Диагностика темперамента и характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:57, контрольная работа

Описание

Рассмотренные выше свойства и особенности темперамента показывают тесную связь темперамента с другими свойствами личности и прежде всего с характером. Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения.

Работа состоит из  1 файл

Диагностика темперамента и характера.docx

— 40.62 Кб (Скачать документ)

Весьма показательны закономерности, которые были выявлены М. Р. Щукиным [41], между подвижностью нервных процессов и стилем работы на токарных станках учащихся профтехучилищ. Эти закономерности в обобщенном виде сводятся к следующему. 

У инертных учащихся познавательные действия, связанные  с инструктажем, регулярно влияют на исполнительные действия в большей  степени, чем у подвижных. 

Подвижные учащиеся отводят гораздо меньше времени  на знакомство с техническим рисунком, чем инертные. Они знакомятся с  ним быстро и поверхностно, немедленно приступая к исполнительным действиям. В ходе обработки деталей они  также реже, чем инертные, сверяются  с чертежом. 

Инертные проявляют  склонность заранее приготовить  и разложить инструменты, подготовить  материал, который может пригодиться  во время работы, старательно подбирают  резец, соответствующий данному  заданию, и т. п. Такие действия занимают у учащихся значительное время. Противоположная  картина наблюдается у подвижных. Не тратя времени на подготовку соответствующих инструментов и материалов, они достают и пользуются ими, когда возникает конкретная потребность. Например, ставят «первый с краю» резец, заменяя его потом в процессе обработки. 

В ходе исполнительных действий у подвижных учащихся преобладают  ориентировочно-познавательные действия, что обусловлено меньшим временем, которое они тратят на подготовительные действия, по сравнению с инертными. При обработке деталей «подвижные» часто прибегают к прикидке «на глазок», что приводит к снижению точности и аккуратности работы. «Инертные», наоборот, часто останавливают станок для измерения детали, благодаря чему быстрее обнаруживают дефекты в обработке. 

«Подвижные» отличаются от «инертных» быстротой движений. Задания, требующие медленных движений, выполняются более успешно, равномерно и плавно «инертными» учащимися. Обратная картина наблюдается при  выполнении быстрых движений. 

Указанные выше группы резко различаются и по степени  изменяемости исполнительских действий. «Инертные» учащиеся в ходе шестичасовых занятий редко отходят от своих  станков. Делают это лишь тогда, когда  этого требует выполняемое задание. Они неохотно меняют режим обработки, частоту оборотов и т. п., с неохотой переделывают неправильно выполненную  деталь. Подвижные учащиеся часто  останавливают свои станки, прерывая работу, подходят к своим товарищам, манипулируют рукоятками других станков  и т. п. 

Выявленные различия в исполнении действий учащихся скорее всего обусловлены тем, что «инертные» компенсируют свои ограниченные моторные возможности более развитой и систематической ориентировочно-познавательной деятельностью, начинающейся раньше, чем моторная деятельность. 

Проявление темперамента зависит также от особенностей эмоционально-волевой  сферы личности. На основе флегматического  темперамента, как отмечает А. Г. Ковалев [12, c. 342], скорее может сформироваться методическая, интеллектуальная форма  воли; на основе холерического —  эмоционально-порывистая воля. Образующиеся волевые качества характера, в свою очередь, позволяют регулировать проявления темперамента в процессе деятельности. 

Восприятие реального  времени у представителей различных  типов темперамента также отличается многообразием. Н. Н. Обозов, ссылаясь на исследование Б. И. Цуканова [40], приводит на этот счет следующие данные [20, с. 21–22]. У холерика субъективно переживаемое время сильно опережает течение реального времени. Поэтому он всегда устремлен вперед, в будущее (прошлое его не интересует). Субъективно переживаемое время у него сильно спрессовано. Если на пути движения возникает препятствие, то оно вызывает у холерика агрессию и ярость. 

У сангвиника субъективно  переживаемое время также опережает  течение реального времени. Однако не настолько, как это выражено у  холерика. Сангвиник спешит жить, испытывает постоянный дефицит времени. 

У флегматика субъективно  переживаемое время отстает от объективного. Времени у него всегда хватает, даже есть некоторый его излишек. Он ориентирован в прошлое, медленно привыкает к изменениям. 

