Деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:14, реферат

Описание

Жизнь во всех своих формах и проявлениях связана с движениями. Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. Психика и сознание формируются в деятельности. В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жилье и т. д.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой, музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности). Человек выступает в жизни, прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается.
В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
Деятельность – категория социальная, она носит общественный характер.

Содержание

1 Общее понятие деятельности, ее сущность и основные характеристики
2 Основные этапы развития деятельности
3 Структура деятельности
Цели и мотивы
Действия
Операции и средства
Результат (продукт) деятельности
Психофизиологические функции
4 Основные виды деятельности
Труд
Игра
Учение
Общение

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 
 
 
 

КАФЕДРА

ПСИХОЛОГИИ  УПРАВЛЕНИЯ И ПЕДАГОГИКИ 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

студентки  I курса 1101  группы

Телицыной Елены Алексеевны

на тему

Деятельность  человека 
 
 
 
 
 

            Проверил: к.пс.н., доц. Тулупьева Т.В. 

              Оценка: _________________________ 
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Санкт-Петербург

2009 г. 
 
 
 

Содержание: 
 

1 Общее понятие деятельности, ее сущность и основные характеристики

2 Основные этапы развития деятельности

3 Структура деятельности

  • Цели и мотивы
  • Действия
  • Операции и средства
  • Результат (продукт) деятельности
  • Психофизиологические функции

4 Основные виды деятельности

  • Труд
  • Игра
  • Учение
  • Общение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  «Деятельность – единственный путь к знанию».

  Б. Шоу (1856-1950), английский писатель 

    Жизнь во всех своих формах и проявлениях связана с движениями. Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. Психика и сознание формируются в деятельности. В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жилье и т. д.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой, музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности). Человек выступает в жизни, прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. 
В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера. 
Деятельность – категория социальная, она носит общественный характер. 
Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. 
Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, осознает мотивы, побуждающие его к активности. 
Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. 
Здесь же происходит и формирование сознания. 
Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности. Деятельность в то же время – это процесс взаимодействия человека с миром, но процесс не пассивный, а активный, сознательно регулируемый и целенаправленный. То есть в процессе деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе. В деятельности и через нее человек реализует свои цели, обьективирует свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности.

Человеческая  деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и организация  совместных усилий и активности многих социальных групп, и воспитание и обучение 
(педагогическая деятельность), и научно-исследовательская деятельность. 
Человеческая деятельность очень многогранна. В ходе ее человек не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу энергии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты.

Деятельность  человека, наконец, не всегда однозначна. Он может преследовать в ней как общественно значимые цели, так и достигать в ходе деятельности результаты, не одобряемые другими людьми.

Для изучения данной темы необходимо  рассмотреть  деятельность в ее различных видах  и формах, со стороны ее структуры, а также ее сущность, основные характеристики. Что я и попытаюсь сделать в своем реферате. 
 
 
 

  Общее понятие деятельности, ее сущность и основные характеристики 

Понятие и сущность деятельности:

    Человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой, осуществляемому посредством его деятельности. Бездеятельная личность немыслима, потому что у нее есть потребности, которые надо удовлетворять.

   Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Активность — это энергия, используемая в специфической реакции, выражающаяся у человека в стремлении и осуществлении деятельности, с целью удовлетворения данной потребности. Активность самого человека - непременное условие развития его способностей и дарований, достижение успеха. Развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а главный образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опирается на его собственное отношение к действительности.1

 Пример: Если человек идет по пустыне  и потеет от жары, это не  деятельность, это рефлекторное  действие. Но если этот человек  - актер, снимающийся в рекламе дезодоранта, и в данной сцене он должен вспотеть, потому что так написано в сценарии, потение становится для него вполне осмысленным действием и потому превращается в деятельность.

    Деятельность в философском понимании означает специфическую форму общественно исторической жизни людей, состоящую в целенаправленном преобразовании ими окружающей действительности. Осуществляя деятельность, субъект не только изменяет окружающий мир, но и себя, свои возможности, опыт2. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, развивает свои способности, строит и совершенствует общество.

    Деятельность — форма активного взаимодействия, в ходе которого человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности.

