Диагностика связи самооценки и уровня тревожности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание

Проблема связи самооценки с другими свойствами личности недостаточно изучена в психологии, поэтому диагностика связи самооценки и уровня личностной тревожности актуально.
Предметом обследования в данной курсовой работе являются самооценка и уровень тревожности.
В результате многочисленных теоретических и эмпирических исследований, проведенных в отечественной и зарубежной психологии по проблемам самооценки, возникло представление, что самооценка своим влиянием пронизывает все аспекты человеческого существования.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3-4
Глава 1»Самооценка и тревожность как психологический феномен»…………………………………………………………………5
1.1. Понятие самооценки……………………………………………….5
1.2 Понятие тревожности……………………………………………..6-7
1.3 Исторические данные о самооценке и тревожности……………8-11
1.4 Связь самооценки с личностными психологическими свойствами.12
1.5 Современные представления о самооценке и тревожности……13-15
Глава 2 «Организация и методика психодиагностического обследования»……………………………………………………………16
2.1 Место проведения обследования и выборка……………………….16
2.2 Методики……………………………………………………………17
2.3 Психодиагностическая процедура обследования…………………18
Глава 3 «Результаты диагностики и их обсуждение»………………..19
3.1 Психодиагностической заключение о характерных особенностях уровней самооценки и тревожности личности в диагностируемой выборке……………………………………………………………………19
3.2 Сравнительный анализ уровней самооценки и тревожности у мужчин и женщин обследуемой выборки………………………………20
3.3 Обсуждение вопроса о наличии взаимосвязи уровней самооценки и тревожности личности, на примере обследуемой выборке……………21
Заключение………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 209.73 Кб (Скачать документ)

 Министерство образования Российской Федерации 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По курсу  «Психодиагностика»

На тему

Диагностика связи самооценки и уровня тревожности

Студентов II курсов психологического и социологического факультетов

(с помощью  методик «Опросник уровня тревожности  Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина  и «Самооценки личности» С.А.  Будасси) 
 
 

Студент:

                         Группа:

                       Преподаватель:  
                   
                   
                   

Екатеринбург 2010 
 
 

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………….3-4
  2. Глава 1»Самооценка и тревожность как психологический феномен»…………………………………………………………………5
  3. 1.1. Понятие самооценки……………………………………………….5
  4. 1.2 Понятие тревожности……………………………………………..6-7
  5. 1.3 Исторические данные о самооценке и тревожности……………8-11
  6. 1.4 Связь самооценки с личностными психологическими свойствами.12
  7. 1.5 Современные представления о самооценке и тревожности……13-15
  8. Глава 2 «Организация и методика психодиагностического обследования»……………………………………………………………16
  9. 2.1 Место проведения обследования и выборка……………………….16
  10. 2.2 Методики……………………………………………………………17
  11. 2.3 Психодиагностическая процедура обследования…………………18
  12. Глава 3 «Результаты диагностики и их обсуждение»………………..19
  13. 3.1 Психодиагностической заключение о характерных особенностях уровней самооценки и тревожности личности в диагностируемой выборке……………………………………………………………………19
  14. 3.2 Сравнительный анализ уровней самооценки и тревожности у мужчин и женщин обследуемой выборки………………………………20
  15. 3.3 Обсуждение вопроса о наличии взаимосвязи уровней самооценки и тревожности личности, на примере обследуемой выборке……………21
  16. Заключение……………………………………………………………….22
  17. Список литературы………………………………………………………23
  18. Приложения……………………………………………………………24-38

 

Введение

     Проблема  связи самооценки с другими свойствами личности недостаточно изучена в  психологии, поэтому диагностика  связи самооценки и уровня личностной тревожности актуально.

     Предметом обследования в данной курсовой работе являются самооценка и уровень тревожности.

     В результате многочисленных теоретических  и эмпирических исследований, проведенных  в отечественной и зарубежной психологии по проблемам самооценки, возникло представление, что самооценка своим влиянием пронизывает все  аспекты человеческого существования.

     Значимый  вклад в изучение самооценки внесли С.Л. Рубинштейн (1973), Л.И. Божович (1955, 1979, 1995); А.И. Липкина и др. (1968); А.Н. Леонтьев (1975); И.И. Чеснокова (1977); В.В. Столин (1983); И.С. Кон (1987, 1989);     Р. Бернс (1986); К. Роджерс (2007); Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова (1990, 1997, 2001); О.Н. Молчанова (2006) и многие другие.

     Наиболее  перспективной представляется модель самооценки, предложенная Л.В. Бороздиной, где самооценка включена в структуру  самосознания и определяется как  оценка человеком себя по определенному  свойству или оценки собственного потенциала в целом.

     Самооценка  сложный конструкт и рассматривается  в отечественной психологии в  связи с развитием самосознания и является, в основном, предметом  возрастной психологии. В зарубежной психологии проблема  самооценки является предметом социально-психологического анализа, а также педагогической психологии.

     Изучение  проблемы самооценки, является очень  важной с точки зрения практической психологии – как в области  психотерапии, так и в области  психологического консультирования.

     Что касается проблемы тревожности, то ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъемов в своем  изучении, как проблема тревожности.

