Диагностика школьной тревожности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:36, курсовая работа

Описание

К школьным стрессам можно отнести патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися, дидактогенным воздействием учителей, неправильно организованной системой проверки и оценки знаний учащихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирование, экзамены).

Содержание

Введение 2
1.Теоретическое обоснование феномена детской тревожности 6
1.1. Исследование феномена тревожности в психологии. 6
1.2. Проблемы и причины школьной тревожности. 11
2. Эмпирическое исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста 19
2.1. Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста. 19
2.2. Исследование школьной тревожности. Методика Филлипса. 24
2.3. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности. 32
Заключение 37
Список использованной литературы 41
Приложение 44

Работа состоит из  1 файл

Диагностика школьной тревожности.docx

— 143.65 Кб (Скачать документ)

Тест, разработанный американскими  психологами Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Аменом, предназначен для определения тревожности у детей.

Для проведения обследования необходимо иметь 14 рисунков: каждый состоит  из основного и дополнительного, находящегося под основным. Размер основного рисунка 11х8,5 см, дополнительного  – 2,3х8,5 см. Рисунки выполнены в  двух вариантах: для мальчиков (а) и  девочек (б). Лицо ребенка, являющегося  главным персонажем, на основном рисунке  не прорисовано, дан лишь контур головы. На дополнительном рисунке изображены две детские головки, по размеру  и ракурсу точно соответствующие  контуру головы на основном. Рисунок  представляет модель ситуации, типичной для жизни ребенка изучаемого возраста (см. Приложение1).

Рисунки предъявляются ребенку  в строго указанном порядке. Обследование проводят индивидуально с каждым ребенком, в отдельном помещении.

При предъявлении каждого  рисунка экспериментатор дает строго определенную инструкцию:

Игра с младшими детьми. "Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка, печальное или  веселое? Он (она) играет с малышами".

Ребенок и мать с младенцем. "Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка, печальное или  веселое? Он (она) гуляет со своей мамой  и малышом".

Объект агрессии. "Как  ты думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка, печальное или  веселое?"

Одевание. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) одевается".

Игра со старшими детьми. "Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка, печальное или  веселое? Он (она) играет со старшими детьми".

Укладывание спать в одиночестве. "Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка, печальное или  веселое? Он (она) идет спать".

Умывание. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) в  ванной".

Выговор. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?"

Игнорирование. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого  ребенка, печальное или веселое?"

Агрессивное нападение. "Как  ты думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка, печальное или  веселое?"

Уборка игрушек. "Как  ты думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка, печальное или  веселое? Он (она) убирает игрушки".

Изоляция. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?"

Ребенок с родителями. "Как  ты думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка, печальное или  веселое? Он (она) со своими мамой и папой".

Еда в одиночестве. "Как  ты думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка, печальное или  веселое? Он (она) ест".

Следует обратить внимание на то, что при предъявлении рис. 3 (объект агрессии), 8 (выговор), 9 (игнорирование), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция) экспериментатор не дает никаких  пояснений к содержанию ситуаций. Во время обследования ребенку не задают никаких дополнительных вопросов. Все высказывания ребенка, его интерпретацию  ситуаций на рисунках заносят в специальный  протокол, куда записывают также выбор, сделанный ребенком.

Образец протокола

На основании данных протокола  вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14).

ИТ = количество эмоционально-негативных выборов / 14 * 100.

Дети по ИТ разделяются на 3 группы:

1) 0-20% – низкий уровень  тревожности;

2) 20-50% – средний;

3) свыше 50% – высокий.

Качественный анализ данных позволяет определить особенности  эмоционального опыта ребенка в  различных ситуациях, которые могут  быть разделены на ситуации с положительной, отрицательной эмоциональной окраской и ситуации с двойным смыслом.

К ситуациям с положительной  эмоциональной окраской относятся  представленные на рис. 1 (игра с младшими детьми), 5 (игра со старшими детьми) и 13 (ребенок с родителями).

Ситуации с отрицательной  эмоциональной окраской изображены на рис. 3 (объект агрессии), 8 (выговор), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция).

