Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:44, реферат

Описание

Девиантное поведение (от англ. deviation — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Например, преступность, пьянство и наркотизм, а также самоубийства, проституция. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Работа состоит из  1 файл

Девиантное поведение.docx

— 23.57 Кб (Скачать документ)

Девиантное  поведение (от англ. deviation — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Например, преступность, пьянство и наркотизм, а также самоубийства, проституция. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя. 
 
  Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом  образцов поведения, социальных норм и  ценностей , необходимых для его  успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени  завершенности при достижении личностью  социальной зрелости, которая характеризуется  обретением личностью интегрального  социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков  социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные  формы негативного поведения  лиц, сфера нравственных пороков, отступление  от принципов, норм морали и права. К  основным формам отклоняющегося поведения  принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения  свидетельствуют о состоянии  конфликта между личностными  и общественными интересами. Отклоняющееся  поведение - это чаще всего попытка  уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности  и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся  поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано  со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные  виды научного, технического и художественного  творчества. 

Причины возникновения

Традиционно выделяют биологические, личностные (психологические и психопатологические), социальные и семейные факторы риска отклоняющегося поведения.

К биологическим причинам относят органические поражения головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм; патологию нервной системы; соматическую ослабленность; врожденные уродства и косметические дефекты, а также наследственную (генетическую) отягощенность психическими, наркологическими, соматическими заболеваниями.

Личностные особенности индивида также могут определять его предрасположенность к формированию девиантного поведения.

Это могут  быть специфические черты личности в рамках психической нормы: например, недостаточная сформированность эмоциональной сферы и навыков общения, низкий уровень самоконтроля, нарушения самооценки, склонность к риску, агрессивность, тревожность, низкая стрессоустойчивость, внушаемость, нарушения гендерной идентичности, акцентуации характера, нравственная незрелость личности, узость круга интересов.

Отклонения  в поведении могут возникать  и при некоторых «пограничных состояниях» - психогенных расстройствах (неврозах, реактивных депрессиях, посттравматических стрессовых расстройствах, депривационных нарушениях), психосоматических заболеваниях, личностных расстройствах (психопатиях), а также при социальной и педагогической запущенности у детей и подростков.

Девиантное  поведение может сочетаться и  быть следствием серьезной психопатологии: умственной отсталости, шизофрении, эндогенных депрессий.

К семейным причинам девиантного поведения подростков относятся нарушения детско-родительских (эмоциональная холодность, отвержение, авторитаризм, сверхконтроль, гипо- или гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи») и/или супружеских взаимоотношений; жестокое обращение, насилие в семье, оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность; низкий социальный статус семьи; асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи; психические заболевания родителей; хроническая психологическая травматизация, серьезные изменения или стрессы, переживаемые семьей.

Социальные причины девиантного поведения - это неблагополучное микросоциальное окружение (девиантная референтная группа; принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); низкий статус подростка в группе сверстников, отчуждение от социально-позитивного большинства; социальная депривация, недостаточность социально-позитивного опыта. К макросоциальным причинам относят нестабильность социально-экономической ситуации, негативное влияние СМИ, терпимое отношение общества к поведенческим отклонениям, несовершенство законодательства, отсутствие развитой системы социальной поддержки.

При работе с девиантными подростками, первая задача специалистов (психологов, классных руководителей, социальных педагогов, врачей) – формулировка гипотезы, объясняющей  механизм возникновения девиантного  поведения; акцентирование внимания на основных проблемах, требующих решения, на основных причинах, вызвавших девиации.

Педагоги  должны хорошо представлять себе возможные  причины возникновения девиантности в каждом конкретном случае, уметь  анализировать поведение подростка  с учетом возможных факторов риска, а также выбирать эффективные  воспитательные стратегии или принимать  решения о необходимости включения  в работу смежных специалистов.

Только  при соблюдении этих условий может  быть выбрана адекватная форма профилактической или коррекционной работы и достигнут  определенный успех во взаимодействии с подростком и его близкими.

