Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 17:17, реферат

Описание

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
ОСОБЕННОСТИРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКАОСОБЕННОСТИМОТИВАЦИИ ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

вп.docx

— 40.22 Кб (Скачать документ)

ОСОБЕННОСТИРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА 

Фонематический  слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Наличие собственного желания. Личностные ожидания. Интерпретация собственного отношения к школьному обучению. Осознанность мотивов школьного обучения. До начала психологической диагностики психологу необходимо тщательно ознакомитьсяс характеристикой на ребенка из дошкольного учреждения, рисунками, поделками ребенка. Исследование начинается со знакомства с деятельностью ребенка в естественных условиях во время игр, занятий, при выполнении трудовых порученийи т.д. . Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком,правильного отношения к психологу необходимо провести беседу. Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, раскрытие интересов ребенка с помощью его любимых игр, занятий.

В случае ухода  от вопросов, отказа от общения можно предложить интересную книгу, игрушку,постепенно входя в контакт с ребенком. В процессе обследования необходима спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.

По каждой психологической позиции и по каждой методике разработанна система определения уровня развития ребенка. Выделяется пять уровней по следующей значимости :

1 уровень очень  высокий

2 уровень высокий

3 уровень средний  норма 

4 уровень низкий

5 уровень очень  низкий уровень педагогической озабоченности .

В процессе использования каждой из конкретных методик следует обращать внимание на ряд общих моментов.

1 Понимание ребенком  инструкции. Перед предъявлением любого задания важно установит, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать.

2 Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально.

Обратить внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.

3 Реакция ребенка на результаты, общая эмоциональная реакция на факт обследования. Фиксируются отношения к работе, реакции на похвалу или неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к результатам обследования неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности ребенка, вскрыть ее особенности.

Нарушения речи фиксируются впроцессе проведения психологического обследования. Детям с нарушением речи рекомендуется консультироваться у логопеда. Дети, обнаружившие попсихическому развитию низкий и очень низкий уровень и составившие группу риска и группу педагогической озабоченности, проходят специальное дополнительное углубленное психоневрологическое обследование. Его результаты заносятся в карту индивидуального обследования ребенка на основе протоколов обследования. Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должно быть по возможности краткими экспресс-методиками, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.

Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным. Необходимо применять разные модификации всоответствии с возрастом детей и задачами диагностики. Хорошо использовать с этой целью игрушки, бумагу, карандаши, фломастеры, т.к. дети не умеют описывать свои чувства, им легче их выразить в рисунках. После проведения первичного знакомства с ребенком, можно начинать собственно психодиагностическое обследование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 
1. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети. Москва. 1983 г. 
 
2. Богиович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна/ Москва. 1995 г. 
 
3. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г. 
 
4. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г. 
 
5. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г. 
 
6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Москва. 1983 г. 
 
7. Мухина В.С. Детская психология Москва. 1985 г. 
 
8. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 1988 г. 

Информация о работе Диагностика готовности ребенка к обучению в школе