Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
1. проанализировать роль дидактической игры в учебном процессе;
2. определить место и роль дидактической игры на уроках в младших классах;
3. выявить основные свойства дидактических игр;
4. раскрыть основные принципы построения дидактической игры и особенности их применения в младших классах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ…………….…………...5
1.1. Сущность и роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников…………………………………………………………………..………5
1.2. Формы, методы, структура дидактической игры……………………………15
1.3. Виды дидактической игры…………………………………………………….22
1.4. Принципы и условия эффективности дидактической игры………………...33
ГЛАВА 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.09.Дидактическая игра.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)

Лупит дождь - а  ты сухой! (Над головой ладонями)

Киска в книжке близко-близко. (Показывают усы)

На цветной  картинке киску 

Долго глажу  я рукой - (Поглаживают свои руки)

Ведь у киски  мех такой 

Тёплый! (Обнимают себя руками)  

Работа в рабочей  тетради. 

- Записать, как  можно больше, слов-признаков к  слову "лимон" само-стоятельно.  

На доске опора: цвет, форма, размер, вкус, запах, температура, материал и т.д. 

Фронтальная проверка.. 

Фронтальная работа. 
 
 
 

1.- А можно,  услышав одно слово-признак, например, "жёлтый", сказать о чём идёт  речь? (Нет. Прилагательное "прилагается" к существительному).  

Игра "Угадай предмет по признакам". 

-Осторожная, хитрая, хищная, длиннохвостая, рыжая…(Лиса). 

-Один уч-ся  отворачивается у доски.(Учитель  показывает картинку яблока.) Подберите  слова-признаки к данному предмету, а …угадает, о каком предмете идёт речь.(Яблоко (какое?)…). 

2.- Сейчас ребята  загадают загадки. Составьте словосочетания - отгадка + слово-признак. Запишите  словосочетания. (Учитель сопровождает  отгадки показом иллюстраций  животных).

Окраской сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Кто она? (Ворона).

В одежде богатой 

Да сам слеповатый,

Живёт без оконца,

Не видывал  солнца. (Крот).

Надели коняшки 

Морские тельняшки. (Зебры).  

-Оказывается,  не бывает двух одинаковых зебр. Это на первый взгляд все зебры кажутся близнецами. Полосатая окраска зебр отвлекает хищников, утомляет их зрение. 

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова).

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим  выходит,

Носит красные  ботинки.

Дарит мягкие перинки. (Гусь).  

- Именно благодаря  гусю существует такое выражение  : "Выйти сухим из воды". 

(Дети написали, например, вороватая ворона, слеповатый  крот, полосатые зебры, пёстрая  корова, важный гусь). 

3.Развитие речи. 

-Я называю  слово-признак, а вы синоним и антоним к этому слову. 

-Что такое  синонимы? (Это слова, близкие  по значению). 

-Что такое  антонимы? (Это слова с противоположным  значением).

Большой - огромный - маленький 

Смелый - храбрый, отважный - трусливый 

Мудрый - умный, сообразительный - глупый

Скорый - быстрый - медленный 

Печальный - грустный - весёлый  

-Найдите в  предложении антонимы: 

Доброе слово  лечит, а злое калечит. 

-Что значит  эта пословица? Как вы её  понимаете? (Доброе слово придаст  уверенность, поддержит, окрылит,  а злое обидит, оскорбит). 

- Синонимы и  антонимы можно найти в специальных  словарях. (Учитель показывает словари  синонимов и антонимов для  нач. школы). 

4.Индивидуальная  работа. 

- Перед вами  карточки с двумя столбиками  слов (6 вариантов). 

  

1 в.)поздняя    листья                   2 в.)тёмные    солнышко 

           холодный осень                           свежий погода 

           ароматное дождь                         плохая тучи 

           разноцветные яблоко                  неяркое ветер 

  

      3 в.)капустный настроение         4 в.)пасмурный птицы 

             отличное белка                            перелётные гнездо 

             сочные пирог                               птичья день 

             шустраягруши                            вороньестайка 

  

      5 в.)спелые дерево                       6в.) полезный лиса 

             красивое овощи                             рыжая осень 

             богатый ягода                                осенние чеснок 

             сладкая урожай                             золотая краски 

  

- Образовать  пары слов- словосочетания , соединив  стрелками. 

5. чудеса -  

осень - 

картон - 

лиса - 

-Как называются  слова в первом столбике? (Имена  существительные). 

-Какое слово  лишнее? (Лиса). 

-Почему? (Одушевлённое имя сущ.). 

-Образуйте прилагательные  от данных имён существительных. 

(Чудесный, осенний,  картонный, лисий).Запишите пары  слов - сущ. и прилаг.  

6. "Четвёртое  лишнее". 

-Найти лишнее  слово, объяснить, почему оно  лишнее:

цвет 

цветок 

цветник

цветной (Имя прилаг.)  

-Что общего  у этих слов? (Корень цвет-). 

Физминутка. 

-Если я называю  слово- имя сущ, надо стоять, имя прилаг.- сесть. 

7. Доску вымыли (……?) дежурные. (…….?) Дежурные дети  убрали класс. 

-Задайте вопросы  к словам и скажите, чем отличаются эти слова? (Кто?-сущ., какие? - прилаг.). 

-С каким словом  во втором предложении связано  слово "дежурные"? (Дети). 

-Какое слово  главное в этом словосочетании? (Дети). 

-На следующем  уроке мы будем учиться устанавливать  и показывать графически связь  между именами сущ. и прилаг. в словосочетаниях. 

IV.Д.з. упр. 60, стр.30 "Дидактический материал  по русскому языку" (2 класс,  Л.Ю. Комиссарова). Подобные упражнения  мы делали сегодня, необходимо  подобрать слова - признаки к  предметам. 

V.Итог урока. 

-Хотелось бы отметить работу уч-ся….Они получают …(отметки), так как… 

-Итог нашему  уроку подведёт Маша, она прочитает  стихотворение Е. Руженцевой "Сказка  про краски":

Если б всё  на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой  усталым,

На зелёной  спать перине

Под зелёным  одеялом?

И зелёною водою 

На рассвете умываться,

И зелёным - презелёным

Полотенцем утираться?

Любоваться, как  над вами,

Зеленея, птицы  реют,

Над зелёными домами

Ярко солнце зеленеет?

Видеть мир  привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же всё  вокруг нас будет 

Удивительным  и разным!  

- Дорогие ребята  и уважаемые гости, я желаю  вам: "Пусть же всё вокруг  вас будет удивительным и разным!". И вокруг вас, и вы сами употребляли только добрые, красивые, приятные слова - признаки. Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Гостям - за внимание. Урок окончен. 

Использована  литература: 
 
 

1.Бетенькова  Н.М. Игры и занимательные упражнения  на уроках русского языка/ Н.М.  Бетенькова, Д.С. Фонин. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2002.

2.Волина В.В.  Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995.

3.Ендрихинская  Р.Ф. Загадки, пословицы, поговорки,  приметы к урокам природоведения. Выпуск 2: Учебное пособие. - Армавир: АГПИ, 1995.

4.Егоров В.  Расскажи стихи руками. - М.: Издательство  А/О "СОВЕР", при участии Общества "ПРОЛОГ", 1992.

Урок русского языка во 2 классе.

Информация о работе Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся