Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:08, реферат
Всякая ли активность человека есть деятельность? Критерий деятельности (поведения) выдвинул П. Я. Гальперин. Он полагает, что действия, которые управляются субъектом на основе ориентировки в плане образа, являются актами поведения, а там, где нет ориентировки действий на основе образа, нет и поведения, там есть только реакция организма (автоматизм). Если сопротивления удовлетворению потребности нет вообще, не нужна ни ориентировка, ни деятельность. Когда же невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу социального и предметного сопротивления, возникает необходимость в активной ориентировке, в деятельности.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I…………………………………………………………………………………7
Глава II………………………………………………………………………………….9
Глава III…………………………………………………………………………………11
Глава IV…………………………………………………………………………………12
Глава V………………………………………………………………………………..13
ГлаваVI………………………………………………………………………………15
Глава VII………………………………………………………………………………17
ГлаваVIII………………………………………………………………………………19
Глава IX…………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….27
В настоящее время в качестве такого отличительного признака признается человеческая деятельность как постоянно возобновляющийся процесс труда, направленный на преобразование окружающей среды, результатом которого является создание артефактов, т. е. разнообразных культурных образцов — «второй природы».
Деятельность человека имеет осознанно целесообразный характер. Причем сознательное определение цели деятельности (функция целеполагания) присуща только людям.
Деятельность мыслительная |
процесс познавательной |
Деятельность политическая |
включает в себя государственное управление, воздействие политических партий на ход общественных процессов, принятие государственных решений, различные формы участия широких народных масс в политической жизни общества. |
Деятельность практическая |
деятельность, направленная на преобразование реальных объектов природы и общества. |
Выделяют также следующие основные элементы структуры деятельности:
субъект - тот, кто осуществляет деятельность;
объект - то, на что направлена деятельность;
Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие-это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
В основе поведенческой активности человека
лежат определенные мотивы –
Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная ее дифференциация предполагает выделение двух типов — практической и духовной деятельности.
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).
Духовная деятельность предполагает
изменение сознания людей и включает:
познавательную деятельность, осуществляемую
в научной и художественной форме;
ценностно-ориентировочную
Также деятельность человека подразделяют на трудовую и досуговую (во время отдыха), творческую и потребительскую, созидательную и разрушительную.
Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.
В каждом виде деятельности
ставятся специфические цели, задачи,
используется особый арсенал
средств, операций и методов
для достижения поставленных
целей. Вместе с те ни один
из видов деятельности не
По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:
-труд-это любая сознательная
деятельность человека. Там, где
есть взаимодействие человека
с окружающим миром, можно
-труд-один из видов
Общение – это особый вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию (материальную иди духовную (информационную)
Линия сравнения |
общение |
Информационная коммуникация |
общее |
Обмен информацией | |
различия |
Получатель информации-человек |
Получатель информации-человек, животное, машина |
Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта |
Однонаправленный поток | |
Усиление общности участников |
Участники остаются обособленными |
Функции общения
Наименование функции |
Ее содержание |
социализация |
Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности |
познавательная |
Познание людьми друг друга |
психологическая |
Осуществление определённого воздействия на психическое состояние человека |
отождествления |
Выражение причастности человека к группе : «Я свой» или «Я чужой» |
организационная |
Организация совместной деятельности людей |
В современной науке существует несколько подходов по вопросу между
деятельностью и общением:
-общение-это элемент любой деятельности, а деятельность-необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;
-общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т.д.;
-общение и деятельность- это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность сможет протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
Учение - это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным(осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным( осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат)
Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее(например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Творчество-это компонент
какой-либо деятельности
Важнейшие механизмы творческой деятельности
Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний. | |
воображение |
Способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании. |
фантазия |
Характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов |
интуиция |
Знание, условия получения которого не осознаются |
Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуются следующими чертами:
Сознательный характер |
Человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты |
Продуктивный характер |
Направлена на получение результата (продукта) |
Преобразующий характер |
Человек изменяет окружающий мир и самого себя |
Общественный характер |
Человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми |
Современная наука признает,
что любой человек в той
или иной мере обладает
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс-развлечение, отдых.
Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая как привило быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Заключение
Таким образом, мышление является сложным психолого-логическим феноменом, имеющим свои основания как в физиологии, так и в социальности человека. Мышление изучается многими науками - теорией познания (в плане соотношения субъективного и объективного, чувственного и рационального и т.д.); логикой (правило, операции и формы мышления); кибернетикой (“искусственный интеллект”); языкознанием (соотношение мышления и языка); эстетикой (образное мышление); нейрофизиологией (мозговой субстрат и физиологические основания мышления); этологией (предпосылки возникновения мышления в животном мире) и , конечно же, психологией. Рассмотренные в реферате аспекты проблемы мышления, далеко не исчерпывают всех наработок психологии по этому вопросу - за пределами анализа остались такие проблемы, как мотивационные основания мышления, его целеполагающая природа, связь с аффективной стороной человеческой психики, различие субъективных и объективных характеристик мышления и многие другие. В данном реферате мы пытались проследить основные этапы становления и функционирования мышления, как фактора психо-физиологического развития человека как вида, HOMO SAPIENS, и показать, что само мышление является его родовидовым отличием.