Гештальтпсихология: идеи и факты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:09, реферат

Описание

Гештальтпсихология была основана как психологическое направление в начале 10-х годов ХХ века Максом Вертгеймером (Wertheimer, 1880— 1943), также в ее развитие вложили свой вклад, такие известные психологи, как Курт Коффка (Kofflca, 1886- 1941) и Вольфганг Кёллер (Kohler, 1887- 1967).
Основная мысль в гештальтпсихологии состояла в том, что основой психики являются целостные фигуры – гештальты, а не разрозненные элементы сознания.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Гештальтпсихология идеи и факты.docx

— 30.09 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  

Факультет Психологии образования 
 

  
 
 
 

Реферат.

Гештальтпсихология: идеи и факты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Москва 2010 

     Гештальтпсихология  была основана  как психологическое  направление в начале 10-х годов  ХХ века Максом Вертгеймером (Wertheimer, 1880— 1943), также в ее развитие вложили свой вклад, такие известные психологи, как Курт Коффка (Kofflca, 1886- 1941) и Вольфганг Кёллер (Kohler, 1887- 1967).

     Основная  мысль в гештальтпсихологии состояла в том, что основой психики являются целостные фигуры – гештальты, а не разрозненные элементы сознания. Термин гештальт (от нем. gestalt – форма, структура) обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания (кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии). По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для экспериментального исследования этого поля и была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. Гештальтпсихология выдвигает новую идею о связи познания с, изменением гештальтов, определяющих восприятие внешнего мира и поведения в нем и отвергает представление о развитие психики, основывающиеся на формировании все новых ассоциативных связей, которые, как считалось прежде, соединяют отдельные элементы между собой в понятия и представления. Основополагающей проблемой этого направления являлась проблема психического развития, которое непрерывно связано с ростом и дифференциацией гештальтов. Основную проблему Вертгеймер формулировал следующим образом  в своем докладе «О Гештальттеории»: «... существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого. Гештальттеория есть это, не больше и не меньше».В гештальтпсихологии предметом психологической науки являлось исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

     Основные  тезисы гештальтпсихологии базировались на серьезных экспериментальных достижениях изучения познавательных процессов. Важно отметить, что  это первая школа, где изучение структур и качеств личности происходило эмпирическим путем,  здесь разрабатывались новые экспериментальные методы  изучения психики.

     В основу методологии гештальтпсихологии легли следующие понятия психическое поле, изоморфизм и феноменология. Новые открытия начала ХХ в. области физики о законах физического поля,  подтолкнули гештальтпсихологов к мысли о том, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметами внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт) (Марцинковская Т.Д. История детской психологии, М. 1998).

     Ученые  этой школы открыли почти все, известные в настоящее время свойства восприятия, доказали значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить весь процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления.

     Немецкий  психолог Макс Вертгеймер – один из основателей гештальтпсихологии – исследовал зрительное восприятие. В качестве основного принципа формирования психики он утверждал принцип целостности. Им сформулированы основные постулаты гештальтпсихологии. Является автором статьи «Исследования, относящиеся к учению о гештальте» (1923), книги «Продуктивное мышление» (1945). В многочисленных экспериментах М. Вертгеймера, испытуемыми в которых были его друзья В. Кёлер и К. Коффка, изучалось в основном кажущееся движение, т.е. восприятие движения при отсутствии такового объективно. Подавляющее большинство экспериментов строилось в соответствии со следующей схемой.

     Давалось  два изображения простого объекта (допустим, светящейся в темноте  полоски) на некотором расстоянии одно от другого. Сначала зажигалось (подсвечивалось) левое изображение, затем через  какое-то время правое. Если интервал времени между появлением первого  и второго объектов был достаточно велик, испытуемый видел просто одну полоску слева, а затем вторую полоску справа. Если интервал был  очень мал, испытуемый не успевал  проследить за тем, последовательно  объекты предъявляются или нет, и видел их одновременно на обычных  местах. И только при некоторой средней скорости смены одной экспозиции другой испытуемый видел отчетливое движение полоски из левого положения в правое, хотя в действительности никакого движения не было.

