Гендерные особенности креативности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание

Исследование влияния пола на формирование и развитие креативности у детей младшего школьного возраста с применением теста Торренса (адаптации А.Н. Воронина) и опросника креативности Джонсона.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты креативности младшего школьного возраста
1.1 Креативность как категория ……………………………………………………………………………………….4
1.2 Особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………………………………………………………………………….11
1.3 Гендерные оссобености развития креативности………………………………………………………
Заключение по 1ой главе………………………………………………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование креативности младшего школьного возраста
2.1 Программа и методы исследования ……………………………………………………………………..……24
2.2 Результаты и обоснование эмпирического исследования……………….…………………………25
Заключение по 2ой главе……………………………………………………………………………………………………..27
Список литературы..…………………………………………………………………………………………………………….28
Приложение……………………………………………………………………………………..………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

Развитие креативности у детей младшего школьного возраста.docx

— 118.16 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕРЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

« Брянский государственный университет имени  И. Г. Петровского»

Социально-экономический  институт

Факультет психологии, рекламы и связей с общественностью

Кафедра трудовой и экспериментальной психологии

Курсовая  работа

Гендорные особенности креативности у детей младшего школьного возраста

Специальность – психология 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 3го курса группы П

Денискина Екатерина  Алексеевна

Научный руководитель:

кандидат  психологический наук, доцент

 Голубева Галина Федоровна 
 
 
 

Брянск 2011 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты креативности младшего школьного возраста

1.1  Креативность как категория ……………………………………………………………………………………….4

1.2  Особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………………………………………………………………………….11

1.3  Гендерные оссобености развития креативности………………………………………………………

Заключение по 1ой главе………………………………………………………………………………………………………

Глава 2. Эмпирическое исследование креативности младшего школьного возраста

2.1  Программа и  методы исследования ……………………………………………………………………..……24

2.2  Результаты и обоснование эмпирического исследования……………….…………………………25

Заключение по 2ой главе……………………………………………………………………………………………………..27

Список литературы..…………………………………………………………………………………………………………….28

Приложение……………………………………………………………………………………..………………………………….30

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Обьектом исследования является - креативность

Предметом исследования – гендерные особенности креативности.

Гипотеза исследования: у мальчиков и девочек по-разному проявляться гендерные оссобенности креативности

Цель настоящей  курсовой работы: изучить особенности креативности у мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте.

 Цели конкретизируются  в следующих задачах:

1) Изучить научную литературу по избранной теме

2) Исследовать креативность у мальчиков и девочек

3) Опровергнуть взаимосвязь креативности и гендера

4) Описать полученные данные и результаты

5) Сделать необходимые выводы

 В Ходе исследования  были применены следующие метода:

  1. Теоретические методы исследования:
  2. Эмпирические методы исследования: тест Торренс (адаптация А.Н. Воронина); опросник креативности Джонсана.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения развития креативности у младшего школьного возраста

    1. Креативность как категория.

Наряду с интеллектом  в англо-американской психологии в  середине 50-х гг. выделилось и приобрело  большую популярность изучение особых интеллектуальных способностей, назван­ных креативностью (от лат. сreatio - создание, сотворение)- уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности Толчком для выделения креативности послужили данные об отсутствии связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций.

Изучение креативности ведется в основном в двух направлениях. Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта, и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью.

Попытки определить креативность посредством познавательных переменных направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей. Дж.Гилфорд и его сотрудники начиная с 1954 г. выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Среди способностей можно выделить:

1) оригинальность - способность  продуцировать отдалённые ассоциации, редкие идеи, отвечать на раздражители  нестандартно;

2) проблемность - способность к обнаружению и постановке проблем;

3) продуктивность (или  в других источниках беглость) - способность к генерированию  большого числа идей;

4) гибкость (или восприимчивость) - чувствительность к противоречи-ям, способность производить разнообразные, всесторонние идеи, быстро переключаться с одной идеи на другую;

5) созидательность  - способность улучшать объект, добавляя  детали;

6) теоретичность  - способность к решению проблем  путём анализа и синтеза; 

7) метафоричность - склонность  к фантазии, объёмным ассоциациям,  использованию символических и  графических средств для выражения своих мыслей, идей, представлений.

К креативным качествам некоторые исследователи относят также ассертивность, вдохновлённость, изобретательность, инициативность, интуицию, нестандартность, прогностичность, раскованность мыслей и чувств, самобытность, смекалку.

Дж. Гилфорда  выделил два вида мышления: конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (отступающее от логики, идущее в разных направлениях). Основанием для концепции Дж. Гилфорда явилась его кубообразная модель структуры интеллекта (SOI - structure of the intellect): материал операции результаты.

Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том  случае, когда человеку, решающему  задачу, необходимо на основе множества  условий найти единственно верное решение (или ограниченное множество  решений). Дивергентное мышление допускает  варьирование путей решения проблемы, приводящее порой к оригинальным, нестандартным, неожиданным выводам  и результатам. Дивергентные способности  чаще всего понимаются, как способности  порождать множество разнообразных оригинальных, в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта в нерегламентированных условиях деятельности.

Однако не все психологи признают креативность особым качеством, одной из разновидностей общих способностей. Некоторые из них, например Н. Марш, Ф. Верной, С. Берт и др., рассматривают креативность как одну из сторон интеллекта, не измеряемую традиционными интеллектуальными тестами. В этом их укрепляют результаты исследований, показывающих зависимость оценок креативности от прошлого опыта, характера усвоенных знаний и навыков, особенностей окружающей среды. Так, Э. Оглетри и В. Юлаки, изучив 1165 школьников из Англии, Шотландии и Германии, установили, что оценки креативности являются функцией социоэкономического положения. Во всех странах дети, принадлежащие к привилегированному классу, получили более высокие оценки по тестам креативности, чем их сверстники из среднего и низшего классов (на уровне значимости р< 0,01). 

Существуют множество  различных трактовок данного  понятия, однако для наибольший интерес  представляют определения (для удобства анализа разбитые нами на группы), в  которых креативность трактуется как:

1) способность к  творчеству, оригинальному мышлению; уровень развития творческих  способностей, характеризующий личность  в целом:

- креативность представляет собой способность человека к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению, имеющему созидательный, конструктивный характер

- под креативностью понимается уровень творческих способностей индивида, который характеризуется готовностью к продуцированию принципиально новых идей

- креативность характеризует уровень творческой одарённости, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности, несводимую к интеллекту; креативность - это функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик;

- креативность представляет собой общую способность к творчеству, которая характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах её активности и рассматривается как относительно независимый фактор одарённости ];

- креативность - это, прежде всего, способность принимать молниеносные, творческие решения;

- креативность представляет собой творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания; степень восприимчивости к новым идеям ;

- креативность - это некоторое особое устойчивое свойство человеческого индивидуума, обусловливающее способность проявлять социально значимую творческую активность; способность индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки, т. е. способность к творчеству; данное понятие изучается независимо от интеллекта и связывается с творческими достижениями личности ; 

2) наивысший уровень  интеллектуальной активности мышления:

- креативность представляет собой максимальный уровень интеллектуальной активности человека, за счет которой происходит проникновение в сущность явления, постановка и решение новых проблем; на этом уровне обнаруженная индивидом эмпирическая закономерность становится для него не эвристикой, формальным приёмом, а самостоятельной проблемой, ради которой он готов прекратить всю остальную деятельность ;

- креативность - это высший уровень интеллектуальной активности мышления; способность к творчеству, продуктивно-созидательная "ипостась" личности плюс преобразование, плюс самореализация;

3) деятельность, процесс  или совокупность определённых  процессов:

- креативность - это творческая, созидательная, новаторская деятельность

- креативность  является естественным процессом,  который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения,  возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности.  Данный процесс, включает следующие стадии:

1) появления чувствительности  к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности  и т. д.; 2) фиксации проблем;  поиска их решений, выдвижения  и проверки гипотез; 3) формулирования  и сообщения результата решения ;

- креативность представляет собой множество процессов, которые следует рассматривать в едином контексте; один или несколько из этих процессов привносят новизну в привычные действия, - в том числе и при выявлении и формулировке задачи, выработке и оценке всевозможных решений; в понятии креативности объединяются необычное или уникальное и качественное или полезное ;

4) способность к  порождению множества оригинальных  и полезных идей:

- креативность является не чем иным, как способностью к порождению оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности;

- креативность характеризует возможность личности избежать рутинных путей мышления и поведения, и производить большое количество оригинальных, новых и полезных идей; креативность - это успешный шаг в неизвестность, ломка характера, открытость в получении нового опыта; разложение, раскомбинирование идей или видение новых взаимоотношений между идеями ;  

5) способность воспринимать  и осознавать новое, не бояться  перемен:

- креативность - способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта;

- креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах; данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер;

- креативность можно охарактеризовать как отсутствие боязни перемен, готовность принять новое, умение импровизировать; умение не бороться с переменами, а предвосхищать их;

Информация о работе Гендерные особенности креативности у детей младшего школьного возраста