У меланхолика нет  ни опережения, ни отставания времени. Движение времени для него как  бы не существует. Обездвиженность  времени во многом соответствует  внешней обездвиженности, замкнутости, тревожности. Меланхолик, как и флегматик, привязан к прошлому. 

Cвойства темперамента играют важную роль и в процессе сработанности и совместимости людей в совместной деятельности. Н. Н. Обозовым выявлено [20, с. 29], что наибольшая совместимость людей на производстве достигается в звеньях и бригадах, а также в семейно-брачных отношениях при сочетании людей с противоположными темпераментами. Так, при прочих равных условиях флегматику легче работать с сангвиником, сангвинику — с меланхоликом, а меланхолику — с флегматиком. 

Выявлен и так  называемый равновесный тип личности. По показателям двухфакторной модели Г. Айзенка такой тип личности находится как бы на условном нуле (на отметке 12 по показателям экстравертированности и нейротизма). У такого типа личности средние уровни возбуждения и торможения, которые уравновешивают друг друга, нет ориентации в будущее (как у холериков и сангвиников) или в прошлое (как у флегматиков и меланхоликов). Он живет настоящим («здесь и сейчас»). Отличительная черта его — осторожность. 

В дипломной работе Д. Воробьева, выполненной под нашим  руководством, исследовались особенности  психологической подготовки спортсменов  к ответственным соревнованиям. В его психодиагностическом исследовании определялись поведенческие характеристики спортсменов в стрессовых ситуациях. Было выявлено, что спортсмены эмоционально возбудимые, со слабой нервной системой (меланхолики) имели низкий уровень  притязаний, в условиях стресса даже при тренировках испытывали определенные трудности в принятии самостоятельных  решений. Они постоянно обращались за помощью и советами к тренеру, товарищам по команде. Спортсмены сильного типа нервной системы, малотревожные, эмоционально устойчивые (сангвиники), отличались повышенным уровнем притязаний, высокой степенью саморегуляции. В аналогичных стрессовых ситуациях решения принимали самостоятельно и добивалиcь высоких результатов. Поведенческие характеристики спортсменов с другими типами высшей нервной деятельности, адекватными холеристическому и флегматическому типам темперамента, во многом согласовывались с данными Б. А. Вяткина [7; 8] В спорте диагностика темперамента и свойств высшей нервной деятельности является важнейшим элементом в деятельности тренера. Методика определения основных свойств ВНД в спортивных коллективах описана в приложении 3. 

Своеобразны проявления темперамента в общении. Типы темперамента, как отмечает P. M. Грановская [9, с. 385–386], накладывают свой отпечаток на способы  общения, определяя степень активности в налаживании контактов. 

Так, сангвиники быстро устанавливают социальные контакты. Они не способны предаваться мрачным  мыслям и страхам. В общении они  являются инициаторами, легко вступают в компании, способны занимать в  них лидирующее положение. 

Холерики, отличающиеся чрезмерной подвижностью и импульсивностью, также быстро устанавливают межличностные  контакты. Однако если партнеры по общению  по своим данным не соответствуют  ожиданиям холерика, то он скоро  теряет к ним всякий интерес, завязывает новые знакомства. Холерика следует  постоянно загружать полезной работой, в противном случае он может стать  источником межличностных конфликтов в коллективе. 

Флегматики социальные контакты устанавливают медленно. В  новом окружении скорее всего замыкаются в себе. Свои чувства флегматики проявляют мало, долго не замечают, что кто-то ищет повод познакомиться с ними, зато они устойчивы и постоянны в своем отношении к человеку, любят находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. 

Меланхолики отличаются робостью, осторожностью в контактах, повышенным интуитивным восприятием  отношения к себе окружающих людей. Чрезмерная чувствительность вызывает у них постоянную потребность  в сопереживании. Именно чувство  сопереживания становится для меланхолика  своеобразным стимулом к установлению контактов с людьми.  

8. Два подхода  к исследованию темперамента 

В изучении темперамента выявились два подхода к его  исследованию — структурный и  типологический. 

