Деятельность и мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:08, реферат

Описание

Всякая ли активность человека есть деятельность? Критерий деятельности (поведения) выдвинул П. Я. Гальперин. Он полагает, что действия, которые управляются субъектом на основе ориентировки в плане образа, являются актами поведения, а там, где нет ориентировки действий на основе образа, нет и поведения, там есть только реакция организма (автоматизм). Если сопротивления удовлетворению потребности нет вообще, не нужна ни ориентировка, ни деятельность. Когда же невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу социального и предметного сопротивления, возникает необходимость в активной ориентировке, в деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I…………………………………………………………………………………7
Глава II………………………………………………………………………………….9
Глава III…………………………………………………………………………………11
Глава IV…………………………………………………………………………………12
Глава V………………………………………………………………………………..13
ГлаваVI………………………………………………………………………………15
Глава VII………………………………………………………………………………17
ГлаваVIII………………………………………………………………………………19
Глава IX…………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

деятельность и мышление.docx

— 51.61 Кб (Скачать документ)

В настоящее время в качестве такого отличительного признака признается человеческая деятельность как постоянно  возобновляющийся процесс труда, направленный на преобразование окружающей среды, результатом  которого является создание артефактов, т. е. разнообразных культурных образцов — «второй природы».

Деятельность человека имеет осознанно целесообразный характер. Причем сознательное определение цели деятельности (функция целеполагания) присуща только людям.

Деятельность мыслительная

 процесс познавательной деятельности  человека, движение мыслей; отражение  сознанием человека окружающего  мира в представлениях, понятиях, суждениях, теориях и т. п., способность  человека создавать новые идеи, планировать свои действия, предвидеть  события.

Деятельность политическая

включает в себя государственное  управление,

воздействие политических партий на ход общественных процессов, принятие государственных решений, различные  формы участия широких народных масс в политической жизни общества.

Деятельность практическая 

деятельность, направленная на преобразование реальных объектов природы и общества.


 

Выделяют также следующие основные элементы структуры деятельности:

субъект - тот, кто осуществляет деятельность;

объект - то, на что направлена деятельность;

Цель  деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие-это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

В основе поведенческой активности человека лежат определенные мотивы –совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.  в качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы

Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная ее дифференциация предполагает выделение двух типов  — практической и духовной деятельности.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность предполагает изменение сознания людей и включает: познавательную деятельность, осуществляемую в научной и художественной форме; ценностно-ориентировочную деятельность, направленную на формирование системы  ценностей, мировоззрения людей; прогностическую  деятельность, предполагающую предвидение  и планирование изменений действительности.

Также деятельность человека подразделяют на трудовую и досуговую (во время отдыха), творческую и потребительскую, созидательную и разрушительную.

Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие  мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

  В каждом виде деятельности  ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал  средств, операций и методов  для достижения поставленных  целей. Вместе с те ни один  из видов деятельности не существует  вне взаимодействия друг с  другом, что обуславливает системный  характер всех сфер общественной  жизни.

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

-труд-это любая сознательная  деятельность человека. Там, где  есть взаимодействие человека  с окружающим миром, можно говорить  о труде;

-труд-один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Общение – это особый вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию (материальную иди духовную (информационную)

Линия сравнения

общение

Информационная коммуникация

общее

Обмен информацией

различия

Получатель информации-человек

Получатель информации-человек, животное, машина

Взаимный обмен при активном участии  каждого субъекта

Однонаправленный поток информации при отсутствии или при формальном характере обратной связи

Усиление общности участников

Участники остаются обособленными


 

Функции общения

Наименование функции

Ее содержание

социализация

Формирование и развитие межличностных  отношений в качестве условия  становления человека как личности

познавательная

Познание людьми друг друга

психологическая

Осуществление определённого воздействия  на психическое состояние человека

отождествления

Выражение причастности человека к группе : «Я свой» или «Я чужой»

организационная

Организация совместной деятельности людей


 

 

В современной науке  существует несколько подходов по вопросу  между

деятельностью и общением:

-общение-это элемент  любой деятельности, а деятельность-необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

-общение - один из  видов деятельности человека  наряду с игрой, трудом  и  т.д.;

-общение и деятельность- это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность сможет протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

 

Учение - это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

  Учение может быть организованным(осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным( осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат)

   Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее(например, новая цель, новый  результат или новые средства, новые способы их достижения).

   Творчество-это компонент  какой-либо деятельности человека  и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т.д.)

Важнейшие механизмы творческой деятельности

Комбинирование, варьирование уже имеющихся  знаний.

воображение

Способность создавать новые чувственные  или мыслительные образы в сознании.

фантазия

Характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений  и образов

интуиция

Знание, условия получения которого не осознаются


Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуются следующими чертами:

Сознательный характер

Человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты

Продуктивный характер

Направлена на получение результата (продукта)

Преобразующий характер

Человек изменяет окружающий мир и  самого себя

Общественный характер

Человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми


 

  Современная наука признает, что любой человек в той  или иной мере обладает способностями  к творческой деятельности. Однако  способности могут развиваться  или пропасть. Поэтому необходимо  овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой  деятельности, ее важнейшие механизмы.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс-развлечение, отдых.

  Характерные черты игры: происходит  в условной ситуации, которая как привило быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

 

 

Заключение

Таким образом, мышление является сложным  психолого-логическим феноменом, имеющим  свои основания как в физиологии, так и в социальности человека.  Мышление изучается многими науками - теорией познания (в плане соотношения субъективного и объективного, чувственного и рационального и т.д.); логикой (правило, операции и формы мышления); кибернетикой (“искусственный интеллект”); языкознанием (соотношение мышления и языка); эстетикой (образное мышление); нейрофизиологией (мозговой субстрат и физиологические основания мышления); этологией (предпосылки возникновения мышления в животном мире) и , конечно же, психологией. Рассмотренные в реферате аспекты проблемы мышления, далеко не исчерпывают всех наработок психологии по этому вопросу - за пределами анализа остались такие проблемы, как мотивационные основания мышления, его целеполагающая природа, связь с аффективной стороной человеческой психики, различие субъективных и объективных характеристик мышления и многие другие. В данном реферате  мы пытались проследить основные этапы становления и  функционирования мышления, как фактора психо-физиологического развития человека как вида, HOMO SAPIENS, и показать, что само мышление является его родовидовым отличием.


Информация о работе Деятельность и мышление