     Все еще господствовавший в то время  принцип элементаризма (даже в варианте Австрийской школы) был абсолютно непригоден для объяснения данного феномена, названного М.Вертгеймером фи-феноменом. В самом деле, возникающее целостное впечатление вовсе не строится как сумма входящих в его состав ощущений — ведь фактически во всех трех вышеуказанных случаях имеют место два ощущения (или элементарные восприятия) двух полосок света, однако во всех случаях они воспринимаются по-разному, т.е. каждый раз возникает новый гештальт — новое, качественно отличное от других целостное образование.

     Более того, стоит только как-то изменить пространственно-временные условия  предъявления изображений полосок (увеличить или уменьшить расстояние между ними при одновременном  изменении интервалов их следования друг за другом), изменить их цвет (сделать, например, одну полоску синей, а другую — красной) и т. п. — и каждый раз возникают качественно отличные друг от друга гештальты (т.е. разные целостные психические структуры). Так, кроме феномена «обычного фи-движения» в исследовании 1912 г. были открыты еще и феномен «чистого движения» (когда кажется, что полоски стоят на месте, а между ними происходит движение какого-то объекта, но какого — неизвестно), и явление «частичного движения» (когда кажется, что движутся оба объекта: только первый из начального положения куда-то к середине, а второй откуда-то из середины в свое конечное положение) и т.п.

     Поэтому для объяснения полученных явлений  М. Вертгеймер был вынужден отказаться от элементаризма в любом из его вариантов и предложил альтернативный ему целостный подход. Это означало, что (в данном случае) восприятие движения не следует рассматривать как сумму каких-либо ощущений, являющихся частями целого, — оно (восприятие) изначально строится как целостная структура, особенности которой определяются здесь и теперь существующими пространственными и временными условиями восприятия того или иного конкретного материала.

     Итак, целое дано в восприятии испытуемого  раньше, чем какая-либо его часть. Поэтому испытуемыми в экспериментах  гештальтпсихологов должны были быть «наивные» испытуемые, которые не будут «испорчены» титченеровским требованием «расчленения целого на элементы», и используемый в гештальтпсихологии метод получил название «метода феноменологического самонаблюдения». Этот последний был очень похож на метод «внутреннего восприятия» Ф.Брентано, при котором предлагалось воспринимать явления внутреннего мира непредвзято и целостно.

     Впрочем, целостность структуры вовсе  не предполагает, что внутри общей  целостности не могут быть выделены в качестве составных частей более  мелкие гештальты, каждый из которых  воспринимается как фигура на фоне. Так, в упомянутых экспериментах  М. Вертгеймера в одной из экспозиций у испытуемого возникало впечатление двух одновременно возникших кажущихся движений в разных направлениях, каждое из которых воспринималось как фигура на общем фоне. Однако эти гештальты не менее целостны, чем общий гештальт сознания; они являются поэтому единицами анализа сознания, а не его элементами. В отличие от элемента, не сохраняющего свойства целого, единицы анализа несут в себе эти свойства.

     Вольфганг Келер – известный немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии, сделал открытие «инсайта» (озарение). Автор сочинений «Исследование интеллекта человекообразных обезьян» (1917), «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии» (1920), «Гештальтпсихология» (1929). В работе «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян» В. Кёлер описывает следующий опыт. Перед шимпанзе ставится задача достать банан, который лежит вне клетки, где сидит обезьяна. Банан лежит слишком далеко — рукой или ногой до него не дотянуться. Но в поле зрения обезьяны, на полу клетки, лежит палка. Вначале обезьяна безуспешно старается дотянуться до банана, прыгает, злится, но ничего не помогает. Затем некоторое время она сидит как бы безучастно. Затем «вдруг» ее взор падает на палку, она схватывает ее, просовывает через прутья решетки и достает банан. И здесь, по мнению В. Кёлера, присутствуют процессы структурирования зрительного поля. Решение данной задачи возникает в результате образования целостной образной структуры — гештальта, который «охватывает» как цель (банан), так и средство (достать этот банан) — палку. Фактически здесь нет субъекта решения — не сама обезьяна решает задачу, а у нее образуется гештальт — целостное видение ситуации, «схватывание» отношений между предметами, которое дано буквально уже на уровне образа. При этом палка в целостной структуре ситуации приобретает свое специфическое функциональное значение средства для доставания банана.

