Гениальность – божий дар или проклятье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:33, реферат

Описание

Гениальность — практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Гениальность.doc

— 44.00 Кб (Скачать документ)

     «Гениальность – божий дар или проклятье?»

    Гениальность — практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

    Гениальные люди были во все времена. Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что «гениальность» - это «божественный дар», а гений – человек от природы наделённый особыми способностями. В философии античной культуры появилось понятие «талант» - это высокая степень способностей к определенному виду деятельности. В прошлом веке появился термин «одарённые дети», то есть те, кто имеет потенциал, может стать талантливым при определённых условиях. Совсем недавно уникальных детей стали называть «дети-индиго» - это дети, обладающие способностями феноменальными, выходящими за рамки обычного таланта и гениальности: телепаты, экстрасенсы и т.п. 

    В бурной и тревожной жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными, и в психической деятельности тех и других есть немало общих черт, например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и употребление особых выражений, сильная рассеянность и наклонность к самоубийству, а также нередко злоупотребление спиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие.

    Правда, в числе гениальных людей были и есть помешанные, точно так же, как и между этими последними бывали субъекты, у которых болезнь вызывала проблески гения; но вывести из этого заключение, что все гениальные личности непременно должны быть помешанными, значило бы впасть в громадное заблуждение и повторить, только в ином смысле, ошибочный вывод дикарей, считающих боговдохновенными людьми всех сумасшедших.

    Если  бы гениальность всегда сопровождалась сумасшествием, то как объяснить  себе, что Галилей, Кеплер, Колумб, Вольтер, Наполеон, Микеланджело, Кавур, люди несомненно гениальные и притом подвергавшиеся в течение своей жизни самым тяжелым испытаниям, ни разу не обнаруживали признаков умопомешательства?

    Кроме того, гениальность проявляется обыкновенно  гораздо раньше сумасшествия, которое по большей части достигает максимального развития лишь после 35-летнего возраста, тогда как гениальность обнаруживается еще с детства, а в молодые годы является уже с полной силой: Александр Македонский был на вершине своей славы в 20 лет, Карл Великий - в 30 лет, Бонапарт - в 26 .

    Далее, между тем как сумасшествие чаще всех других болезней передается по наследству и притом усиливается с каждым новым поколением, так что краткий  припадок бреда, случившийся с предком, переходит у потомка уже в настоящее безумие, гениальность почти всегда умирает вместе с гениальным человеком, и наследственные гениальные способности, особенно у нескольких поколений, составляют редкое исключение. Кроме того, следует заметить, что они передаются чаще потомкам мужского, чем женского пола, тогда как умопомешательство признает полную равноправность обоих полов. Положим, гений тоже может заблуждаться, положим, и он всегда отличается оригинальностью; но ни заблуждение, ни оригинальность никогда не доходят у него до полного противоречия с самим собою или до очевидного абсурда, что так часто случается с помешанными.

    Гораздо чаще мы замечаем у них недостаток усидчивости, прилежания, твердости  характера, внимания, аккуратности, памяти -- вообще главных качеств гения. И остаются они по большей части всю жизнь одинокими, необщительными, равнодушными или нечувствительными к тому, что волнует род людской, точно их окружает какая-то особенная, им одним принадлежащая атмосфера. Возможно ли сравнивать их с теми великими гениями, которые спокойно и с сознанием собственных сил неуклонно следовали по раз избранному пути к своей высокой цели, не падая духом в несчастиях и не позволяя себе увлечься какой бы то ни было страстью!

    Таковы  были: Спиноза, Бэкон, Галилей, Данте, Вольтер, Колумб, Макиавелли, Микеланджело. Все они отличались сильным, но гармоничным развитием черепа, что доказывало силу их мыслительных способностей, сдерживаемых могучей волей, но ни в одном из них любовь к истине и к красоте не заглушила любви к семье и отечеству. Они никогда не изменяли своим убеждениям и не делались ренегатами, они не уклонялись от своей цели, не бросали раз начатого дела. Сколько настойчивости, энергии, такта выказывали они при выполнении задуманных ими предприятий и какой умеренностью, каким цельным характером отличались в своей жизни!

    Единственная, излюбленная идея, составлявшая цель и счастье их жизни, всецело овладевала этими великими умами и как  бы служила для них путеводной звездой. Для осуществления своей  задачи они не щадили никаких усилий, не останавливались ни перед какими препятствиями, всегда оставаясь ясными, спокойными. Ошибки их слишком немногочисленны, чтобы на них стоило указывать, да и те нередко носят такой характер, что у обыкновенных людей они сошли бы за настоящие открытия. Между гениальными людьми встречаются помешанные и между сумасшедшими - гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства, за исключением некоторых ненормальностей в сфере чувствительности. 

