Диагностика межличностных отношений в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в изучении свойств темперамента, особенностей межличностных отношений студентов.
Задачи исследования:
1.Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам межличностных отношений;
2.Определить значение основных понятий: темперамент и межличностные отношения;
3. Выявить уровень взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений;
4.Подобрать и апробировать на выбранной экспериментальной группе методики, необходимые для подтверждения гипотезы исследования;
5.Проанализировать полученные результаты, подвести итог нашей исследовательской работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретическое изучение межличностных отношений в группе…. 5
1.1. Межличностные отношения в группе…........................................... 5
1.1.1. Общая характеристика межличностных отношений………. 5
1.1.2. Типы взаимодействия в группе………………..……………... 9
1.1.3. Проблема межличностных отношений в отечественной и
зарубежной психологии………………………………………. 15
1.2. Обзор теорий типологий темперамента……………………………. 22
1.2.1. Определение темперамента. Основные компоненты, определяющие темперамент………………………………… 22
1.2.2. Психологическая характеристика типов темперамента…… 23
1.3. Вывод по первой главе………………………..……………………... 26
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений в группе…………………………………………………………………………… 28
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………... 28
2.2. Социометрическая методика…..…….……………………………… 28
2.3. Определение преобладающего типа темперамента………………. 32
2.3.1. Выбор методики исследования……………………………… 32
2.3.2. Обработка и анализ полученных результатов……………… 33
2.3.3.Выводы по результатам исследования………………………. 34
2.4. Вывод по второй главе…….………………………………………… 34
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 38
Приложения……………………………………………………………………. 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая моя 2.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

Холерический темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей [19,с.57].

Меланхолический темперамент.

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям [30,с.135].

Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая – с другими. Слабая нервная система – нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.

   «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко.

 

1.3. Вывод по первой главе

 

Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений  и индивидуальных особенностей личности. Проблема темперамента является объектом исследований мировой и отечественной психологии, но работ, посвященных взаимосвязям межличностных отношений с темпераментом, недостаточно.

Анализ современной психологической литературы свидетельствует об интересе исследователей к проблеме темперамента и межличностных отношений. Это связано с их значимостью в жизни и деятельности общества, в формировании личности. Актуальность проблемы взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений обосновывается происходящими социально-экономическими процессами в современном обществе, необходимостью развития творческой индивидуальности человека.

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека.

Не существует двух абсолютно одинаковых людей. Это справедливо в отношении как физических, так и психологических характеристик. Одни люди спокойны, другие вспыльчивы, одни способны долго и напряжённо работать для достижения результата, другие вкладывают всю свою силу в один «рывок». Психологические различия между людьми объективны – они объясняются физиологическими особенностями функционирования нервной системы. От этих особенностей в значительной степени (хотя и не полностью – важнейшую роль играет воспитание личности) зависит характер индивида , его успешность или неуспешность в конкретной профессиональной деятельности, стиль межличностного общения, взаимодействие с другими людьми в профессиональной и личной сферах.

Следует заметить, что различия по психологическим особенностям – это различия не по уровню возможностей, а по своеобразию их проявлений. Психологические особенности обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные возможности человека создают условия для компенсации психологических недостатков.

Подводя итог можно сказать, что знание психологических особенностей личности, понимание их природы может обеспечить правильную профориентацию, эффективный подбор кадров для конкретного вида профессиональной деятельности, а при необходимости – и разработку мер психологической коррекции отдельных черт личности. Таким образом, подобные знания незаменимы для педагогов, воспитателей, работников кадровых служб, руководителей различных уровней.

Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном труде. Как специфическая социальная группа она характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям.

 

Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений в группе

2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования

После изучения теоретических аспектов по проблемам  межличностных отношений было проведен констатирующий эксперимент, в котором участвовали 15 человек – студенты 2 курса психологического факультета Московского городского  психолого-педагогического университета.

Цель исследования заключается в изучении свойств темперамента, особенностей межличностных отношений студентов.

Объект исследования: межличностные отношения.

Предмет исследования: влияние темперамента на межличностные отношения в группе.

Гипотеза: свойства темперамента и характер межличностных отношений взаимосвязаны между собой.

