Диагностика изучения эффективности воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:10, реферат

Описание

Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.

Работа состоит из  1 файл

Воспитательного_процесса-3.doc

— 73.00 Кб (Скачать документ)

    1) определение объектов, цели и  задачи диагностики (в данном  конкретном случае);

    2) определение критериев, показателей  и индикаторов диагностирования;

    3) подбор методик для решения  поставленных задач диагностики;

    4) отбор информации с помощью  диагностических методик;

    5) количественная и качественная  обработка полученных результатов;

    6) выработка и формулировка педагогического  диагноза как состояния диагностируемого  объекта (явления) и причин, вызвавших  данное состояние;

    7) выработка и формулировка педагогического прогноза развитая данного объекта (явления);

    8) разработка коррекционных мер  в форме определённого плана  педагогических и других воздействий  на объект (явление) с целью  привести в желательное состояние  (с точки зрения целей и задач педагогического процесса).

    КОНТРОЛЬ  рассматривается как необходимый  компонент любого управленческого  цикла, в том числе — и учебно-воспитательного  процесса как определенного вида управляемой деятельности. Контроль как вид управленческой деятельности связан с сопоставлением определенных нормативных показателей с показателями фиксируемых различными способами в ходе изучения управляемого процесса на определенных этапах.

    Цель  контроля, как и диагностики, —  корректировка хода процесса на основе полученных данных.

    Понятие "контроль" шире понятия "диагностика", так как контроль может осуществляться:

  • в результате специальных диагностических процедур, обязательно требующих проведения обследования;
  • в результате специального (в основном прикладного) исследования, предпринимаемого для вскрытия тех параметров контроля, которые до настоящего времени не были выявлены;
  • без какой-либо специальной диагностической процедуры на основе "самоочевидных" признаков, фиксируемых как проявления нормального хода или отклонения управляемого процесса.

    Контроль, как и диагностика, может быть индивидуальным, групповым, массовым (по масштабам проведения), текущим или  итоговым, прямым или косвенным, стратегическим и тактическим. Но в любом случае контроль ориентирован на данный нормативный образец, в то время как диагностика — на характеристику состояния объекта или явления. Контроль осуществляется по результатам диагностики, которая может выступать в качестве средства контроля.

    Под учетом (оценкой, индивидуальных особенностей, воспитанности учащихся и т.д.) обычно понимается фиксация различных характеристик управляемого объекта (процесса) с целью их использования принятия каких-либо управленческих решений (в основном — корректирующего характера). Учет подразумевает накопление необходимой управленческой информации различными доступными способам по тем или иным параметрам, заранее заданным и формализованным.

    В таком аспекте учет имеет общие  моменты с контролем, хотя учет нацелен на накопление информации, а контроль — на процедуры сопоставления с нормативами.

    Диагностика строится на научном понимании связей человека с окружающей средой. Наблюдая и анализируя деятельность детей, а  тем самым изучает их духовный мир. Так определяются основные аспекты  педагогической диагностики:

    а) воспитанность личности и сформированность интегративных качеств;

    б) поведение и деятельность воспитуемых:

    в) воспитательные влияния в зоне социального окружения;

    г) возможности и особенности семейного, общешкольного и иного коллективов: их педагогическая характеристика:

    д) содержание и эффективность педагогической деятельности. Отсюда формируются функции педагогической диагностики:

  • функция обратной связи: по результатам диагностики проводится анализ достижения целей деятельности, выясняют причины неудач;
  • функция педагогической коррекции. По данным о качестве работы учителей и учащихся можно четко наметить меры по исправлению деятельности;
  • функция мотивации и стимулирования. Педагогическая диагностика позволяет более адекватно применять внешние стимулы, повышать уровень личностной мотивации;
  • функция контроля. Педагогическая диагностика позволяет проводить оперативный контроль за ходом учебно-воспитательного процесса, т.к. содержит информацию о его состоянии.

    Кочетов А.И. выводит из функций педагогической диагностики следующие задачи:

  • определить воспитательный потенциал педагогического коллектива;
  • выявить положительные и отрицательные влияния в микрорайоне школы и на этой основе принять меры по улучшению воспитательной работы (задача общественности и родителей);
  • установить реальные условия формирования классных коллективов в школе при воспитании различных категорий школьников: трудных, одарённых, неуспевающих;
  • выработать единые педагогические позиции, повысить эффективность воспитательных влияний на основе объективного представления о детях в данном классе;
  • выработать единые педагогические требования;
  • способствовать развитию самосознания и личной ответственности воспитателей и воспитанников.

    Опираясь  на эти определения, а также на опыт диагностической деятельности учителей, можно определить педагогическую диагностику воспитания следующим образом — это специально организованный вид педагогической деятельности, проводимый поэтапно, с целью определения результатов воспитания личности.

    Принято выделять четыре этапа:

  • на первом этапе педагогической диагностики личности школьника используется метод опроса, направленный на изучение системы воспитания ребёнка с констатацией форм, методов, средств и условий педагогического воздействия;
  • второй этап педагогической диагностики предполагает углубленное знание учителя об учащемся методом наблюдения, основанным на фиксировании личностных качеств, проявляемых в деятельности;
  • третий этап изучения личности ребёнка предусматривает получение тестовой информации, где указываются отклонения от нормативного поведения;
  • четвертый этап педагогической диагностики наиболее сложен, т,к. требует от учителя аналитической деятельности и проявления гностических способностей. Задачей данного этапа становится установление причинно следственных связей, получаемых с помощью разных методик на всех 3-х этапах, и постановка диагноза путем сравнения полученных признаков.

    Предметом педагогической деятельности является формирующаяся личность — ребёнок. В силу этого изучение моделей  поведения личности школьника становится основой для создания педагогической диагностики как инструмента познания результатов педагогических воздействий, объясняющих причинно-следственные связи появления соответствующего уровня воспитанности ребёнка и предоставляющих основания для определения перспектив дальнейшего становления личности условиях педагогического влияния.

    Итак, сущность педагогической диагностики  воспитания определяет её предмет: кого воспитывать в соответствии с  поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребёнка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитанников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список литературы:

  1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – М: Просвещение, 1990. – 140 с.
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы). – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
  3. Белкин А.С. Вопросы диагностики отклонений в нравственном развитии учащихся // Советская педагогика. – 1976. – № 7. – С.51.
  4. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. – № 4. – 1997. С. 11-17.
  5. Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. – Минск: ИПК и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 2004. – 232 с.

Информация о работе Диагностика изучения эффективности воспитания