Гендорная социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2011 в 14:54, реферат

Описание

В настоящий момент гендерная теория находится в стадии становления и развития, что приводит к значительной терминологической путанице, тавтологическому определению понятий, параллельному употреблению терминов гендерной и полоролевой теории .

Работа состоит из  1 файл

Гендорная социализация.docx

— 32.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

Сообщение на тему:

«Гендерная  социализация» 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила студентка 

1 курса  2 группы

 факультета  биологии

Семёнова Александра 

РГПУ  им. Герцена 

2011 

В настоящий  момент гендерная теория находится  в стадии становления и развития, что приводит к значительной терминологической  путанице, тавтологическому определению  понятий, параллельному употреблению терминов гендерной и полоролевой теории .

Проблема полоролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психо-логического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации, лежит на стыке таких дисциплин, как психология, социология, биология, медицина и др. Основными понятиями в рамках этой тематики являются "гендерная идентичность" и "гендерная роль". Раскроем эти понятия.

Гендерная идентичность - аспект самосознания, описывающий  переживание человеком себя, как  представителя определенного пола. Половая принадлежность - это первая категория, в которой ребенок  осмысливает свое собственное Я. В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и, по-разному обращаются с ними, в соответствии с этим в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. С момента рождения на основе особенностей гениталий ребенку приписывается акушерский или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребенок должен воспитываться Гендерная социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать ею гендерной роли мальчика или девочки.

Гендерная роль - дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в  зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли - вид ролей социальных, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении (Кон И.С., 1975).

Первичная гендерная  идентичность, осознание своей половой  принадлежности, формирует-ся у ребенка к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосоз-нания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняется. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В три-четыре года дети уже осознанно раз-личают пол окружающих людей, но часто ассоциируют ею со случайными внешними признаками, например, с одеждой, прической, и допускают принципиальную обратимость, возможность изме-нения пола. В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлеж-ности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и устано-вок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные, интересы и различные стили поведении. Осознание ребенком своей гендер-ной идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Оно включает в себя полороле-вую ориентацию и полоролевые предпочтения. Полоролевая ориентация - это представления ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской и женской роли. В noлopолевых предпочтениях отражается желаемая половая идентичность, это обычно выясняется вопросом типа: "Кем бы ты предпочел быть мальчиком или девочкой?"

В подростковом возрасте конкретизируются и закрепляются представления о содержании и исполнении гендерных ролей.

Существует несколько  теорий, описывающих и объясняющих  процесс усвоения гендерной роли. Рассмотрим эти теории.

Психоаналитическая  теория

Традиционная  психоаналитическая концепция, начиная  с З.Фрейда, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам. Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями. Весь процесс развития личности, в котором основное внимание уделялось формированию поведения и представлений, обусловленных полом, связывался с сексуальной сферой. Для объяснения процесса идентификации использовались понятия "эдипов комплекс" (у мальчиков) и "комплекс Электры" (у девочек). Эдипов комплекс, как и комплекс Электры, - это комплексы представлений и чувств (главным образом бессознательных), заключающихся в половом влечении ребенка к родителю противоположного пола и стремлении физически устранить родителя одного с ребенком пола. Эдипов комплекс вызывает у индивида чувство вины, приводящее к конфликту в сфере бессознательного. Разрешение конфликта лежит в идентификации с родителями того же самого пола и тем самым ведет индивида к нормальной половой идентичности. Мальчикам сложнее разрешить эдипов конфликт, поскольку это предполагает разрушение первичной идентификации мальчика с матерью.

Идентификационная теория половой социализации является, по существу, теорией саморазвития, так как, по мнению психоаналитиков, опыт, который приобретают мальчики и девочки в семье, определяется их разными врожденными биологическими потребностями. Именно под влиянием этого опыта у детей очень рано формируются черты, типичные для того или иного пола; появившись в дошкольном возрасте, эти черты закрепляются по мере взросления. Поэтому социализация как процесс не является главным фактором формирования психологического пола.

Традиционный  психоанализ признает, что мужские  и женские модели диаметрально противоположны по своим качествам. Для мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности. Для женского поведения характерны: пассивность, нерешительность, зависимость, конформность, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, высокая эмоциональность. Фрейд считал, что личность тогда развивается гармонично и полноценно, когда она следует вышеописанным моделям.

С появлением неофрейдизма начался бурный процесс переосмысления традиционной проб-лематики половой социализации. Все основные положения традиционной психоаналитической теории подверглись теоретической и экспериментальной проверке. Так, например, было доказано, что следование традиционным моделям поведения не является гарантией психологического благо-получия ни для мужчин, ни для женщин. По данным Е. Маккоби и К. Джеклин, высокая феминин-ность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением. Высокофемининные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами половой дифференциации.

Теория  социального научения

Эта теория, источником которой является бихевиоризм, утверждает, что поведение человека в значительной мере формируется позитивными или  негативными подкреплениями из внешней  среды. Представители теории считают, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители (положительное - за поведение, соответствующее полу, и отрицательное - за поведение противоположное).

