Горе и горевание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:34, доклад

Описание

Жизнь, как известно, сопряжена с потерями, и горе - это наша ответная реакция, естественный способ, которым мы устанавливаем связь с жизнью. В некотором смысле, горевание, как считает Г. Уайтед, - это способ жизни, так как жизнь - это череда не только приобретений, но и потерь. В нашей жизни нет ничего постоянного, безопасного, незыблемого, поэтому «горе начинается с попыток оставить что-то таким, каково оно есть, предотвратить неизбежные изменения».

Работа состоит из  1 файл

Горе и горевание.doc

— 69.00 Кб (Скачать документ)

Горе и горевание

Вместо типичного синдрома могут  наблюдаться искаженные картины, каждая из которых представляет собой какой-нибудь особый аспект горя.Большая статья,в  которой подробно описывается работа горя и с горем.

Если интересно - читайте, только там  много.

Жизнь, как известно, сопряжена  с потерями, и горе - это наша ответная реакция, естественный способ, которым  мы устанавливаем связь с жизнью. В некотором смысле, горевание, как  считает Г. Уайтед, - это способ жизни, так как жизнь - это череда не только приобретений, но и потерь. В нашей жизни нет ничего постоянного, безопасного, незыблемого, поэтому «горе начинается с попыток оставить что-то таким, каково оно есть, предотвратить неизбежные изменения» [14, с. 124].

 

Чем больше мы отрицаем свои потери, тем больше удаляемся от себя. Поэтому горе - это еще и возможность услышать себя, это прикосновение к нашей внутренней правде, это выражение работы души. Горе, по словам С. Левина, «прожигает себе путь к центру сердца»; оно «свидетельствует об утрате контакта с тем местом, которое есть любовь» [14, с. 114].

 

Иногда кажется, что горе тесно  связано с такими переживаниями, как жалость к себе и депрессия. Но это совершенно разные понятия  и по внутренней сущности они отличаются от горевания. Так, чувство жалости в отличие от горя неподвижно: оно захватывает в свои сети как паук и высасывает из человека жизненную энергию. При этом какой-то внутренней работы, продвижения к разрешению и освобождению не происходит. Как говорил Г. Уайтед, если вы погрузитесь в горе, то всегда пройдете его, а в жалости, как в болоте, можно застрять надолго.

 

Следует также различать депрессию  и горевание. Горе включает в себя много разных чувств – это и  гнев, и грусть, и обида, и вина, и даже, в конечном итоге, радость. Депрессия же – это отсутствие чувств; некая «мертвая точка», неспособность полно отгоревать свою потерю. Более того, депрессия – это умирание не только чувств, но и воли к жизни. В этом состоянии человек «замораживает» свою жизнь в надежде на то, что «холод» избавит его от страданий. Но, к сожалению, от страданий может избавить только страдание. Это единственный путь к исцелению. Невозможно излечиться от болезни, не пройдя через боль, и как бы мы не стремились обмануть себя, депрессия – это, конечно, надежная ловушка, но не для нашей боли, а для нашей жизни.

 

Итак, горевание – это естественный процесс и необходимый для  того, чтобы отпустить потерю или  оплакать смерть. Рассмотрим теперь более  подробно процесс горевания, его  принципы, задачи и, соответственно, особенности  психологической помощи людям в этот период их жизни.

 

Переживание ухода близкого человека наполнено очень сильными, порой  разрушительными эмоциями и поэтому  часто приводит к длительным или  кратковременным изменениям в структуре  личности.

 

Острое горе – это определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой, длящийся примерно 3-4 месяца. Он может возникать сразу же после потери (кризиса), может быть отсроченным, может явным образом не проявляться или, наоборот, проявляться в чрезмерно подчеркнутом виде. Вместо типичного синдрома могут наблюдаться искаженные картины, каждая из которых представляет собой какой-нибудь особый аспект горя. Эти искаженные картины соответствующими методами могут быть трансформированы в нормальную реакцию горя, сопровождающуюся разрешением [15].

 

Продолжительность и интенсивность  горевания в целом, а также  его стадий (о которых мы расскажем  подробно ниже), весьма индивидуально  и зависит от многих внешних и  внутренних причин. Например, степени  неожиданности смерти/ухода, ее характера, возраста ушедшего, особенностей взаимоотношений клиента с ним, а также от личностных особенностей самого клиента. Тем не менее, одним из наиболее важных показателей, определяющих продолжительность горевания, является то, насколько успешно клиент осуществляет работу горя, а именно выходит из состояний крайней зависимости от умершего, вновь приспосабливается к окружающему, в котором потерянного лица больше нет, и формирует новые отношения. Обычно нормальное горевание продолжается в течение 1 года. Однако одно из самых больших препятствий в этой работе состоит в том, что многие клиенты стараются избежать сильного страдания, связанного с переживанием горя, и уклониться от выражения эмоций, необходимых для горевания.

