Гендерные особенности развития лидерских качеств у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить гендерные особенности развития и проявления лидерских качеств у старшеклассников в современной школе.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. На основе анализа литературы построить схему исследования гендерных особенностей развития лидерских качествах.
3. Подготовить и провести необходимые исследования.

Содержание

Введение
1. Анализ литературы по проблеме гендерных особенностей представлений о лидерских качествах
1.1. Проблема лидерства в психологии
1.2. Гендерный аспект феномена лидерства
1.3 Возрастные особенности старшеклассников современной школы
Глава 2. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у старших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

дипломная №1.docx

— 83.15 Кб (Скачать документ)

Т: Гендерные особенности развития лидерских качеств у старшеклассников в современной школе.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.  Анализ литературы по проблеме  гендерных особенностей представлений о лидерских качествах

1.1.  Проблема лидерства в психологии

1.2. Гендерный аспект феномена лидерства

1.3 Возрастные особенности старшеклассников  современной школы

Глава 2. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у старших  школьников

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

Введение

Исследования лидерства привели  к возникновению целой отрасли  научных знаний – психологии лидерства. Существующее множество определений  понятия лидерства говорит об исключительном внимании к этой проблеме со стороны исследователей. Подобное отношение к явлению лидерства  свидетельствует о его актуальности.

Для нас важны, прежде всего, гендерные особенности феномена лидерства, ведь даже сугубо эмпирически на житейском уровне мы наблюдаем серьезные различия в реальном поведении мужчин и женщин, различных половозрастных групп. До недавнего времени эти различия теоретически выражались в приписывании большинства (или важнейших) позитивных черт мужчине, отрицательных – преимущественно женщине.

По мнению К.В. Сельченок, в современном мировом сообществе, российском социуме по-прежнему основные лидерские функции выполняют мужчины, которым принадлежит ведущая роль в управлении экономикой, политикой и другими ключевыми общественными сферами. Между тем стиль их управления общественными структурами имеет определенные отличия по сравнению с женским. Мужчинам легче дается директивный, проблемно-ориентированный стиль руководства, а женщинам – стиль социального лидера, создающего «дух команды» [15, 233].

Первоначально исследования в области  гендерной психологии лидерства проводились преимущественно зарубежными учеными. В настоящее время развитие данной проблемы отмечено и в отечественной психологии, что подтверждается рядом эмпирических исследований гендерной специфики лидерства в разных социальных группах.

Наиболее значительным направлением изучения гендерных особенностей лидерства представляется исследование современного поколения школьной молодежи в связи с проблемой воспитание лидеров: сегодняшние лидеры среди социально активных школьников в будущем могут проявить себя в качестве руководителей, общественных и политических лидеров, сферой деятельности которых является общество и его социальные институты. Школьная молодежь – это жизнь общества, его энергия, нерастраченные интеллектуальные и физические силы, требующие выхода, за счет этих сил жизнь общества может быть омоложена, оживлена.

К. Бартол и Д. Мартин считают, что в ходе жизнедеятельности любой, в том числе и школьного класса, большое значение имеет тот факт, как воспринимают друг друга и самих себя ее члены. «Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть взаимодействия и влияет на все внутригрупповые процессы. С этой точки зрения школьную среду можно рассматривать как показательную, где формируются и проявляются новые представления о социальных ролях и гендерной социализации» [3, 37]. Ранее эти представления были направлены в сторону явной маскулинизации лидерской роли, а в настоящее время молодежь проявляет тенденции к вырабатыванию нестандартных, отличных от традиционных, суждений о гендерной принадлежности лидерской роли и гендерных особенностях лидерства.

Как указывает Э. Гидденс, исследование гендерных аспектов лидерства в школьном классе представляет особый интерес в связи с двойственностью ее происхождения. С одной стороны, она является результатом прямых и косвенных педагогических, административных воздействий. С другой стороны, это саморазвивающийся организм, действующий по собственно выработанным правилам, не зависящим от мнения взрослых. Эта симбиотичность находит свое выражение в структуре школьного класса, состоящей из систем формальных и неформальных отношений [8, 241].

Цель работы: изучить гендерные особенности развития и проявления лидерских качеств у старшеклассников в современной школе.

Объект исследования: проявление гендерных особенностей лидерства.

Предмет исследования: гендерные особенности развития лидерских качеств у старшеклассников в современной школе.

Задачи:

1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

2. На основе анализа литературы построить схему исследования гендерных особенностей развития лидерских качествах.

3. Подготовить и провести необходимые исследования.

4. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

В ходе исследования нами использовались следующие методы: тестирование, анкетирование, количественный и качественный анализ, методы статистической обработки данных.

 

 

 

 

 

 

1.  АНАЛИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  ПО  ПРОБЛЕМЕ  ГЕНДЕРНЫХ  ОСОБЕННОСТЕЙ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О  ЛИДЕРСКИХ   КАЧЕСТВАХ

 

1.1.  Проблема  лидерства в психологии

 

Проблема лидерства занимает в социальной психологии важное место.

