Гражданская война как способ разрешения межнациональных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы изучить способы разрешения и особенности межнациональных конфликтов, на основе научного анализа разработать рекомендации относительно путей разрешения межнациональных конфликтов.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить межнациональные конфликты как актуальную социально- психологическую проблему;

- определить сущность межнациональных конфликтов и их типологию, проанализировать принципы классификации межнациональных конфликтов;

- исследовать причины конфликтов и их индикаторов;

- изучить специфику межнациональных конфликтов на примере гражданской войны;

- изучить опыт зарубежных стран в разрешении конфликтов;

- разработать рекомендации по преодолению межнациональных конфликтов.

Содержание

Введение………………………………………….……………………………….3

1. Межнациональные конфликты как важнейшая социально -

психологическая проблема………………………………………….………….6

1.1 Сущность межнациональных конфликтов и их типология…………..…..6

1.2 Принципы классификации межнациональных конфликтов……………..9

1.3 Исследование причин конфликтов и индикаторов

межнациональных конфликтов………………………………………………..11

2. Исследование специфики гражданских войн как одного из

направлений межнациональных конфликтов……………..…………………17

2.1 Анализ понятия гражданская война как социально –

психологического явления…………………………………...……………...17

2.2 Сущность, причины возникновения и основные этапы гражданской

войны в России………………………………………………………………...20

3. Пути разрешения межнациональных конфликтов………………….…….26

3.1 Международный опыт в области преодоления

национальных конфликтов………………………………………..…………..26

3.2 Рекомендации в области преодоления межнациональных

конфликтов………………………………………..…………………..………..31

Заключение……………………………………………………………………..34


Список использованных источников…………………………………………37

Приложение…………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

default.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

НИЖНЕКАМСКИЙ  ХИМИКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

,, КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ’’ 

Кафедра государственного, муниципального управления

социологии и менеджмента 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине КОНФЛИКТОЛОГИЯ

на тему: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ  
 
 
 
 

                                                               Работу выполнил: студент 4 курса, группы 4722

                                             Факультета Э и У, специальности  УП

                                     Ковшов Сергей Александрович

                        Научный руководитель:

                                                                      Доцент

                                         Александрова Ирина Валерьевна 
 

Нижнекамск, 2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание 

Введение………………………………………….……………………………….3

1. Межнациональные  конфликты как важнейшая социально -

психологическая проблема………………………………………….………….6

1.1 Сущность межнациональных конфликтов и их типология…………..…..6

1.2  Принципы  классификации межнациональных  конфликтов……………..9

1.3 Исследование  причин конфликтов и индикаторов 

межнациональных конфликтов………………………………………………..11

2. Исследование специфики гражданских войн как одного из

направлений межнациональных конфликтов……………..…………………17

2.1 Анализ  понятия гражданская война как  социально –

  психологического явления…………………………………...……………...17

2.2 Сущность, причины возникновения и основные этапы гражданской

 войны  в России………………………………………………………………...20

3. Пути  разрешения межнациональных конфликтов………………….…….26

3.1 Международный  опыт в области преодоления

национальных  конфликтов………………………………………..…………..26

3.2 Рекомендации в области преодоления межнациональных

конфликтов………………………………………..…………………..………..31

Заключение……………………………………………………………………..34 

Список  использованных источников…………………………………………37

Приложение…………………………………………………………………….39 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       XX век ознаменовался не только  расширением культурных связей и объединением Европы, но и распадом многонациональных государств, агрессивным национализмом и межнациональными войнами, которые во многом опровергли гуманистический миф о планетарном сознании и едином человеке.

       Несравненно более остро и болезненно переживается «взрыв» этничности на территории распавшегося СССР, где в течение десятилетий, как в научных кругах, так и в обыденном сознании утверждалось мнение об успешности национальной политики в деле интеграции отдельных этнических групп в единый советский народ.

       Очевидным, что прежние варианты решения  национальных проблем себя исчерпали, что национальная рознь, национальная вражда, национальное недоверие, как  правило, — следствие накапливавшихся  годами ошибок и промахов в национальной политике.

       Необходимость более углубленного, аналитического рассмотрения  межнациональных конфликтов осознается все большим числом людей, а также специалистов этой области. Однако далеко не все пока еще, к сожалению, понимают, что действительно системный анализ в качестве своего главного и наиболее универсального постулата имеет утверждение, что такие события всегда являются многоуровневыми, включая целый ряд планов, относящихся, на первый взгляд к совсем другим сферам жизни и новейшей истории.

       Для проведения научного исследования значимым является владение методологией, исследовательскими приемами и методами. При проведении исследований перед исследователями ставятся цели, требующие не только анализа и выявления проблем, но и обоснования рекомендаций, предложенных для их разрешения. Оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в исследуемой систем, определение новых направлений деятельности требуют системного видения, владения научно-категориальным аппаратом исследования. Для достижения цели исследования необходимо четко определить основные понятия: объект, предмет, новизну, практическую значимость, методы исследования; знать технологии управления, уметь определять проблему в исследовании процессов и систем управления, осуществлять системный анализ факторов прямого и косвенного воздействия, понимать эффективность, ограничения и условия использования различных методов.

            Важность указанных вопросов  обусловила направление, цели  и задачи данного исследования. 

       Цель  курсовой работы изучить способы разрешения и особенности межнациональных конфликтов, на основе научного анализа разработать рекомендации относительно путей разрешения межнациональных конфликтов.

       Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

       - изучить межнациональные конфликты как актуальную социально- психологическую проблему;

       - определить сущность межнациональных конфликтов и их типологию, проанализировать принципы классификации межнациональных конфликтов;

       -  исследовать причины конфликтов  и их индикаторов;

       - изучить специфику межнациональных конфликтов на примере гражданской войны;

       - изучить опыт зарубежных стран  в разрешении конфликтов;

       - разработать рекомендации по  преодолению межнациональных конфликтов.

       Предметом исследования являются гражданская война как способ разрешения межнациональных конфликтов.

       Объектом  исследования  является являются межнациональные конфликты и их составляющие.

       В качестве методологической основы исследования были использованы такие методы общенаучного исследования как анализ и синтез, логический подход к оценки экономических явлений, сравнение изучаемых явлений. При исследовании были задействованы сравнительный и описательный методы.

       Степень разработанности. Анализ способов разрешения и особенностей межнациональных  конфликтов проводится в различных аспектах и с разных углов зрения. Анализ гражданских войн как способа решения межнациональных конфликтов был описан в литературе такими исследователями как Р. Дарендорф, М. Вебер, Л. Козер, Э. Кардель, П. Бурдье, К. Боулдинг, М. Ломоносов и др. Однако в работах указанных авторов данная проблема анализируется в общих чертах. На мой взгляд остаётся ещё много дискуссионных вопросов по вопросам решения межнациональных конфликтов.

       Практическая  значимость данной работы  заключается в разработке практических рекомендаций преодолению межнациональных конфликтов

       Структуру курсовой работы составляют введение, три главы, включающие восемь параграфов, заключение и список использованных источников.

       В первой главе рассматриваются теоретические  аспекты межнациональных конфликтов, различные подходы к типологизации, классификации конфликтов.

       Во  второй главе изучается структура  межнациональных конфликтов, проблемы провоцирующие возникновение гражданских войн.

       В третьей главе рассматриваются  пути урегулирования межнациональных конфликтов и опыт зарубежных стран в этой области . 
 
 
 

       1. Межнациональные конфликты как важнейшая социально-психологическая проблема 

       1.1 Сущность межнациональных конфликтов и их типология 

       В научной литературе не сложно найти  понятие – конфликт. Та или иначе определения сводятся к одному смыслу:

            1. Конфликт (лат. "конфликтус" - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой [2, c. 145].

            2. Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, стремлений [7, c. 161].    

       Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы  общества. Изучением конфликтов занимается специальная отрасль науки - конфликтология.

       Однако  в СССР изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что  социалистическое общество может развиваться  и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты не гасились, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пружины).

       Между тем на Западе есть солидная школа  конфликтологии, разрабатывающая многие проблемы природы социальных и политических конфликтов и кризисов.

       Нелишне напомнить, что еще Аристотель считал важнейшим источником конфликтов («распрей») в обществе имущественное неравенство людей и неравенство в получении ими почестей, когда нарушается мера и справедливость их распределения. Это, считал он, с одной стороны, способствует возрастанию корыстолюбия и тщеславия, что в конце концов ведет к перерождению государственного строя. С другой стороны, чрезмерное стремление к богатству и почестям знатных мужей приводит к возникновению недовольства у простых граждан государства и становится причиной государственных переворотов. Таким образом, преобладание несправедливого начала над справедливым - главная причина конфликтов, которые становятся постоянным компонентом политической реальности, неизбежным спутником социального развития, ибо и в «самом совершенном» обществе присутствуют разнообразные противоположные интересы, прежде всего политические, а их столкновение носит всегда конфликтный характер. Универсальной предпосылкой (источником) конфликтов в обществе выступает дефицит каких-либо социальных ценностей (доступа к власти, неравенства социальных групп, национальных общностей). При этом одновременно претендующие на них субъекты не имеют возможности удовлетворить полностью свои потребности и оказываются в состоянии соперничества. Выделяют два вида подобного дефицита. Позиционный дефицит, когда невозможно одновременное использование одной роли или функции двумя субъектами, что ставит их в условия вынужденной состязательности. Например, в вопросе о государственной власти. Дефицит источников, когда ограниченность определенных ценностей не позволяет двум или большему числу субъектов удовлетворить в полной мере свои притязания. Так конфликт становится скорее нормой общественной жизни, нежели каким-то чрезвычайным событием[7, c. 161].

       Под социальным конфликтом понимается столкновение сознательно преследуемых и отстаиваемых интересов и целей. Имея своим  источником определенные объективные противоречия, достигшие в обществе кульминации развития, социальный конфликт возникает в результате осознания противоположными сторонами несовместимости их интересов и целей (например, несовместимость интересов и целей финансовых олигархов и крупных собственников - с одной стороны, и наемных работников, особенно промышленных рабочих и части крестьянства - с другой).

       К числу наиболее сложных и трудноразрешимых относятся этносоциальные (межнациональные) конфликты. Это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому (национальному признаку). В повседневной практике при обсуждении межнациональных отношений, эффективности или неэффективности национальной политики государства, обычно имеются ввиду определенные нации. При этом различные малочисленные этнические группы особо не выделяются, хотя их количество, например, в России довольно значительно. Поэтому более точным будет применение, в том числе и к конфликтам, понятия «этнос» - народ, племя, группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих своими обычаями и укладом жизни, что отличает их от других групп. Нация же - это социально-историческая общность людей, совокупность граждан государства, имеющих общность территории и языка, социально-экономической и культурной жизни. Межэтническая политика государства призвана регулировать социально-политические отношения с целью согласования интересов различных этнических и национальных групп и наиболее полного удовлетворения их потребностей.

Информация о работе Гражданская война как способ разрешения межнациональных конфликтов