 

Картина острого горя схожа у  разных людей во всех культурах вне зависимости от возраста и пола. Наиболее выражены следующие черты: постоянные вздохи, общие для всех клиентов жалобы на потерю силы и истощение, отсутствие аппетита; могут наблюдаться некоторые изменения сознания – легкое чувство нереальности, ощущение увеличения эмоциональной дистанции с другими (их поведение может казаться странным – «как они могут улыбаться, разговаривать, ходить в магазины, когда существует смерть и она так близко»). Итак, для нормального горевания характерны следующие 5 признаков:

1. физическое страдание; 

2. поглощенность образом умершего;

3. чувство вины («я не все сделал  для ушедшего, что мог», «я был  невнимателен к нему при жизни», «если бы не мои действия (мысли,  чувства, поступки), он бы был  рядом» и т.д.);

4. враждебные реакции (утрата  теплоты в отношениях с другими,  тенденция разговаривать с раздражением  или злостью, уход от всяческих  контактов с близкими и друзьями);

5. утрата моделей поведения (неспособность  начинать и поддерживать организованную деятельность, отсутствие интереса к любимым занятиям, нежелание чем-то заниматься и т.п.).

 

Усилить переживание горя могут  культуральные традиции и окружение. Например, установка "чем сильнее  ты любишь, тем дольше и сильнее  должен страдать" заставляет и так личностно слабого на данный период человека усилить переживания, доводя их состояние до критического (самоубийство и суицидальная психосоматика (инфаркты и т.п.)

 

Болезненные реакции горя являются искажениями нормального горя. Однако, трансформируясь в нормальное горе, они находят свое разрешение. К болезненным реакциям можно отнести следующие:

1. отсрочка реакции (в результате  определенных причин человек  может почти или совсем не  обнаружить своего горя в течение  недели, а иногда даже и нескольких  лет);

2. повышенная  активность без чувства утраты (экспансивная или авантюрная  деятельность на фоне хорошего  самочувствия и вкуса к жизни);

3. появление  у клиента симптомов последнего  заболевания умершего (эти симптомы  являются выражением невротической  идентификации, либо психосоматики);

4. ряд психосоматических  заболеваний; 

5. изменения  в отношениях к друзьям и  родственникам (избегание общения,  социальная изоляция);

6. яростная  враждебность против определенных  лиц (часто направлена на лечащего  врача, представителей власти, силовых структур и др.);

7. дальнейшая  утрата форм социальной активности (утрата решительности и инициативы, невозможность выполнить даже  простейшую деятельность самостоятельно);

8. ажитированная  депрессия (напряжение, возбуждение,  бессонница, чувство малоценности, самообвинения).

 

После смерти/ухода  близкого человека обычно наступает  период тяжелейших эмоциональных сдвигов. В 60-ые г.г. Е. Кублер-Росс пришла к выводу о том, что воздействие на личность известия о смерти имеет несколько стадий.

Первая  стадия этого периода, как правило, стадия шока: трагическое известие вызывает ужас, эмоциональный ступор, отстраненность от всего происходящего  или, наоборот, внутренний взрыв. Мир  может казаться нереальным: время  в восприятии клиента может ускоряться или останавливаться, пространство – сужаться. Иногда человек в этом состоянии проходит механически через все положенные ритуалы.

 

Вторая  – стадия отрицания, которая характеризуется  неверием в реальность потери. Человек  убеждает себя и других в том, что «все еще измениться к лучшему», что «врачи ошиблись», что «это просто обморок и он скоро вернется» и т.д. Сознание не допускает до себя мысль о чьей-то смерти, оно сторонится боли, которая грозит разрушением, и не хочет верить в то, что собственная жизнь теперь тоже должна измениться. В этот период жизнь напоминает дурной сон, и человек отчаянно пытается «проснуться», чтобы убедиться в том, что все осталось как прежде.

 

Отрицание – это естественный защитный механизм, поддерживающий иллюзию о том, что мир будет меняться, следуя за нашими «да» и «нет», а еще лучше – оставаться неизменным. Но постепенно сознание начинает принимать реальность потери и ее боль, - как будто до того пустое внутреннее пространство начинает заполняться эмоциями.

И тогда  приходит третья стадия – стадия агрессии, которая выражается в форме негодования, агрессивности и враждебности по отношению к окружающим; обвинении в смерти /уходе близкого человека себя, родных или знакомых, лечившего врача, Бога и др. Находясь на этой стадии столкновения со смертью, человек может угрожать «виновным» или, наоборот, заниматься самобичеванием, чувствуя свою вину за произошедшее. Об этой стадии С. Левин написал так: «Раздражение возникает из чувства беспомощности, которое всегда было, но теперь оказалось в центре нашего внимания. Гнев – это просто изолирующее болезненное переживание. Быть с человеком, который раздражен «несправедливостью жизни», означает быть мягким и податливым для его огорчений, стать открытым пространством, в котором буря скоро утихнет. Для этого нужно работать с собой» .