Другое название рассматриваемой концептуализации - "теория половой типизации". Глав-ный принцип научения полоролевому поведению - это дифференциация половых ролей посредст-вом наблюдения, вознаграждения, наказания, путем прямого и косвенного обусловливания.

При помощи выбора имени, различий в одежде и игрушках родители стараются четко указывать  на пол ребенка как ему самому, так и окружающим. Ряд экспериментальных  исследований показывает, что с момента  рождения ребенка родители ведут  себя с детьми по-разному в зависимости  от их пола.

Различия в  поведении матери с мальчиком  и девочкой установлены уже на первых неделях жизни ребенка. В  течение первых месяцев матери чаще находятся в физическом контакте с мальчиками, но с девочками они  чаще разговаривают. Примерно после  шестого месяца ситуация в плане  физического контакта меняется: с  девочками он становится более тесным, чем с мальчи-ками. Предполагается, что ослабление физического контакта с мальчиками будет способствовать приобретению ими большей самостоятельности (Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х., 1985).

Теория социального  научения подчеркивает влияние микросреды и социальных норм на внешнее полоролевое поведение ребенка. Социальными бихевиористами накоплен большой экспериментальный материал, касающийся влияния на поведение детей различных видов подкреплений, что значимо для практики семейного воспитания.

Главные недостатки этой теории заключаются в том, что  основные выводы делаются на основе исследований в лабораторных условиях, а не ситуаций реальной жизнедеятельности. Сторонники подобного подхода ограничиваются исследованием актов поведения, которые можно систематически подкреплять. В данной ситуации ребенок является скорее объектом, чем субъектом социализации.

Следует отметить и ряд частных противоречий в  теории социального научения:

- например, неясно, как будет формироваться типичное  для пола ребенка поведение,  если подкрепления родителей  будут противоположны друг другу;

- не вполне  убедительно звучит утверждение,  что характер игрушек, которые  покупают ребенку родители, формирует  его типичные полоролевые представления (ведь родители могут покупать определенные игрушки и потому, что сам ребенок их об этом просит, а это может быть и влияние общества сверстников);

Теория  когнитивного развития

Согласно этой теории представление ребенка о  половых ролях не является пассивным  про-дуктом социального упражнения, а возникает в результате активного структурирования ребенком собственного опыта. Положительные и отрицательные подкрепления, идущие от взрослого, и идентификация с ним действительно играют определенную роль в половой социализации ребенка, но главное в ней - это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо.

На начальных  этапах полоролевого развития сторонниками такой концептуализации выделяются три процесса:

- ребенок узнает, что существуют два пола;

- ребенок включает  себя в одну из двух категорий;

- на основе  самоопределения ребенок руководит  своим поведением, выбирая и предпочитая  те или иные формы.

Представители теории когнитивного развития считают, что полоролевые стереотипы оказывают большое влияние на процесс усвоения гендерной роли. Полоролевые стереотипы функционируют как схемы, по-средством которых организуется и структурируется соответствующая информация. Благодаря спо-собности детей группировать и перерабатывать информацию, и осуществляется половая типиза-ция. Таким образом, полоролевая стереотипизация рассматривается как позитивный процесс, спо-собствующий обретению половой идентичности. Такое мнение противоположно взглядам авто-ров, считающих, что полоролевые стереотипы вредны, поскольку чересчур упрощают ощущение реальности и ограничивают развитие личности, так как человек, усвоивший стереотипную роль мужчины или женщины, значительно обедняет свое сознание и повеление.

Основными организующими факторами приобретения половой роли в рамках теории когнитивного развития являются когнитивные структуры сознания ребенка. В качестве мотивационного компонента процесса полового самоопределения ребенка выделяется потребность сохранить устойчивый и позитивный Я-образ и адаптироваться к окружающей действительности. Эта теория внесла существенный вклад в разработку проблемы гендерной идентичности и гендерного сознания.

Вместе с тем  эта теория является теорией стадиального развития, происходящего в процессе спонтанного когнитивного созревания ребенка, в котором воспитанию, социальным факторам уделяется самая незначительная роль. Теория не считается с культурными  различиями и их изменениями, не берет  в расчет современные тенденции  все большего сближения половых  социальных ролей. Ограниченностью  теории является и то, что она не касается полоролевого повеления, а лишь объясняет возникновение половой идентичности.

Сравнение трех вышеописанных концепций усвоения половой роли не позволяет сказать, что они противоположны друг другу. Они скорее направлены на разные аспекты  половой социализации.

Вместе с тем  отдельные положения переходят  из одной теории в другую. Так, многие представители необихевиоризма признают, то когнитивные процессы "вклиниваются" между стимулом и реакцией, что индивиды способны обобщать специфические случаи. Теория когнитивного развития, определяя решающую роль когнитивных процессов в половой социализации, признает, что при формировании психического пола имеют место, как подкрепление, так и моделирование, хотя они вторичны по отношению к когнитивным процессам.

Информация о работе Гендорная социализация