В последнее время многие авторы подходят к лидерству как  к наиболее значительной позиции  в системе межличностного влияния  в группе, т.е. лидер рассматривается  как член группы, обладающий наибольшим влиянием. Можно сказать, что лидер – это такой член группы, который наиболее полно воплощает в своей активности групповые ценности, получая взамен наиболее высокий статус в группе, возможность максимального влияния на жизнь группы. [15, с.172]

По мнению Булычева И.И., лидерство представляет собой процесс реализации волевых ориентаций субъектов различных уровней – индивида, социальной группы, социума в целом. Человек или социальная группа с большей или меньшей энергией и настойчивостью стремятся к собственной самореализации, тем самым превращая свою волю в наиболее значимую и авторитетную среди всех окружающих их людей. Лидерство по своей сущности едино и однородно безотносительно к любым индивидуальным, групповым, гендерным и иным своим проявлениям. Другими словами, оно направлено на установление устойчивых отношений доминирования в мире или регионе, в группе или в рамках семьи, в национально-этническом пространстве и т.д. Это доминирование представляет собой закрепление в рамках данного общественного континуума господствующей воли какого-либо субъекта. При этом важно, чтобы это доминирование было направлено на решение общественно-значимых и позитивных задач, а не на разрушение общества или личности.  [8, с.111-114]

Существуют различные типологии лидерства. Канадский психолог Ж.Годфруа выделяет два типа лидерства. Первый – это тип функционального, компетентного лидера, сосредоточенного на поставленной задаче; именно такой лидер неустанно борется за достижение поставленных группой целей. Второй – тип аффективного, всеми любимого лидера, сконцентрированного на взаимоотношениях между членами группы. Как показали исследования, «функциональный» лидер всегда легче добивается лидирующего положения в очень благоприятных или очень неблагоприятных ситуациях, в то время как «аффективный» лидер легче достигает этого в промежуточных случаях. Кроме того, было установлено, что если в группе примерно равное соотношение полов, функциональным лидером чаще всего становится мужчина, а аффективным – женщина. Это, по-видимому, подтверждают и наблюдения над террористическими группами в западных странах. Идеологическую и объединяющую функцию лидера в них обычно выполняют женщины, в то время как задача организации действий чаще всего лежит на мужчинах, которые благодаря этому получают возможность реализовать свою склонность к насилию.  [9, с.102-103]

Интересную типологию  предложил в свое время немецкий социолог М.Вебер. Например, он выделяет традиционное лидерство, которое основано на традициях, обычаях, вере. Подобный тип лидерства характерен для традиционных обществ (восточные деспотии, монархии). Человек становится лидером благодаря принадлежности к элите, узкой группе людей.

Второй тип – легально-рациональный (бюрократический), который основан на разумности существующих порядков в обществе. Он предполагает обязательно определенный уровень знаний, компетентности, подготовленности лидера. Существующие законы регламентируют функции лидера. Подобный тип лидерства характерен для индустриальных стран.

Третий тип – лидерство харизматическое. Этот термин заимствован из раннехристианской литературы и означает «божественный, сверхъестественный, необычный». К харизматикам относили пророков, святых. Харизматические лидеры – это не только религиозные деятели. Они существовали в разные эпохи. Чаще всего эти лидеры появляются на крутых поворотах истории. Харизматический лидер возникает вне существующих государственных структур и традиций. В бывшем Советском Союзе в конце 80-х гг. появились лидеры, которые стремились противопоставить себя существующим государственным структурам. Но через 5-6 лет все они сошли с политической арены. Дело в том, что харизматический лидер должен подтверждать это свое качество с помощью определенных мер (насилие, демагогика, популизм, социальная политика).  [10, с.94-95]

Эта типология больше соответствует  политическим лидерам. В реальной практике управления выделяют следующие типы лидеров:

  1. Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Этот лидер оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, за ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.
  2. Лидер-творец. Привлекает к себе прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.
  3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть.
  4. Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда, такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.
  5. Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.  [10, с.95-98]

Группа, решающая значительную проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может.

Диапазон разработки проблемы лидерства чрезвычайно  широк. В работах зарубежных и  отечественных авторов традиционно  выделяют несколько основных подходов к рассмотрению лидерства: «теорию  черт» или харизматическую теорию лидерства, ситуационные теории лидерства, системный подход. [11, с.14]

Представление о  том, что лидером становится только человек, который обладает определенным набором личностных качеств, совокупностью  определенных личностных черт, лежит  в основе «теории черт» лидерства. Теория базировалась на идеях английского ученого Ф.Гальтона, подчеркивавшего роль наследственных факторов в жизненном пути знаменитых людей.     Ситуационная теория лидерства, возникшая в 40-х годах ХХ века, утверждала, что лидерство – это не свойство личности, а результат меняющихся групповых ситуаций, так как оно распределено между всеми членами малой группы, каждый из которых обладает тем или иным значимым для группы качеством. В тот момент, когда групповая ситуация меняется, она предъявляет требования к определенным знаниям, умениям, навыкам членов группы. Тот, кто может «предоставить в пользование группы» эти качества, выдвигается группой в лидерскую позицию. [16, с.289]

Результатом критики теории черт и ситуативной концепции  стало появление синтетического подхода к лидерству, который объединил две предшествующие теории. Эта концепция представляет лидерство как сложное явление, сочетающее в себе личностные характеристики человека и особенности ситуации, в которой он находится. Лидерство рассматривается как функция малой группы, изучать которую следует с точки зрения целей и задач группы, но в то же время подчеркивая, что и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. [16, с.291] Как всякий «синтезирующий» подход, это направление в исследовании лидерства в группе дает все-таки слишком общий ответ на вопрос о природе этого феномена.

Большинство отечественных  исследований лидерства осуществляется в рамках, близкой синтетической  модели, хотя к ней добавляется  нечто новое, продиктованные общими предпосылками исследования динамических процессов в группе: феномен лидерства  в малых группах рассмотрен в  контексте совместной групповой  деятельности.

В современных тенденциях изучения лидерства, появившихся в  последнее время в зарубежной и отечественной психологии, лидерство  рассматривается в разных направлениях: лидерство как образ (когнитивный  подход), лидерство как интеракционистский феномен (интерационистский подход), лидерство как пограничная роль (теория систем).  [2, с.90-98]

Информация о работе Гендерные особенности развития лидерских качеств у старшеклассников