 

Когда злость находит свой выход и интенсивность  эмоций снижается, наступает четвертая  стадия депрессии – тоски, одиночества, ухода в себя и глубокого погружения в правду потери.

 

И какими непереносимыми не были бы чувства вины, ощущения несправедливости и невозможности дальнейшего существования, все это – естественный процесс переживания утраты. Для некоторых людей выход из этого состояния становится практически невозможным, однако большинство клиентов, спустя определенное время способны начать восстанавливать свою жизнь, приняв случившееся. Ведь, как мы говорили выше, чтобы справиться с таким событием как смерть, его надо ПЕРЕжить, отгоревать. И чем полнее человек позволяет себе сделать это, чем больше он готов впустить потерю в свою жизнь, тем легче ему принять смерть и в той или иной степени смириться с нею. И если он сможет открыть свое сердце горю, то в ответ сердце поможет ему понять смысл этого горя и обрести прощение.

 

По-видимому, именно на эту стадию приходится большая часть работы горя, потому что человек, столкнувшийся со смертью/утратой, имеет возможность сквозь депрессию и боль искать смысл произошедшего, переосмысливать ценность собственной жизни, постепенно отпускать отношения с умершим, прощать его и себя. В этом смысле депрессия является продолжением творческого процесса поиска себя и своей жизни. Погружение в уныние дает возможность увидеть то, от чего человек так долго бежал: это своеобразная остановка, позволяющая видеть целое. Считается, что справиться с водоворотом можно только нырнув к его началу: это ныряние и есть стадия депрессии, главное – вовремя из нее вынырнуть. Люди, достигшие этого, проделывают большой путь не только в оплакивании потери, но и в поиске себя, своей связи с миром, причин и значения случившегося. Такая внутренняя работа знаменует переход к завершающей стадии горевания.

 

Как мы видели выше, предыдущие стадии были связаны с сопротивлением смерти, а сопутствующие им эмоции носили, в основном, разрушительный характер. Пятая стадия горевания – это стадия принятия утраты. Очевидно, сущестует несколько уровней принятия. Одним из распространенных уровней является покорность, как называет ее С. Левин «коммуникативная разновидность депрессии»; «еще один побег от страха, смерть перед смертью», тихое отчаяние и безнадежный застой.

 

Другим уровнем является понимание, что со смертью близкого человека собственная жизнь не потеряла смысл, - она продолжает иметь свою ценность и остается такой же значимой и важной, не смотря на потерю. Человек на этой стадии может простить себя, отпустить обиду, принять ответственность за свою жизнь, - происходит возвращение себе себя самого. Переживания такого характера могут нести в себе новую идею собственной жизни, переосмысление ценности бытия и, в конечном итоге, признание мудрости и глубокого смысла во всем происходящем. С этой точки зрения смерть может дать нам не только страдание, но и более полное ощущение жизни; подарить переживание единства и связи с миром, обратить человека к себе.

 

Кажется, что все очень просто: всего пять шагов от шока до полного  принятия смерти. На самом деле, нет  никаких стадий. Есть только непрерывно изменяющийся поток сознания, мерцание которого бросает напуганную смертью человека или отношений душу от раздражения к принятию, а потом – в глубокую депрессию и снова в агрессию. И так снова и снова, проходя по несколько раз одни и те же сомнения, мысли, чувства, фантазии, страхи. Мы говорим о стадиях переживания потери, стадиях горя, стадиях умирания потому, что это помогает нам сконцентрироваться на потоке бесконечных изменений внутри человека и понять их суть. И не смотря на то, что мы выделяем общие закономерности, каждый человек – это особый случай; это не «стадия», а беспрерывный процесс изменений, наполненных жизнью, страданием и поиском.

 

Проводя человека через различные  стадии переживания потери, горевание, тем не менее, выполняет ряд «психотерапевтических» задач (по Г. Уайтеду):

1. Принять реальность потери. Причем  не только разумом, но и чувствами;

2. Пережить боль потери. Как мы  говорили выше, боль высвобождается  только через боль, а это значит, что пережитая боль потери  рано или поздно все равно  проявиться в каких-либо симптомах, в частности в психосоматических;

3. Создать новую идентичность, то  есть найти свое место в  мире, в котором уже есть потеря. Это значит, что человек должен  пересмотреть свои взаимоотношения  с умершим, найти для них  новую форму и новое место внутри себя;

Информация о работе Горе и горевание