Групповая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:05, контрольная работа

Описание

Актуальность темы обусловлена тем, что малая группа высокого уровня развития отличается сплоченностью, организованностью, четким распределением обязанностей, хорошими личными и деловыми взаимоотношениями, налаженным взаимодействием членов группы в совместной работе, отсутствием конфликтов и высокой эффективностью совместной деятельности. В традициях, принятых за рубежом, например в социальной психологии США и ряда других стран, группы высокого уровня развития называют командами, а в сложившихся в на

Содержание

Введение 3
1 Понятие группы и коллектива, их виды 4
2 Лидерские процессы в группе и их исследование. 13
3 Конфликты и их виды. 18
4 Законы бесконфликтного общения 24
Заключение

Работа состоит из  1 файл

групповая психология.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 3
1 Понятие группы и коллектива, их виды 4
2 Лидерские процессы в группе и их исследование. 13
3 Конфликты и их виды. 18
4 Законы бесконфликтного общения 24
Заключение 54
Список  литературы 55
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

    Актуальность темы обусловлена тем, что малая группа высокого уровня развития отличается сплоченностью, организованностью, четким распределением обязанностей, хорошими личными и деловыми взаимоотношениями, налаженным взаимодействием членов группы в совместной работе, отсутствием конфликтов и высокой эффективностью совместной деятельности. В традициях, принятых за рубежом, например в социальной психологии США и ряда других стран, группы высокого уровня развития называют командами, а в сложившихся в нашей стране традициях их именуют коллективами. Наша страна, отечественная педагогика и психология имеют приоритет в научном изучении коллективов. Известным педагогом А.С. Макаренко в свое время была разработана теория учебных, педагогических и трудовых коллективов, а также практика коллективного воспитания. Хотя эта теория и практика имели явно выраженный политический и идеологический уклон, в трудах Макаренко и особенно в созданной им практике коллективного воспитания было немало ценного. Отечественные психологи, например, Л.И. Уманский и А. Петровский, первыми приступили к психологическим исследованиям групп высокого уровня развития, именуемых коллективами.

    Коллектив как группа высокого уровня развития характеризуется особой системой отношений, которые описываются в таких терминах, как ответственность, коллективизм, сплоченность, открытость, контактность, организованность и информированность.

    Ответственность характеризуется добросовестным выполнением  членами коллектива тех функций, которые возложены на них в  совместной деятельности. Ответственность выражается в том, что обязанности выполняются членами коллектива добросовестно, без принуждения и жесткого внешнего контроля. На ответственного человека в коллективе всегда можно положиться, не беспокоясь о том, что он подведет. Группа называется коллективом, если все или абсолютное большинство ее членов ведут себя ответственно.

    1 Понятие группы и коллектива, их виды. 

    Психология  и поведение каждого человека, живущего в обществе, зависят от особенностей этого общества. Само по себе общество представляет сложную социальную структуру, состоящую из множества разнообразных социальных групп людей. Эти группы выделяются по самым разным признакам: профессии, возрасту, полу, социальной принадлежности, отношению к религии (вероисповеданию), месту, занимаемому в обществе, и т.д. Разные люди принадлежат к различным социальным группам, и это отражается на их психологии и поведении. По данной причине социальные группы интересуют не только социологов, но и психологов.

    Среди множества социальных групп, имеющихся в обществе, можно выделить малые и большие. Большими группами называются группы, которые существуют в масштабах всего общества. Они могут выделяться по разнообразным социально-демографическим признакам. Люди, входящие в состав больших социальных групп, лично могут быть не знакомы друг с другом, но их тем не менее объединяют не только те социальные признаки, по которым они выделяются, но также и общность интересов, психологии и поведения. К примеру, интересы, психология и поведение молодых людей отличаются от интересов, психологии и поведения людей пожилого возраста; интересы, поведение и психология власть имущих не всегда совпадают с интересами, поведением и психологией тех, кто властью не обладает.

