Диагностика психологической готовности к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:58, доклад

Описание

Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя четыре сферы: 1) аффективно-потребностная; 2) произвольная; 3) интеллектуальная; 4) речевая.

Работа состоит из  1 файл

Диагностики.docx

— 26.14 Кб (Скачать документ)

Оценка результатов:

«+» - если ребенок верно разложил картинки и составил по ним рассказ

«+-» - если картинки разложил верно, но не рассказал по ним

«–» - если ребенок неверно  разложил картинки

Итоговый уровень определяется по результатам всех четырех заданий:

Высокий – если четыре «+»

Низкий – если четыре «-» или два «-» и два «+-»

Средний – все остальные варианты

Образные представления (пункт «г» протокола).

Способность ребенка к  образным представлениям обнаруживается с помощью двух методик:

А) Собирание разрезных  картинок

 

 

 

Ребенку предъявляется разрезанная  картинка (сначала сложный вариант) и дается инструкция: «У меня была картинка, но она сломалась. Помоги мне ее сложить». Если ребенок не справляется, то дается упрощенный вариант.

Картинки должны быть размером не менее 10*15, цветные, с крупными деталями. Разрезаются они следующим образом:

Оценка результатов:

«+» - если ребенок выполнил сложный вариант

«+-» - если выполнил упрощенный вариант

«–» - если ребенок вообще не выполнил задание

Б) Рисунок человека

Ребенку даются карандаши  и листок бумаги со словами: «Нарисуй мне, пожалуйста, на память человека. Рисуй  так, как у тебя получится».

Оценивается рисунок по трем критериям: наличие основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туловище, ноги, руки); наличие второстепенных деталей (пальцы, шея, уши, волосы, шапка, обувь, одежда); способ изображения  рук и ног (двумя или одной  чертой).

Оценка результатов:

«+» - если на рисунке изображены все семь основных частей, не менее 3-х второстепенных, руки и ноги изображены двумя чертами

«–» - 5 и менее основных частей и 5 и менее второстепенных

«+-» - все остальные варианты

Итоговый уровень определяется по результатам обоих заданий:

Высокий – если два «+»

Низкий – если два «-» или один «-» и один «+-»

Средний – все остальные варианты

Анализ образца (пункт  «д» протокола).

На столе из спичек выкладывается  фигурка человечка. Ребенку говорится: «Что это? Правильно, это человечек. Давай я тебе дам спички, и ты сделаешь точно такого же. Посмотри внимательно и теперь делай». Своего человечка накрываем листом бумаги.

После того, как ребенок  закончил работу, убираем листок со своей фигурки и предлагаем сравнить его работу с образцом. При этом говорим: «Все, ты закончил? А теперь посмотри, твой человечек получился  точно такой же?» Если ребенок  не исправляет допущенные ошибки самостоятельно, то задаем наводящие вопросы: «Посмотри, что у человечка есть? Голова. А у твоего есть голова? Что у него на ногах? Тапочки. А у твоего где тапочки?»

 

 

 

 

Итоговый уровень определяется по способу исправления ребенком допущенных ошибок:

Высокий – если он сам  исправил ошибки

Низкий – если никак  не исправляет

Средний – если исправляет с помощью вопросов

Одномоментное восприятие количества (пункт «е» протокола).

На стол выкладывается  две кучки спичек: около ребенка  и около себя.

Инструкция: «Ты бери отсюда столько же спичек, сколько я буду брать. После этого мы спрячем  спички в кулачок, а на счет раз-два-три  откроем ладошки». Сначала берется  одна спичка, несколько секунд показывается ребенку, и ладонь сжимается в  кулак. Ребенок проделывает то же самое. Ошибки ребенка не исправляются. Таким образом, ребенку предъявляются  до пяти спичек вразброс без повторений.

Итоговый уровень:

Высокий – если ребенок  способен одномоментно воспринимать 4-5 спичек

Средний – если ребенок  одномоментно воспринимает 3 спички

Низкий – 1-2 спички

8. Мелкие движения

Методика «Езда по дорожкам»

Материал: 2 варианта рисунка, карандаш

Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать  вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги».

 

 

Итоговый уровень:

Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;

Низкий – 3 и более выходов  за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невидимая  или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;

Средний – все остальные варианты.

 

9. Крупные движения

Уровень развития проверяется  по выполнению совокупности упражнений:

пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;

встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно  балансировать руками. Норма 15 секунд;

ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).

Итоговый уровень:

Недостаточный: 1) неровная походка; 2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному  заданию и мешают его выполнению; 3) нарушение координации: ребенок  не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно.

Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.

 

 

Протокол индивидуального  психолого-педагогического обследования

ФИО

Дата обследования

Дата рождения

Посещал ли детский сад

 а) Ориентировка в окружающем, запас знаний:

12345678910

Итоговый уровень:Высокий,средний,низкий

б) Отношение к школе:91011

Итоговый уровень:Высокий,средний,низкий

в) Мышление и речь1234

Итоговый уровень:Высокий,средний,низкий

г) Образные представления:12

Итоговый уровень:высокий,средний,низкий

д) Анализ образца:

Итоговый уровень:высокий,Средний,низкий

е) Одномоментное восприятие количества:

Итоговый уровень:Высокий,средний,низкий

ж) Мелкие движения:

Итоговый уровень:Высокий,средний,низкий

з) Крупные движения:

Итоговый уровень:Высокий,средний,низкий

 

 


Информация о работе Диагностика психологической готовности к школе