     Однако  эту функцию палка приобретает  только в том случае, если обезьяна «охватывает» своим взором и палку, и цель одновременно, т.е. если оба эти предмета становятся частями одного гештальта. Примечательно, что гештальт, как правило, не возникает в том случае, если палка лежит перпендикулярно взору обезьяны: тогда она не образует «хорошей формы» вместе с целью — бананом. То же происходит и в случае, если палка лежит так, что обезьяна не может охватить одним взором (образовать зрительный гештальт) палку и банан (когда, например, палка лежит за спиной у обезьяны). Впрочем, для опытных обезьян (уже использовавших палку в подобных ситуациях) это уже не помеха, и они «видят» палку в ее функциональном значении даже тогда, когда она лежит в данный момент вне поля их зрения, и начинают ее искать для решения подобной задачи. Однако в этом случае это будет уже не интеллектуальное решение, а использование сформированных в прошлом опыте способов действия.

     Интересно то, что если какой-либо элемент ситуации встраивается неожиданно в другой гештальт, входит как часть в другую целостную  структуру, то для субъекта он как  будто перестает существовать. Это наблюдается как в восприятии, так и в мышлении. На этом законе основаны приемы маскировки объектов во время войны. Чтобы замаскировать стоящие на открытых площадях объекты (например, отдельные особо ценные здания, отчетливо воспринимаемые сверху летчиком на самолете-разведчике как фигуры на фоне), достаточно нарисовать вокруг них изображения деревьев или кустов, и отдельно стоящие постройки будут теперь восприниматься как часть «лесного массива» и «потеряются» — перестанут восприниматься как отдельные гештальты.

     В одной из задач на мышление в экспериментах  В.Кёлера произошла похожая ситуация: обезьяна, уже привычно решая задачу достать банан, подвешенный на крючке к потолку, с помощью ящика, начала искать ящик в клетке и не могла его найти, поскольку он оказался для нее «замаскирован» — на нем сидела другая обезьяна. Выступая в роли сиденья для другой обезьяны, этот ящик стал, таким образом, частью другого гештальта. Значит, в процессе решения интеллектуальных задач действуют те же закономерности образования гештальтов, как, прежде всего, образных структур. От того, как сложатся отношения предметов в зрительном поле, зависит, возникнет у обезьяны инсайт или нет. Это слово буквально переводится как усмотрение, а именно усмотрение отношений между предметами зрительного поля. Это еще раз доказывает, что все психические структуры подчиняются, согласно концепции Берлинской школы, одним и тем же законам построения целостных форм, или гештальтов.

     Одним из учеников Вертгеймера Куртом Левиным (1890–1947) была создана «теория поля», которая, по его мнению, должна объяснить соответствующие моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также в отношениях людей друг к другу. К. Левин считал, что психология должна объяснять психические явления прежде всего в категориях «отношений», а не изолированных «вещей». К заслугам К. Левина относят глубокое экспериментальное исследование мотивационной стороны поведения людей. В то же время отмечают, что в его концепции мотивация рассматривается во многом изолированно от других сторон поведения человека. В дальнейшем, эмигрировав из фашистской Германии в США, Курт Левин занялся изучением проблемы межличностных, отношений, а также анализом таких проблем, как стили руководства коллективом, типы конфликтов, способы их разрешения и т.п. Все эти проблемы имеют прямое отношение к психологии и этике делового общения.

Информация о работе Гештальтпсихология: идеи и факты