    «Можно  ли воспитать гения?» 

    «У меня гениальный ребёнок!» - часто слышим мы от современных родителей. «Он начал читать в три года», «в четыре года уже знал наизусть поэму Евгений Онегин», «в шесть лет мог доказать теорему Пифагора». Да, современные дети могут многое, а их родители пророчат им большое будущее. Только что же считается гениальностью? Какой он «ребёнок-гений»? 

    Итак, степень гениальности как таковой может быть различной. Одарённая личность, талант, гений - восходящие ступени интеллектуального и творческого развития человека, мера оценки его достижений, тогда как индиго – феноменальный дар, развить который в ребёнке совершенно невозможно. 

    Желая воплотить в своём ребёнке собственные мечты и несбывшиеся планы, родители начинают усиленно развивать имеющиеся задатки: отдают детей в музыкальные школы, спортивные секции, художественные колледжи, на языковые курсы и т.д. Можно ли таким образом слепить гения? Ответ однозначный: нет. Для гениальности нужны природные предпосылки и есть они всего у 1-2% детей. 

    Да и не так это легко - растить гениального ребёнка. Это не только лавры его признания, но тяжкий труд воспитания вундеркинда. Даже просто одарённые дети, которых 10-15% процентов от общей массы, доставляют своим родителям массу специфических проблем, а уж гении – и подавно. 

    Вундеркинды - это дети, воспринимающие мир иначе, чем их сверстники, они острее чувствую несправедливость и фальшь, умело анализируют и сопоставляют различные явления, которые наблюдают, и делают последовательные выводы. Такого ребёнка очень легко обидеть, его ранит любое неосторожное слово. Если малыш находится под гнётом родительских амбиций, и не оправдывает их ожиданий – это может обернуться огромной психической травмой. 

    Большинство гениев неуклюжи, ведь мысль у них «работает» быстрее, чем тело. При этом высокий энергетический уровень и отстающая от познавательных способностей моторная координация, могут стать причиной повышенного травматизма. 

    Поскольку у одарённых детей непредвзятое, не ограниченное рамками стереотипов мышление, оно требует свободы. Любые попытки внушения, что «так положено», «так принято делать» замыкают ребёнка в себе, ему трудно быть «не таким как все». Именно поэтому у гениев часто возникает желание отгородиться от внешнего мира. В таких условиях даже обучение элементарным правилам общения превращается для родителей в пытку. 

    Психологи, наблюдая за вундеркиндами, отмечают, что они могут быть нерадивыми, халатными, невнимательными, озорными, грубыми, своенравными. Таким детям трудно налаживать контакты, они одновременно автономны и очень зависимы от чужого мнения. Они часто предъявляют завышенные требования к окружающим и, поэтому, одиноки по жизни. У многих одарённых детей низкая самооценка, особенно если родители подчёркивают и внушают им, что они «уникальны». При этом, особенно трудно мальчикам-гениям, конфликт в душе между «я должен» и «я могу» у них чаще «ломает» психику, чем у девочек. 

    Гениальный ребёнок сверх-активен и возбудим, любые стрессогенные ситуации он переживает острее, чем сверстники, поэтому часто склонен к истерикам и суицидам, невротическим и соматическим расстройствам. Иными словами, гении чрезвычайно уязвимы в плане здоровья, как психического так и физического. 

    Воспитывать гениального ребёнка – тяжкий труд. Родителям приходится одновременно подстраиваться под его особенности и учить его жить в этом мире, ведь мир нельзя «подогнать» под потребности своего чада. Приятно, когда твоя кроха вызывает восторг у окружающих, рисует изумительные картины, решает сложнейшие математические задачи, обладает феноменальным слухом и пишет красивейшую музыку. Но вдвойне больно, когда видишь, что у твоего малыша совсем нет друзей, он не хочет элементарно помогать по дому, не может самостоятельно перейти дорогу, не радуется подаркам, впадает в депрессию из-за сущей ерунды и часто спрашивает «Мама, а почему я не такой как все?».  

     Список  литературы

  1. А. В. Кожейкин. «Ген гениальности. Дар или проклятие?». Феникс, 2007 г.
  2. Гениальность / [электронный ресурс] Psylist: http://psylist.net/difpsi/genials.htm
  3. Гениальность: благо или наказание? / [электронный ресурс] Harbor: http://www.harbor.ru/articles/article.php?id=1320

Информация о работе Гениальность – божий дар или проклятье