Диагностика и формирование устойчивости к профессиональному выгоранию менеджеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание

Цель моего исследования – изучить отношение менеджеров к проблеме профессионального выгорания.

Объектом исследования являются менеджеры коммерческих организаций, предметом – их отношение к проблеме профессионального выгорания. Для достижения цели был поставлен ряд задач:

1.Изучить литературу, касающуюся вопроса профессионального выгорания.
2.Выявить факторы, влияющие на профессиональное выгорание.
3.Провести диагностику профессионального выгорания у менеджеров коммерческих организаций, изучить их отношение к данной проблеме.
4.Сделать выводы по исследованию и на их основе составить рекомендации о повышении устойчивости к профессиональному выгоранию.

Работа состоит из  1 файл

ГЛАВА 11.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)
 
 

    Таблица №2

Субшкалы уровень Количество  испытуемых (всего 17)
Эмоциональное истощение низкий 9   (52,9%)
средний 6   (35,3%)
высокий 2   (11,8%)
Деперсонализация низкий 4   (23.5%)
средний 9   (52,9%)
высокий 4   (23.5%)
Редукция  профессиональных достижений низкий 10   (58,8%)
средний 6   (35,3%)
высокий 1   (5,9%)
 

    Если  сравнить уровень профессионального  выгорания с осведомлённостью испытуемых об этом явлении, то у тех менеджеров, которые с данным понятием не сталкивались высокий уровень выгорания встречается редко, также как и у тех, которые с этим понятием сталкивались (таблица №3). Отсюда можно сделать вывод о том, что вероятность того, что уровень профессионального выгорания зависит также и от осведомлённости менеджеров об этом феномене, мала.

    Таблица №3

Субшкалы уровень Испытуемые, сталкивающиеся с понятием «проф.выгорание»

(12 чел)

Испытуемые, не сталкивающиеся с понятием «проф.выгорание» (5 чел)
Эмоциональное истощение низкий (50 %) (60 %)
средний (33,3 %) (40%)
высокий (16,7 %) 0
Деперсонализация низкий (25  %) 1  (20 %)
средний (50 %) (60 %)
высокий (25  %) 1  (20 %)
Редукция  профессиональных достижений низкий (58,4 %) (40%)
средний (33,3 %) (40%)
высокий 1   (8,3 %) 1  (20 %)
 

    В целом исследование показало, что  у респондентов в среднем низкий уровень эмоционального истощения (52,9% опрошенных), средний уровень деперсонализации (52,9%) и низкий уровень редукции профессиональных достижений (58,8%). Зависимости уровня «выгорания» от осведомлённости менеджеров об этом феномене обнаружено не было, и большинство испытуемых оказались знакомы с данным понятием (70,6% опрошенных). 

    Заключение.

    В данной курсовой работе был рассмотрен феномен профессионального выгорания в работе менеджеров, его стадии и модели, факторы, способствующие и препятствующие развитию данного феномена. Также было проведено пилотажное исследование с целью изучить отношение менеджеров к проблеме профессионального выгорания. В начале работы была выдвинута гипотеза о том, что менеджеры не считают важным уровень удовлетворённости работой и проблему профессионального выгорания, что может являться одной из причин возникновения этого синдрома. В ходе исследования данная гипотеза не подтвердилась, так как большинство респондентов оказалось знакомо с понятием «проф.выгорание» (70,6%), и все респонденты ответили положительно на вопросы о том, что на эффективность работы влияет удовлетворённость и заинтересованность ею, а также хорошие отношения с коллегами. У тех испытуемых, которые не сталкивались с понятием «профессиональное выгорание» (их количество из общей выборки составляет 29,4%) высокий уровень по какой-либо из шкал «выгорания» в среднем не наблюдается, что может быть связанно с тем, что взаимосвязи между уровнем выгорания и осведомлённостью об этой проблеме не существует.

    Подводя итоги по теоретической части  работы, можно резюмировать, что  синдром выгорания представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Выгорание чаще всего оказывается следствием профессиональных стрессов, но его развитие может не ограничиваться только профессиональной сферой, а проявляться в различных сферах бытия человека.

    На  профессиональное выгорание влияют административные, управленческие и  коммуникативные характеристики организации, психологический климат, а также  личностные особенности самого человека, такие как самооценка, акцентуации  характера, и др.

    К симптомам выгорания можно отнести  неудовлетворённость работой, хроническую  усталость, конфликты на рабочем  месте, раздражительность, снижение мотивации  к работе, и многое другое. «Синдром выгорания включает ряд симптомов, однако все они ни у кого не проявляются одновременно, существуют индивидуальные вариации, потому что выгорание – это реакция индивидуальная» [6].

    Среди мер профилактики данного состояния выделяют: определение краткосрочных и долгосрочных целей; овладение навыками саморегуляции; профессиональное развитие и самосовершенствование; эмоциональное общение; поддержание хорошей физической формы и здоровый образ жизни. В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует: стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем. Так же возможна психотерапия.

    Следует отметить, что эмоциональное выгорание  очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать, и более опасно в начале своего развития, т.к. "страдающий" от "выгорания" профессионал не осознает его симптомов. Поэтому проблема эмоционального выгорания является востребованной и требует дальнейших исследований и доработок. 
Приложение №1  Опросник  ПВ для коммерческого персонала.

