Девиантология. Проблемное поле научной дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 00:44, реферат

Описание

Девиантология – наука изучающая отклонение в поведении личности. Обьектом этого предмета являются закономерности возникновения и развития социальных отклонений, девиантного поведения, социально-профилактическая деятельность институтов общества по обеспечению контроля негативных социальных явлений и процессов. Сам термин «девиантное поведение» используется не только для обозначения действий конкретного человека, но и для описания определенных социальных явлений.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по девиантологии.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

Существует понятие «полово́е извраще́ние» (перверсия). Использование этого термина в медицине в конце XX века было подвергнуто критике. Было указано, что сами по себе слова «извращение», «извращенец» имеют негативную, осуждающую смысловую окраску.

С точки зрения современной медицины психической патологией, требующей лечения, может признаваться лишь такое нарушение, которое препятствует деятельности человека как члена общества, вызывает нарушения, препятствующие трудовой деятельности, обычной социальной активности и отношениям с окружающими, причиняет страдания субъекту. Следует разграничивать парафилии, требующие медицинского вмешательства, и сексуальные отклонения, которые не выходят за рамки сексуального здоровья.

             

Использование методов социально – педагогической адаптации и коррекции личности.

Одним из видов адаптации и коррекции личности служит – сопровождение.

Цель сопровождения - создание социально-психологических условий в специальной школе, благоприятных для максимально успешного обучения и развития личности каждого воспитанника, изменение девиантных, дезадаптивных форм поведения на адаптивные, социально приемлемые.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

        оказывать помощь воспитанникам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: преодоление трудностей в учебной деятельности, коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, переориентации девиантного поведения;

        отслеживать изменения в динамике развития воспитанников;

        осуществлять психологическое обеспечение образовательных программ для воспитанников школы;

        повышать профессиональную и психологическую компетентность педагогов.

        развивать психолого-педагогическую компетентность воспитанников и родителей (законных представителей);

        создавать условия для сохранения и укрепления психоэмоционального и личностного здоровья воспитанников и педагогов;

        создавать и поддерживать благоприятный психологический климат на уроках и во внеурочное время.

Создание и поддержание благоприятного психологического климата на уроках и вне их подразумевает наличие следующих взаимосвязанных составляющих:

        эмоциональная компетентность педагога и воспитателя в общении с воспитанниками;

        реализация общения с воспитанниками по типу стратегии поддержки;

        навыки грамотного экстренного педагогического воздействия в сложных ситуациях;

        профилактика развития у подростков мотивации избегания неудачи и неблагоприятных эмоциональных состояний.

Сопровождение в условиях специального воспитательно-образовательного учреждения основывается на следующих принципах:

1. Реалистичность – постановка задач и выбор стратегий работы с учетом сроков пребывания воспитанника в специальной школе.

2. Комплексность – согласованное взаимодействие различных специалистов школы (воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования, врачей, психиатра, логопеда, социальных педагогов, педагогов-психологов, работников службы режима, администрации) в организации сопровождения.

3. Многоаспектность – соединение различных направлений коррекционно-реабилитационной (воспитательной, образовательной, психологической, правовой, социальной) работы в единую стратегию сопровождения воспитанника в течение срока пребывания в школе.

4. Дифференцированность – дифференциация задач, средств и планирование результатов с учетом возраста, проблем в развитии и поведении воспитанников.

5. Последовательность – работа с каждым воспитанником строится с учетом его предыдущей социально-образовательной ситуации и возможной последующей.

6. Индивидуальный подход при реализации образовательно-воспитательного процесса.

7. Приоритет педагогических средств воздействия (коррекции и развития).

8. Учет гендерного аспекта.

 

Обеспечение условий социального воспитания личности в семье.

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.

Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы в воспитании ребенка возникают с увеличением числа неполных семей и ныне не являются редкостью одинокая мать, разведенные родители. Проблемы неполной семьи особенно актуальны, так как воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей: недостаточное влияние на ребенка внутри семьи, односторонность воспитательного воздействия, проявление неуравновешенности родительских чувств, возможность возникновения в сознании ребенка мысли о собственной неполноценности.

 

 

 

Субъекты, приоритеты и ресурсы социально - профилактической деятельности.

 

Субъект и объект социальной работы — важнейшие компоненты системы теории и практики социальной работы. Объект социальной работы — это прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.
Объект социальной работы — клиент — человек, нуждающийся в социальной защите. Исторически сначала в понятие клиента включались люди, имевшие предрасположенность к нарушению общепринятых стандартов (нищие) или затруднения в адаптации (мигранты). Со временем меняются не только категории клиентов, но и группы проблем, формирующие клиентов социальной работы. Впоследствии категория клиентов была распространена на людей, которые под воздействием общества и ненормальных условий жизни, которые это общество создает, теряют возможность нормального функционирования. В этой трактовке к клиентам социальной работы относили маргиналов, безработных людей, имеющих те или иные проблемы в семейных отношениях. В настоящее время клиентом социальной работы определяется побои человек, группа или община, которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе.

В таком широком контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой. В теории социальной работы существуют различные типологии клиентов современной социальной работы. Например, по направленности и характеру взаимодействия: индивид;
группа; сообщество; или по специфике запроса: агрессоры, вежливые, немые и т. п.
Субъект социальной работы — это тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды и т. д.) и частные лица — специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог и т. п.) или добровольные помощники — волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.

 

Принципы разработки социально-профилактических  программ. 

 

Сущность и содержание социальной профилактики

В профилактике нуждается все население, в особенности же люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни, и т.д. Однако подходы к этим категориям людей, разрабатываемые социальными службами в области профилактики, должны опираться не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в самых различных представителях этих групп.
Это отражает тенденцию к изменению парадигмы, к уходу от прежней медицинской модели, ориентированной лишь на лечение болезни и доминирующей во многих сферах, занятых оказанием помощи населению. В центре новой модели находится индивид, что предполагает поиск причин болезни, тех социальных и психологических травм, которые вызвали негативные последствия.
Профилактика не отрицает биологических или генетических факторов, но рассматривает их в более широком психологическом и культурном контексте.
Сущность происходящих изменений заключается не только в переориентации с лечения (вмешательства) на профилактику; новый подход еще в большей степени проявляется в самой организации профилактики. Сам термин «профилактика» (от греческого «предохранительный») обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия.
Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений.
На создание благоприятной обстановки в сфере развития профилактики прямо или косвенно влияют следующие факторы:
1. признание значительности психосоциальных, медицинских и экономических проблем, разрешить которые с помощью имеющегося персонала и технических средств не представляется возможным. Соответственно, становится необходимым новаторское мышление и новый подход к улучшению здравоохранения и решению других общечеловеческих, индивидуальных и социальных проблем;
2. постоянное увеличение цен на лечение и реабилитацию при прежнем уровне и состоянии физического и психического
здоровья;
3. противоречивые итоги исследований в области традиционных методов вмешательства наряду с некоторыми весьма успешными результатами исследования в области профилактики;
4. подтверждение данных, говорящих о неравенстве людей из разных социальных слоев и культур в возможностях и качестве лечения, социального обеспечения;
5. повышение внимания к проблеме здоровья в целом: к здоровому образу жизни, к рациональному питанию, физическим упражнениям и т.д.;
6. ограничение ресурсов, вкладываемых правительством в оздоровление природной и социальной среды обитания.
Под профилактикой подразумевается, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
— предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
— содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.
Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика.
Практика профилактической работы находится в постоянном развитии, и тем не менее можно выделить некоторые основные моменты, касающиеся ее содержательной части.

 



Информация о работе Девиантология. Проблемное поле научной дисциплины