    Большие социальные группы оказывают определенное влияние на людей, но оно является сравнительно слабым и не однозначным (на разных людей одна и та же большая социальная группа может оказывать различное воздействие). Это объясняется, во-первых, тем, что сами эти группы внутри себя неоднородны и состоят из различных боле мелких группировок; во-вторых, влияние больших социальных групп на людей является не прямым, а косвенным — опосредствованным через тех представителей данной большой социальной группы, с которыми интересующему нас человеку чаще всего и больше всего приходится общаться.

    Таким образом, необходимость глубже разобраться  в вопросе о том, какое влияние  общество оказывает на личность, понять, каким образом в окружении  других людей человек, как личность, формируется и развивается, приводит нас к понятию малой социальной группы.

    Малой социальной группой называют сравнительно небольшое объединение людей, которые  лично знают друг друга и находятся  друг с другом в постоянном, непосредственном личном и деловом общении. Так  понимаемую малую социальную группу объединяет гораздо большая общность психологии и поведения ее участников, чем большую социальную группу. Члены малой социальной группы, как правило, имеют общую цель, общие интересы, реализуемые в их совместной деятельности, общие ценности, взгляды, оценки и отношения (социальные установки). Между ними устанавливаются разнообразные личные, деловые, официальные, неофициальные, координационные, субординационные, рациональные и эмоциональные отношения.

    Что касается самого названия «малая социальная группа», то оно в данном случае представляется не существенным, второстепенным по отношению к тем характеристикам малой группы, которые описаны выше. Просто опытным путем или путем наблюдений установлено, что такого рода свойства и отношения характеризуют сравнительно небольшие объединения людей численностью от 2-3 до 30-40 человек. Именно в этих пределах обычно и устанавливаются границы численности малых групп. Они на практике определяются чисто эмпирическим путем: в реальной жизни небольшие объединения людей, отвечающие указанным выше признакам, находятся в указанных количественных пределах. Тот факт, что точное численное определение границ малых групп не является существенным, подтверждается и значительными расхождениями в установлении предельной величины малой группы. Они варьируют у разных авторов в довольно широких пределах: от 2-3 до 20-40 и более человек.

    Важной  формальной характеристикой малой  группы является то, что внутри нее  обычно не выделяются и не существуют как самостоятельные малые группы меньшего размера. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества (далее уже выделяются и рассматриваются не группы, а отдельные люди или личности).

    В составе разного рода малых групп  человек проводит большую часть  своей жизни. Примерами типичных малых социальных групп, в жизни и деятельности которых принимают участие практически все люди, являются семья, группы сверстников, учебные группы, небольшие трудовые коллективы. Кроме того, характерными для общества малыми социальными группами являются воинские подразделения, спортивные команды, различные небольшие объединения людей по интересам.

    Ученые  примерно подсчитали время нахождения человека в малых группах, и оказалось, что оно составляет более 90% всего  времени его жизни. Отсюда следуют, по крайней мере, три важных вывода.

    1. Человек — это существо, которое  ведет в основном групповой  или коллективный образ жизни.

    2. Основная масса воздействий, оказываемых  обществом на человека, осуществляется  через малые социальные группы, в состав которых данный человек входит.

    3. Для того чтобы понять, что  представляет собой человек как  личность, необходимо проследить  его участие в деятельности  различных малых социальных групп.

    В обществе имеется огромное количество малых групп, и все они разные. В этой связи возникает вопрос о разделении малых групп по их особенностям. Существуют разные способы классификации малых групп. Чаще других встречается разделение малых групп на следующие разновидности: микрогруппы и группы большей величины, референтные и индифферентные, естественные и лабораторные, формальные и неформальные, коактивные и интерактивные, слаборазвитые и высокоразвитые.

    Микрогруппами называются самые маленькие группы, включающие в себя два-три человека (их также иногда обозначают как  диады и триады). Примерами таких групп могут служить молодая семья, состоящая из мужа и жены, два-три друга, два-три человека, работающие вместе, и т л Хотя в действительности микрогрупп по сравнению с группами большей величины среди реально существующих малых групп сравнительно немного, они весьма распространены, поскольку отношения в любых других группах состоят из микрогрупповых отношений, т.е. любую сложную систему человеческих отношений, сложившуюся в группах, численностью четыре и больше человек, можно разложить на элементарные отношения между парами или тройками людей.