Двойной смысл имеют ситуации на рис. 2 (ребенок и мать с младенцем), 4 (одевание), 6 (укладывание спать  в одиночестве), 7 (умывание), 9 (игнорирование), 11 (уборка игрушек) и 14 (еда в одиночестве).

Особенно высоким проективным  значением обладают рис. 4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве) и 14 (еда в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный  эмоциональный выбор, с высокой  степенью вероятности могут обладать высокой степенью тревожности.

Дети, делающие отрицательный  эмоциональный выбор в ситуациях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирование) и 11 (уборка игрушек) с большой вероятностью могут обладать высоким или средним  уровнем тревожности.

Для уточнения источника  тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рис. 1,3,5,10 и 12 моделируют взаимоотношения  между детьми (ребенок-ребенок); ситуации на рис. 2, 6, 8, 9, 11 и 13 – взаимоотношения  между ребенком и взрослыми (ребенок-взрослый); ситуации на рис. 4, 6, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребенка, которую он совершает  один; ситуация на рис. 6 с одинаковым основанием может быть отнесена как  к ситуациям типа "ребенок-взрослый", так и к ситуациям "ребенок-ребенок".

При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребенком в  той или иной ситуации, рассматривается  как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или  аналогичной ситуации.

Высокий уровень тревожности  свидетельствует о недостаточной  эмоциональной приспособленности  ребенка к тем или иным жизненным  ситуациям. Эмоционально позитивный или  эмоционально негативный опыт косвенно позволяют судить об особенностях взаимоотношений  ребенка со сверстниками, взрослыми  в семье, в школе.

Модификация методики. При  предъявлении рисунков все время  дают одну и ту же инструкцию: "Как  ты думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка?" После ответа, который заносят в протокол, задают вопрос "Почему?" Данные изменения  в процедуру обследования были внесены  с целью расширения проективных  возможностей методики.

При использовании авторского варианта дети в большинстве случаев  повторяли раскрываемое экспериментатором  содержание картинки.

В модифицированном варианте возрастает степень свободы для  ответов детей, а, следовательно, расширяется  перечень источников переживаемой тревоги.

При интерпретации результатов  теста тревожности для детей  младшего школьного возраста стало  видно, что средняя оценка у детей  от 20 до 50 баллов, – это показатель среднего и выше среднего уровня тревожности.

Замечено, что интенсивность  переживания тревоги, уровень тревожности  у мальчиков и девочек различны. В младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это  связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как  ее объясняют, чего опасаются. И чем  старше дети, тем заметнее эта разница.

Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К  людям, с которыми девочки могут  связывать свою тревогу, относятся  не только друзья, родные, учителя. Девочки  боятся так называемых "опасных  людей" – пьяниц, хулиганов и т. д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

2.2. Исследование  школьной тревожности. Методика  Филлипса.

Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние  ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими, был проведен тест Филлипса на выявление уровня школьной тревожности.

Опросник школьной тревожности  Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста (Приложение 2).

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера  тревожности, связанной со школой у  детей младшего и среднего школьного  возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет".

Инструкция: "Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о  том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над  вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте  его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны".

Результаты нашего исследования среди детей младшего школьного  возраста в количестве 25 мальчиков  и 25 девочек отражены в таблице 1 и рис.1.

Таблица 1

Результаты школьной тревожности  по методике Филипса

Как мы видим, по результатам  исследования (таблица 1) тревожности  в школе с помощью теста  Филлипса, высокий процент по шкале "Общая тревожность в школе" имеют 20 подростков (см. Рис.1, шкала 1, высокий уровень), т.е. 40% испытуемых.

Несколько повышена общая  тревожность в школе у 36% испытуемых (18 человек) (см. Рис.1, шкала 1, повышенный уровень). Такие показатели свидетельствуют  о том, что эти дети склонны  переживать тревожность разной степени  интенсивности, находясь в школе: в  процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения  и взаимодействия с учителями  и сверстниками. То есть, 76% от всего  числа испытуемых расценивают ситуацию школьного обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу, и  т.п.