     Несмотря  на большое количество исследований, мы сталкиваемся с большим разбросом  мнений в определении тревожности. Неопределенность термина «тревожность» в психологии является следствием его использования в различных значениях. Это и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов; и фрустрация социальных потребностей; и свойство личности, и мотивационный конфликт.

       Наиболее приемлемой является точка зрения предлагаемой Спилбергером различать тревогу как состояние и как свойство. Его разделение тревоги на ситуативную (СТ) и  личностную тревогу (ЛТ), повторенную и дополненное Н.Д. Левитовым о тревоге как о хронической черте характера, стало удобным в теории, а также в экспериментальной и диагностической практике.

     Очень важен вопрос этиологии тревожности. В настоящее время выделяются два типа источников устойчивой тревожности, это и длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний  тревоги (Ханин, Спилбергер, 1983), и внутренние–психологические и психофизиологические причины.

     Проблема  тревожности широко рассматривается  в работах как зарубежных: Ч.Д. Спилбергер, 1983; А. Адлер 1997; О. Ранк, 2001; З. Фрейд, 2000; 2001 и др., так и отечественных  авторов: Н.Д. Левитов, 1964; Ф.Б. Березин, 1988; Л.В. Бороздина, 1993; В.М. Астапов, 2001; А.М. Прихожан, 1991, 1998, 2000, 2007; К.Р. Сидоров, 2006 и др.

     Проблема  тревожности касается возрастной, педагогической, медицинской, клинической, социальной психологии.

     Изучение  самооценки, как и поиск путей  возникновения и преодоления  тревожности является одной из важнейших  задач практической и научной  психологии и психиатрии.

     Объектом  обследования являются студенты II  курсов РГППУ (44 человека от 18 до 20  лет со средним возрастом 19 лет, из них 29 женщин и 15 мужчин), обучающиеся по специальностям психология и социология.

     Цель  данной работы состоит в изучении характера связи самооценки и  уровня личностной тревожности.

     Задачи:

  1. Теоретический анализ конструктов самооценки и личностной тревожности в психологии;
  2. Подбор диагностических методик в программу эмпирического исследования;
  3. Проведение диагностического исследования, направленное на раскрытие самооценки и личностной тревожности;
  4. Обработка и интерпретация результатов исследования.
  5. Сообщить обследуемым результаты диагностики.
  6. Сравнить уровень тревожности у мужчин и женщин на выборке студентов II курсов факультетов психологии и социологии РГППУ.
  7. Выявить взаимосвязь между самооценкой и уровнем тревожности на данной выборке.

Теоретической основой для данной работы послужили  труды: Н.Д. Левитова (1964), Ч.Д. Спилбергера (1983); А.М. Прихожан (1991, 1998, 2000, 2007); Л.В. Бороздиной (1999), К.Р. Сидорова (2006) и др. авторов.

   Методы  и методики исследования:

       1. Метод теоретического анализа  имеющейся информации по  поставленной проблеме;

       2. Методика С.А. Будасси на определение  самооценки;

  3. «Опросник уровня тревожности» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина

       4. Методы математической обработки данных.

 

 

     Глава 1. Самооценка и тревожность как психологический феномен

    1. Понятие самооценки.
 

   Самооценка- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной С., вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). С. получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.

   В работах  советских психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятия, представления, решение интеллектуальных задач), определены приёмы формирования адекватной самооценки, а в случае её деформации — её преобразования путём воспитательного воздействия на личность.

   Вид самооценки - вариант соответствия самооценки реальному положению дел:  
- адекватная самооценка, соответствующие действительным способностям и возможностям человека;  
- завышенная самооценка, когда человек переоценивает себя;  
- заниженная самооценка, когда человек недооценивает себя.

   Склонность  определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.

 

    1. Понятие тревожности.
 

   Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.

   В настоящее  время существует несколько трактовок  понятия тревожности.

   Представительница психодинамического подхода К. Хорни использовала термин тревожность (тревога) в качестве синонима термина "страх", указывая таким образом на родство между ними. Позднее она развела эти два понятия по простому и точному различительному признаку: «страх является реакцией, пропорциональной наличной опасности, в то время как тревога является несоразмерной реакцией на опасность или даже реакцией на воображаемую опасность». Итак, под тревожностью К. Хорни понимала эмоциональную реакцию на скрытую и субъективную опасность, сопровождающуюся определенными физическими ощущениями (дрожь, учащенное дыхание и т. д.).

   Приверженец теории дифференциальных эмоций К. Е. Изард определяет тревожность как комплекс фундаментальных эмоций, включающий страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину и иногда интерес — возбуждение. Может включать потребностные состояния и биохимические факторы.

   Н. Ю. Синягина под тревожностью понимала сравнительно мягкую форму проявления эмоционального неблагополучия, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, в ожидании плохого отношения со стороны окружающих и т. д.

   А. И. Захаров  считает, что тревожность — это склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний.

   В словаре  «Психология» под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского дано следующее определение тревожности — это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.

   Следует различать тревогу как состояние  и тревожность как свойство личности. Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

   Ч. Д. Спилбергер исследуя тревожность как личностное свойство и тревогу как состояние, разделил эти два определения на «реактивную» и «активную», «ситуативную» и «личностную» тревожность.

Информация о работе Диагностика связи самооценки и уровня тревожности