Задачи исследования:

1. Изучить динамику развития межличностных отношений (ценностно-ориентационного единства и эмоциональной сплоченности) в студенческой группе;

2. Выявить уровень взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений;

3. Анализ полученных результатов;

4. Выводы по результатам эксперимента.

Методики исследования:

1)Социометрическая методика;

2)Тест для определения преобладающего типа темперамента А.Белова.

2.2. Социометрическая методика

Исследование межличностных отношений в группе проводилось со студентами 2 курса психологического факультета Московского городского психолого-педагогического университета в количестве 15 человек. Оно проходило с помощью социометрической методики.

Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

Для снижения вероятности случайного выбора мы использовали параметрическую процедуру. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения - d - называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

d =P(А)х(N-1), где Р(А)-вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3]; N — число членов группы.

         В данном случае социометрическое ограничение равно 3. Далее идет заполнение  социометрической карточки. В карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (Приложение №1).

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный  - социометрическая матрица ( Таблица №1).

 

Ф.И.О.

Выбираемого

Ф.И.О. Выбирающего

1.Александроваа

2.Акинфеева

3.Бененсон

4.  Богатырев

5.  Воронина

6. Горохов

7. Дорохова

8. Калошина

9. Лисеев

10. Модина

11. Носова

12. Попова

13. Фролова

14. Хромова

15. Цуканова

1.  Александрова

 

 

 

 

 

 

 

_

 

 

 

 

 

 

2.  Акинфеева

 

 

+

 

+

 

 

_

_

 

 

 

 

 

 

3. Бененсон 

 

 

 

 

 

+

 

_

 

 

 

 

 

 

 

4.  Богатырев

 

 

+

 

 

 

_

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  Воронина

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

_

 

 

6. Горохов

 

 

 

+

 

 

 

 

_

 

 

 

 

 

 

7. Дорохова

 

 

 

+

 

 

 

 

 

_

 

 

 

 

 

8. Калошина

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

_

 

 

 

9. Лисеев

 

 

 

 

 

 

 

+

 

_

 

 

 

 

 

10. Модина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

_

 

11. Носова

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

_

 

 

 

12. Попова

 

 

 

 

 

 

 

 

+

_

 

 

 

 

 

13. Фролова

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

_

 

 

 

 

14. Хромова

 

 

 

 

 

 

_

 

 

 

 

+

 

 

 

15. Цуканова

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

_

 

 

Полученные   (+)

выборы            (-)

0

0

3

3

2

1

0

2

3

0

1

2

0

2

0

0

0

0

0

0

0

2

2

3

3

1

2

2

2

0

Всего

0

0

3

3

2

1

2

4

6

3

2

4

2

4

0

Таблица №1. Социометрическая матрица

 

Статус студента определяется числом полученных им выборов. Студенты могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 - "лидеры": 5 и более выборов,

2 - "предпочитаемые" - 3-4 выбора,

3 - "пренебрегаемые" - 1-2 выбора,

4 - "отверженные" - 0 выборов.

1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого студента в группе.

Иными словами, на сколько учащийся желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему одногрупники симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого учащегося: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство студентов группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе учащихся с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства студентов в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;

В результате проведенного социометрического исследования в студенческой группе с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:

лидеры - 1 человек;

предпочитаемые - 6 человек;

пренебрегаемые - 5 человек;

отверженные - 3 человек.

Исходя, из полученных данных можно сделать вывод, что в экспериментальной группе 49% студентов имеют благоприятный статус, т. е относятся к первой статусной группе, а 51% имеют третий и четвертый статус.

Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что в экспериментальной группе уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) можно определить как низкий, так как в группе преобладают студенты с неблагоприятным статусом - 51%.

После проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе большинство студентов имеют неблагоприятный статус (51%), то есть относятся к категориям «отверженные» и «пренебрегаемые». После выводов, сделанных на основе результатов исследования можно дать следующие рекомендации: необходимо изучить систему личных отношений студентов в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого учащегося в группе благоприятный эмоциональный климат, нельзя оставлять без внимания непопулярных студентов. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.

Информация о работе Диагностика межличностных отношений в группе