Инструкция:

     Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно  каждое утверждение и решите, бывают ли у вас такие мысли или чувства. На бланке для ответов обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания. Позиция «0» - никогда, позиция «6» - ежедневно. Для этого впишите в таблицу или укажите рядом с вопросом балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

     Вопросы:

  1. К концу рабочей недели я чувствую себя эмоционально опустошённым (ой).
  2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон
  3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен (должна) идти на работу.
  4. Я хорошо чувствую душевные переживания тех, с кем я работаю (клиенты, партнёры), и это помогает в переговорах по торговым сделкам (реализации продукции).
  5. Меня раздражают (выводят из душевного равновесия) те люди, с кем мне приходится работать.
  6. Я чувствую себя энергичным (ой) и эмоционально воодушевлённым (ой).
  7. Я умею находить правильное решение в сложных (конфликтных) ситуациях.
  8. Я чувствую угнетённость и апатию.
  9. Я оказываю позитивное влияние на продуктивность работы сотрудников нашей фирмы (моих подчинённых и коллег).
  10. В последнее время я предпочитаю быть более отстранённым (ой) по отношению к тем, с кем мне приходится работать.
  11. Люди, с кем мне приходится работать, неинтересны для меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня.
  12. У меня много планов на будущее и я верю в их осуществление.
  13. Я чувствую всё больше жизненных разочарований.
  14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
  15. В организации, где я работаю, я предпочитаю формальное общение, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с сотрудниками (или клиентами) до минимума.
  16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
  17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе или в общении с клиентами.
  18. Я легко (без напряжения) общаюсь с людьми независимо от их социального статуса (положения), возраста, характера.
  19. Я доволен (довольна) своими жизненными успехами (достижениями).
  20. Я чувствую себя на пределе возможностей.
  21. Я смогу ещё многого достичь в своей жизни.
  22. Люди, с кем я работаю (начальство, подчинённые, коллеги), перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
 
 
 
 

Приложение №2 Анкета 

Ответьте, пожалуйста, на вопросы (да/нет):

  1. Сталкивались ли вы когда-нибудь с понятием «профессиональное выгорание»?
  2. Влияет ли, на Ваш взгляд, удовлетворённость работой на её эффективность?
  3. Свойственно ли Вам брать работу на дом?
  4. Считаете ли Вы, что хорошие отношения с коллегами влияют на продуктивность Вашей работы?
  5. Согласны ли Вы с тем, что для того, чтобы работа получалась хорошо, она должна нравиться?
  6. Как Вы считаете, настроение влияет на результат работы?
  7. От работы можно и нужно получать удовольствие?

 

Список  литературы.

  1. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья/Б.А. Ананьев. – СПб.: Питер, 1999.
  2. Бодров В. А. Информационный стресс. М., 2001
  3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
  4. Водопьянова Н. Е. Активная жизненная позиция личности и профессиональная адаптация в условиях социально-экономического кризиса // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб., 1998. С. 144-154.
  5. Водопьянова Н.Е Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» //Практику по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова и др. Спб., 2001 (7)
  6. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443–463 (3, 5)
  7. Грановская Р. М. Психологическая защита. – СПб.: Речь, 2007.
  8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 (2)
  9. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель. М., 1995
  10. Лаак Я. Психодиагностика: прблемы содержания и методов. М., Воронеж, 1996.
  11. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактки/Е. Лешукова//Интернет: http://home.perm.ru~dmitry/archive/p010.htm#
  12. Наследов А. Д., Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. – СПб.: Речь, 2007
  13. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения/Т.А. Немчин. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. – 187 с.
  14. Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002
  15. Никифоров Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002.
  16. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб., 2000.
  17. Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 639 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
  18. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/Т.И. Ронгинская//Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т. 23. – № 3. – С.85–95.
  19. Свещицкий А. Л. Социальная психология управления. Л., 1986.
  20. Сергеева А. Синдром эмоционального сгорания/А. Сергеева//Интернет: http: www.tsale.ru/index.htm
  21. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме/Д. Трунов//Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8.– С. 84–89.
  22. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя/Т.В. Форманюк//Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1994.  – № 6.  – С. 57–63 (1)

 

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………2

Глава I. Теоретический анализ проблемы профессионального выгорания менеджеров.

  1. Понятие профессионального выгорания………….………………..4
  2. Специфика работы менеджера………………………………………8
  3. Факторы, влияющие на профессиональное выгорание менеджера……………………………………………………………14
  4. Факторы, снижающие риск выгорания у менеджеров…..………………………………………………………18
  5. Преодоление и профилактика синдрома выгорания……………………………………………………………19

Глава II. Эмпирическое изучение проблемы выгорания менеджеров.

  1. Характеристика методов и методик исследования..…………….24
  2. Описание результатов исследования…………………………….25

Заключение…………………………………………….…………………...28

Приложение  №1…………………………………………………………....30

Приложение  №2…………………………………………………………....31

Список литературы…………………………………………………..……32

Информация о работе Диагностика и формирование устойчивости к профессиональному выгоранию менеджеров