    В этой связи исследование человеческих отношений в микрогруппах представляет особый интерес, поскольку сложности  и тонкости таких отношений проявляются  в основном на микрогрупповом уровне, а отношения в других группах представляют собой просто более сложную систему человеческих взаимоотношений, состоящую из множества переплетенных друг с другом микрогрупповых связей и отношений. Проиллюстрируем это рис. 1.

    

    Рис. 1. Микрогрупповые отношения

    Слева на данном рисунке представлены отношения в двух отдельных микрогруппах, диаде и триаде, а справа — отношения в группе, состоящей из пяти человек. Легко убедиться в том, что отношения в группе, включающей в себя пять человек, представляют собой множество парных взаимоотношений между всеми членами данной группы (всего их можно выделить 10) или совокупность отношений в микрогруппах, включающих в себя по три человека (таких отношений в группе из пяти человек также можно обнаружить пять).

    Кроме того, повышенный интерес ученых к изучению микрогрупп связан с тем, что между членами таких групп обычно складываются наиболее близкие, интимные отношения или, напротив, наиболее острые, конфликтные отношения. Эти виды отношений лучше всего изучать именно на уровне микрогрупп, чтобы понять их природу и найти средства регулирования.

    Все остальные группы относятся к  группам большей, чем три человека, величины. Внутри себя они на разновидности  по величине уже не делятся, и этот фактор (количество членов группы) представляет интерес в основном только при рассмотрении вопросов, связанных с управлением, организацией и эффективностью деятельности малой группы в зависимости от ее величины.

    Референтными  называют группы, которые для входящих в их состав людей имеют особое положительное значение. Это значение выражается в следующем:

  • референтная группа для входящих в нее людей является весьма привлекательной, они дорожат своей принадлежностью к ней и если еще не входят в ее состав, то прилагают большие усилия к тому, чтобы стать ее полноправными членами;
  • цели, ценности, нормы поведения членов этой группы разделяются всеми ее участниками и представляют собой их собственные, личные цели, ценности и нормы;
  • при столкновении с какими-либо проблемами члены референтной группы решают их с четко выраженной ориентацией на мнения и суждения других членов этой же группы;
  • такая группа по сравнению с другими группами, в деятельности которых человек принимает участие, оказывает на него наибольшее воздействие.

    Группы  близких друзей для их членов всегда выступают как референтные группы. В большинстве случаев это также касается семей и сплоченных трудовых коллективов.

    Индифферентными (безразличными) именуются группы, которые  существенного значения для данного  человека не представляют. Их членом он не стремится стать, мнениями участников таких групп не особенно дорожит, они на него существенного психологического воздействия не оказывают.

    Естественные  группы существуют в реальной жизни  и складываются в ней естественным путем. Большинство имеющихся в  обществе малых групп являются именно такими. Лабораторные группы создаются для проведения того или иного научного исследования и существуют только в лабораторных условиях. После того как соответствующий эксперимент завершен, лабораторные группы распадаются (их существование прекращается).

    Формальные, или официальные, группы представляют собой ячейки (части) существующих в  обществе — как правило, имеющих  юридический статус — организаций. Например, формальными группами являются семья, класс в школе, учебная  группа в вузе и т.д. Неформальными, или неофициальными, называют малые группы, которые не входят в состав каких-либо официально существующих (юридически оформленных) организаций. Неформальной считается группа подростков, собравшихся где-либо, группа друзей, знакомых и т.д.

    Коактивные — это группы, участники которых не взаимодействуют друг с другом в процессе деятельности. Каждый из них работает сам по себе, результаты групповой деятельности определяются по сумме индивидуальных вкладов и мало зависят от личных или деловых отношений, сложившихся в группе. Интерактивной называют группу, в которой ее участники активно взаимодействуют друг с другом в совместной деятельности, а результаты работы каждого в отдельности и группы в целом существенно зависят от межличностных отношений, сложившихся в группе. К примеру, студенческая учебная группа в основном является коактивной, а спортивная футбольная или баскетбольная команда — интерактивной.

Информация о работе Групповая психология