Гуманистическая парадигма в психологии. Виктор Франкл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 11:20, реферат

Описание

Цель работы: ознакомление с теоретическими положениями гуманистической психологии, с личностью В.Франкла, основными идеями и положениями, его вкладом в психологическую практику.

Задачи:

1. Ознакомиться с взглядами на теорию личности следующих представителей гуманистической психологии: А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса.

2. Раскрыть основные идеи и положения В.Франкла, его вклад в психологическую практику.

Содержание

Введение 4
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 5
ИДЕИ ВИКТОРА ФРАНКЛА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ М.Е.ЛИТВАКА 9
ТЕХНИКА ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ИНТЕНЦИИ 22
БИОГРАФИЯ ФРАНКЛА В ЮБИЛЕЙНОЙ СТАТЬЕ ДМИТРИЯ ЛЕОНТЬЕВА «СЛУЧАЙ» ВИКТОРА ФРАНКЛА 24
Заключение 35
Литература 36

Работа состоит из  1 файл

реферат истории психологии.doc

— 521.00 Кб (Скачать документ)

ГАОУ  ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История психологии»

Гуманистическая парадигма в психологии. Виктор Франкл 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

выполнила         Г.Р.Галлямова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа 2011г.

 

 
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
 

 

Введение

 

    В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

    Представители А. Маслоу , К. Роджерс , В. Франкл , Ш. Бюлер , Ф. Бэррон , Р. Мэй , С. Джурард

    Предмет изучения гуманистической психологии уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Осуществление самого себя. Сознание собственного достоинства. Социальные потребности. Потребности в надежности. Этапы деградации личности. Поиск смысла жизни. Физиологические основные потребности. Непригодность исследования животных для понимания человека.

    Теоретические положения гуманистической психологии: человек целостен, ценны не только общие, но и индивидуальные случаи, главной психологической реальностью являются переживания человека, человеческая жизнь - целостный процесс, человек открыт к самореализации, человек не детерминирован только внешними ситуациями.

    Значимость  изучения концепций свободы личности актуальна в связи с тем, что  в настоящее время проблема внутренней свободы-несвободы так и не снята. Более того, она обостряется: возрастает количество видов зависимостей (наркотическая, игромания, зависимость от Интернета), множество людей поддаются влиянию различных идеологий и религиозных сект. Рост числа психогенных заболеваний также можно связать с внутренней несвободой. Необходимо упомянуть о тех проблемами, которые не настолько выражены и часто маскируются под «ценности». «Иметь или быть?» - задал вопрос Эрих Фромм современному человеку. Иметь – значит завесить: «Зависеть или быть?». Сегодняшнее общество – это общество «имеющих», следовательно, «зависимых», «несвободных».[1]

    Цель  работы: ознакомление с теоретическими положениями гуманистической психологии, с личностью В.Франкла, основными идеями и положениями, его вкладом в психологическую практику.

    Задачи:

    1. Ознакомиться с взглядами на теорию личности следующих представителей гуманистической психологии: А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса.

    2. Раскрыть основные идеи и положения В.Франкла, его вклад в психологическую практику. 

    При выполнении работы я опиралась на работы следующих авторов: М.Г.Ярошевский, Д.А.Леонтьев, М.Е.Литвак, Л. Максименко, и др.

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

    Рассмотрим  идеи представителей гуманистической психологии по учебнику М.Г.Ярошевского «История психологии от античности до середины ХХ века».

    Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.

    Каждое  новое направление в науке  определяет свою программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как "система реакций" (Скиннер), либо как набор "измерений" (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики - свободы воли - и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами "поля", бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка "грохотов бессознательного".

    Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование  во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая  была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к "рацио", к способности оперировать абстрактными понятиями, по другую - объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных" наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

    Основные  положения - нового направления - гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

    Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. "Собирание "голых фактов" делает психологию всадником без головы", - писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования личности, но в создании .новых объяснительных принципов личностного развития.

    Одним из главных постулатов теории Олпорта  было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

    Олпорт  одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, 'так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite - черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и 'формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

    Важным  для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом Олпорт решает проблему индентификации отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии.

    Олпорт  разработал не только свою теоретическую  концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского уни верситета (МММ), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) для анализа со вместимости, профпригодности и т. д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше *формации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.

    Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными-психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).

    В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский  университет, где он занимает пост председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской психологической ассоциации.

    Говоря  о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчерки вал, что он не отвергает  старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является антидоктринером, т. е. выступает против абсолютизации их опыта.

    Одним из самых больших недостатков  психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить  роль сознания, сколько тенденция  рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью.

    Не  менее активно Маслоу выступал и  против сведения всей психической жизни  к поведению, что было свойственно  бихевиоризму. Самое ценное в психике - ее самость, ее стремление к саморазвитию - не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая исследовала бы "Я-концепцию" личности.

    Маслоу  почти не проводил глобальных, крупно масштабных экспериментов, которые  характерны для американской психологии, особенно для бихевиоризма. Его небольшие, пилотажные исследования не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. Именно так он подошел к исследованию "самоактуализации" - одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

    В отличие от психоаналитиков, которых  интересовало главным образом отклоняющееся  поведение, Маслоу считал, что исследовать  человеческую при роду необходимо, "изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов". Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно полно и чет ко представленную в других, менее одаренных людях. Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек, при этом девять из них были его современниками, а девять - историческими личностями (А. Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джеймс, Б. Спиноза и др.).

    Эти исследования привели его к мысли  о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

    физиологические потребности - пища, вода, сон и т. п.;

    потребность в безопасности - стабильность, по рядок;

    потребность в любви и принадлежности - семья, дружба;

    потребность в уважении - самоуважение, признание;

    потребность в самоактуализации - развитие способностей.

    Одно  из слабых мест теории Маслоу заключалось  в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды и дефицитами потребности развития (самоактуализации) .

    В то же время большинство представителей гуманистической психологии приняло  термин "самоактуализация", введенный  Маслоу, как и его описание "самоактуализирующейся личности".

Информация о работе Гуманистическая парадигма в психологии. Виктор Франкл