   Деятельность человека имеет созидательный  и нередко творческий характер. Человек в своей деятельности больше не потребляет, а создает окружающий мир, не пользуется им, а преобразует его. Творческий характер деятельности человека проявляется в том, что благодаря ей он как бы выходит за пределы собственной природной ограниченности. И вследствие продуктивного творческого характера деятельности человек создал мир культуры, в котором он живет, включая знаковые системы и орудия.3

   Деятельность - основной путь, единственный эффективный способ быть личностью; человек своей деятельностью продолжает себя в других людях. Произведенный предмет-это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой - средство, с помощью которого человек утверждает себя в мире, потому что этот предмет произведен для других людей.4

    Деятельности присущи такие черты, как сознательность. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат. Во-вторых, деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта. Таковыми, в частности, являются орудия труда, изготовленные и постоянно совершенствуемые человеком. В-третьих, деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя – свои способности, привычки, личностные качества.

В-четвертых, в деятельности человека проявляется  ее общественный характер, так как  в процессе деятельности человек вступает в разнообразные отношения с другими людьми.5     

Потребности: 

    Деятельность— процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Потребность — это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности). Потребность проявляется в определенном состоянии психики (у человека — сознания, называемого переживанием).6 То есть деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

В современной  науке применяются различные  классификации потребностей. В общем виде их можно объединить в три группы:

  1. Естественные потребности (врожденные или биологические). Это потребности людей во всем том, что необходимо, что необходимо для их существования и  развития. Например, потребность в пище, воздухе, воде, отдыхе и т.д.
  2. Социальные потребности. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, в созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, то есть во всем том, что является продуктом общественной жизни.
  3. Идеальные потребности (духовные или культурные). Это потребности людей во всем, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования.

Естественные, социальные и идеальные потребности  человека взаимосвязаны. Так, удовлетворение биологических нужд приобретает  в человеке множество граней. Например, утоляя голод, человек заботится об разнообразии блюд, чистоте, приятном обществе и т.д.7

   

Многообразие  деятельности: 

    В зависимости от многообразия  потребностей человека и общества  складывается и многообразие  конкретных видов деятельности  людей. Выделяют различные типы  деятельности.

В зависимости  от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

    Деятельность может быть идеальной  и социально направленной. Индивидуально  направленная деятельность связана  с личными нуждами и потребностями  человека и не задумана таким  образом, чтобы оказывать влияние  на других людей и общество. Социально направленной называется такая деятельность, которая рассчитана на оказание определенного воздействия на других людей и на общество в целом.8

    Когда деятельность человека  соотносят с ходом истории  с общественным прогрессом, то  выделяют прогрессивную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную.

    В зависимости от соответствия  деятельности существующим общекультурным  ценностям, социальным нормам  определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

    В связи с социальными формами  объединения людей в целях  осуществления деятельности выделяют  коллективную, массовую, индивидуальную  деятельность.2

    В зависимости от наличия или  отсутствия новизны целей, результатов  деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью; также выделяют деятельность инновационную, изобретательскую, творческую (деятельность, порождающая нечто новое, ранее неизвестное. Она отличается уникальностью, оригинальностью).

    В зависимости от общественных  сфер, в которых деятельность  протекает, различают экономическую,  политическую, социальную деятельность и др.9  

Предметность  деятельности:  

    Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по какому угодно признаку. Однако главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность.

    Итак, на что непосредственно направлена деятельность называется предметом. Например, предметом учебной деятельности является развитие знаний, умений и навыков; предметом познавательной деятельности – получение информации и т.д.

 

Внутренняя  и внешняя деятельность: 

    Изучая особенности  проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Деятельность, выполняемая почт исключительно с помощью разнообразных движений, совершаемых различными частями тела, считается внешней, деятельность, в основном включающая в свой состав различные умственные действия и операции, - внутренней.

    Между этими двумя типами деятельности  существует тесная связь и  сложная зависимость. Внутренняя деятельность, как бы планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через нее реализуется.

    Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние составляющие. В качестве внешних компонентов могут выступать разнообразные действия, входящие в состав деятельности, а в роли внутренних – регулирующие ее психологические образования: мотивы, цели планы, программы. Соответственно,  во внешней деятельности преобладают двигательные компоненты, связанные с работой скелетных мышц, во внутренней – психические компоненты, т.е. действия и операции, совершаемые в уме,  или процессы, происходящие внутри организма.10

Информация о работе Деятельность человека