемлемых способов реагирования, разнообразных паттернов и моделей поведения. Здесь игра носит направленный характер, директивный, заданный психологом. Например, сначала психолог демонстрирует игру-драматизацию, где показаны некоторые способы реагирования героя , его поведение и последствия для него. Затем вскрываются причинно-следственные связи и предлагается конструктивный способ реагирования, социально приемлемый паттерн поведения. Психолог показывает, как герой пробует эти новые модели поведения, и каковы позитивные последствия получаются в результате. Замечено, что на основе таких сказок-драматизаций ребенок некоторое время «тренируется», проигрывает в спонтанной игре подобный сюжет, а затем использует новые модели поведения в реальных отношениях. Сюда же можно отнести игры, в которых психолог ориентирует ребенка в реальном мире, пространстве и времени; обучает способам исследования предметов и людей. Объяснив ребенку, с помощью игры, – что происходит, почему , что является ресурсом, и как с этим жить дальше – психолог «контейнирует» (аналитический термин) тревогу ребенка, упаковывает ее и не дает ей разлиться на все его существование. Теперь, ребенок , зная как и что может быть, не так страшится столкновения с реальностью, даже если она не очень приглядна. Как говорится - «предупрежден – значит вооружен».

 

     Работа, направленная на разрешение внутриличностных конфликтов ( психологи называют этот процесс терапией). Одной из первых игру ,в качестве средства разрешения внутриличностных проблем, с детьми стала применять Анна Фрейд. Она тогда работала с детьми, пережившими бомбежки Лондона. С помощью игры ребенок получал возможность выразить свои переживания, что вело к освобождению его от страхов и пережитое не развивалось в психическую травму. Проработка внутриличностных конфликтов позволяет ребенку отреагировать сильный аффект (эмоции), осознать чувства, которые появляются от внутренней борьбы, от чувства неудовлетворенности, от пережитой психологической травмы, и, обеспечить ресурс для дальнейшей, качественно новой, жизни.

Информация о работе Игра как метод психокоррекции