Структурный подход 

Представители структурного подхода описывают темперамент  через набор признаков, характерологических  черт личности. Отдельные характерологические  черты личности применительно к  четырем типам темперамента по Гиппократу — Галену приводятся в 3-й главе  данного пособия. Если, к примеру, для сангвинического темперамента позитивными характерологическими чертами являются высокая подвижность, легкая социальная приспособляемость (социабельность), общительность, жизнерадостность, выразительность мимики и пантомимики, то для меланхолического темперамента — высокая чувствительность, сердечность, восприимчивость. Иными характерологическими чертами личности обладают представители холерического и флегматического темпераментов. Таким образом, каждый из четырех типов темперамента (в классическом его варианте) обладает определенными признаками, которые в структурированном виде описаны Г. Айзенком (см. рис. 3 — «круг Айзенка»). 

Структурный подход к изучению темперамента наиболее ярко проявляется в опытно-экспериментальных  исследованиях сторонников структурно-динамической теории черт (Г. Олпорт, Р. Кэттелл, Г. Айзенк и их последователи). Логика рассуждений при разработке теории черт сводилась к следующему: если попытаться установить основные характеристики, по которым люди существенно отличаются друг от друга, то станет возможной разработка тестов, позволяющих определить количественные значения выявляемых параметров для каждого человека и сравнить эти параметры между собой. 

Под чертой личности следует понимать устойчивые особенности  человека, проявляющиеся на протяжении длительного времени и мало изменяющиеся в различных житейских ситуациях. Основными особенностями черт личности являются степень выраженности (у  разных людей степень выраженности черт различна), трансситуативность (проявление черт в различных ситуациях) и измеряемость (черты личности доступны измерению с помощью специализированных опросников и стандартизированных тестов). В экспериментальной психологии личности наиболее исследованы такие черты личности, как экстраверсия — интроверсия; конформизм — доминантность; застенчивость — смелость; тревожность; ригидность; импульсивность и др. Эти черты личности в той или иной степени присущи каждому человеку. Количественная их выраженность различна в различных темпераментах. 

Таким образом, согласно теории черт, поведение людей детерминировано  в основном не жизненными ситуациями, а личностными характеристиками индивидуумов. Люди различаются между  собой по степени выраженности определенных личностных черт, которые оказывают  значительное влияние на их поведение. 

Один из создателей теории черт Г. Олпорт сделал попытку разложить чрезвычайно сложную составляющую личности на измеряемые опытным путем элементы. Им разработаны и опубликованы еще в 1931 г. тесты измерения ценностных ориентации людей. Представленные как основные альтернативные направления ценностных ориентаций, эти ценности присущи в различной мере всем людям и являются, по мнению Г. Олпорта, стержневыми в человеческой жизни. У разных людей наблюдаются различные комбинации ценностных ориентаций как черт личности. Количественная выраженность этих выделенных Г. Олпортом черт (теоретическая, экономическая, социальная, политическая, религиозная) может быть изображена графически в виде профиля ценностных ориентаций испытуемых. 

Существенно иное направление  в психологии черт личности открылось  благодаря статистическому методу, известному как факторный анализ. Под факторным анализом понимается комплекс аналитических методов, позволяющих  выявить скрытые признаки и преобразовать их в более простую и содержательную форму. Для применения в исследовании факторного анализа были приняты следующие допущения:  

элементы, из которых  формируется структура личности, универсальны, являются общими для  всех людей;  

основные параметры  личности имеют упорядоченную иерархическую  структуру;  

люди обладают стойкой  предрасположенностью реагировать  определенным образом на ситуации;  

черты личности количественно  измеряемы.  

Выдающимися представителями  данного количественного научного метода являются Р. Кэттелл, Г. Айзенк и их сторонники. 

Р. Кэттеллом разработан многофакторный личностный опросник 16PF, впервые опубликованный в 1950 г. Последнее переработанное руководство тест-опросника 16PF вышло в 1970 г. (Р. Кэттелл с соавторами). Опросник предназначен для измерения 15 факторов и интеллекта (16 личностных черт). Каждый из факторов (черт) опросника получил двойное название, характеризующее степень его выраженности — сильную и слабую. Например: комформность — доминантность; суровость, жесткость — эмоциональность, нежность и т. д. 

Информация о работе Диагностика темперамента и характера