Нормальный уровень тревожности  в школе (см. Рис. 1, шкала 1, нормальный уровень) имеют лишь 12 школьников, что  составляет 24% испытуемых. Школа и  школьные требования, трудности не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального  функционирования, развития ребенка  в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.

Достаточно высокий процент  испытуемых, 46% (23 человека), не переживают социального стресса. Это говорит  о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные.

Однако, процент школьников, переживающих социальный стресс на высоком  уровне – 20% (10человек), на повышенном уровне – 34% (17 человек) (см. Рис.1, шкала 2, высокий, повышенный уровень). Такие данные указывают  на то, что эмоциональное состояние  этих детей, на фоне которого развиваются  их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, возможно, фрустрирующим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.

У 58% испытуемых (29 человек) присутствует страх самовыражения (см. Рис.1, шкала 4, высокий уровень). Этот факт свидетельствует  о том, что большинство детей  переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. На наш взгляд, это объясняется  с одной стороны тем, что эти  школьники склонны чрезмерно  критично оценивать себя, но в то же время, исключительно эгоцентричны и мнят себя "центром вселенной". Такие противоречия в самовосприятии не позволяют им адекватно оценить себя и уж тем более, представить на "суд" окружающих. С другой стороны, в этом возрасте человек часто испытывает такие чувства и эмоции, которые не понимает и стыдится, отсюда стремление "закрыться", спрятать свой внутренний мир от окружающих.

Несколько повышен уровень  страха самовыражения 26% испытуемых, что  составляет 13 школьников (см. Рис. 1, шкала 4, повышенный уровень). Основываясь  на этом факте, мы можем предположить, что в данном случае страх самовыражения  присутствует лишь в определенных ситуациях  или с определенными людьми. Возможно также, что этот страх выражен  не ярко, и не является генерализированным, то есть, не доминирует над другими  эмоциями.

16% (8 человек) школьников  данной группы испытуемых не  имеют психологических и эмоциональных  трудностей в самопредъявлении и самораскрытии (см. Рис. 1, шкала 4, нормальный уровень). Эти дети легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области.

Кроме того, сюда примешивается  еще и страх не соответствовать  ожиданиям окружающих (см. Рис.1, шкала 6, высокий уровень), который выявлен  у 60% школьников (30 респондентов). То есть, дети боятся раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько "нормально" и "правильно" они  будут выглядеть в глазах окружающих. Здесь наблюдается некоторое  противоречие – с одной стороны, школьников волнует мнение о них  и оценки окружающих, но с другой они боятся этого, так как, в результате может пострадать их самооценка, а  также положение среди сверстников, что для ребенка является очень  болезненным. Исходя из этого, можно  предположить, что социальные контакты, прежде всего со сверстниками, являются эмоционально-напряженными, часто фрустрирующими, что обусловлено возрастными особенностями.

У 24% испытуемых (12 человек) несколько  повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих (см. Рис. 1, шкала 6, повышенный уровень). Это, скорее всего, свидетельствует о том, что желание социального одобрения присутствует у данной группы детей, но оно не является ведущим мотивом. То есть, школьники в некоторой степени ориентированны на мнение и оценку окружающих, но не зависимы то нее.

16% испытуемых данной выборки  (8 человек) не испытывают страха  не соответствовать ожиданиям  окружающих (см. Рис. 1, шкала 6, нормальный  уровень). Для этих детей наиболее  значима собственная оценка происходящего,  ориентация на собственные ценности  и идеалы.

Сравнительно небольшой  процент школьников, 30% – 15 человек, испытывают фрустрацию потребности  в достижении успеха на высоком уровне (см. Рис.1, шкала 3, высокий уровень). Это говорит о том, что в  ситуации школьного обучения в их поведении наблюдается неблагоприятный  психический фон, который не позволяет  им развивать свои потребности в  успехе, в достижении высоких результатов. Причин такого явления может быть несколько. Например, неблагоприятное  отношение сверстников и взрослых, которые как бы программируют  школьника на неудачу, а успехи его  воспринимают весьма условно. Или низкая самооценка школьника, неверие в  свои силы и способности. Возможно так  же и то, что фрустрация потребности  достижения успеха проявляется на фоне тревожности как свойства личности.

Информация о работе Диагностика школьной тревожности