Основные  формы проявления девиантного поведения  у детей и подростков. 

Внутри  девиации выделяют такие ее формы, как  девиантное, деликвентное и криминальное поведение.

Девиантное  поведение -- один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту норм и  правил поведения, характерных для  микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип  поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного  поведения являются ситуационно  обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное  и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и  бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные  действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Девиантное  поведение рассматривается в  широком и узком смыслах. В  широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся  в данном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе  необходимо различать позитивную и  негативную девиацию.

Позитивная  девиация -- это такое отклоняющееся  по ведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, странное, но в то же время, в основном, не вызывает неодобрения. Это могут быть героические  поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости  или сочувствия и т. д.

Негативная  девиация, напротив, представляет те поведенческие  отклонения, которые вызывают у большинства  людей реакцию неодобрения или  осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными  и т. д.

В узком  смысле под девиантным поведением понимаются всякие негативные и неодобряемые отклонения от общепринятых норм. Деликвентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется  как повторяющиеся асоциальные  проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной  ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Выделяются  следующие типы деликвентного поведения:

Агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбление, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство. Угоны автотранспорта и другие имущественные  посягательства, связанные со стремлением  получить материальную выгоду;

* распространение  и продажа наркотиков.

Деликвентное  поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда  у подростка происходит деформация ценностных ориентации, ведущая к  ослаблению системы регуляции.

Криминальное  поведение как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной  ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному  поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного  и деликвентного поведения.

Негативные  формы девиации являются патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они  дезорганизуют систему, подрывают  ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

Как справедливо  считает Кичева И.В., чтобы навести  терминологический порядок в  определениях феномена «девиация», в  многозначном гнезде существующих понятий  требуется выделить общее значение. Дезаптация как нарушение социально-психического состояния и поведения под  воздействием внешних/внутренних причин может быть рассмотрена в качестве базового понятия, объединяющего все  вышеперечисленные определения  отклоняющегося поведения человека. В рамках дезаптации исследователями  определяются границы социальной, психологической  и патологической дезаптации; отмечается специфика дезаптации в общеобразовательной  школе, в средне-специальном учебном  заведении и вузе.

Однако, как показал анализ литературы по интересующей проблематике, остается прежним название групп лиц с  нарушениями состояния и поведения. Привыкнув к словам «трудные, трудновоспитуемые, группы риска», многие исследователи  не считают необходимым заострить  внимание на том, что в современной  педагогической ситуации в помощи и  поддержке нуждаются дети и подростки  с разными нарушениями адаптации. Для преодоления указанной установки  предлагается ввести более широкое  определение групп с нарушением приспособительных механизмов: «социально неадаптированная молодежь» (СНАМ).

В связи  с этим может быть значительно  расширен количественный и качественный состав групп социально неадаптированной молодежи, в их числе: молодые люди из различных культурно-этнических сред (мигранты, этнические группы, цыгане) и социально благополучных/ неблагополучных  семей (инвалиды, оставшиеся без родительской поддержки и места жительства, группы риска, одаренные).

Многочисленны группы детей, подростков, юношей из благополучных  и неблагополучных семей с  выраженными симптомами социальной дезаптации, среди них: так называемые группы риска (молодежь девиантного  поведения); сироты, оставшиеся без  родительской поддержки, опеки; брошенные  дети при живых родителях; бомжи  без определенного места жительства. Особого внимания заслуживают вынужденные  переселенцы из Чечни, дети иммигрантов  из стран ближнего Зарубежья.

Следует также обратить внимание на одарённых  детей из общего числа с нарушениями  социальной адаптации и инвалидов. Предрасположенные к спонтанности и творчеству, молодежные группы могут  социализироваться как с позитивными, так и отрицательными установками. Среди обычных детей предстоит  произвести отбор детей с задатками-склонностями к техническому творчеству, к трудовой деятельности, нацеленных на приобретение рабочих специальностей. Многочисленна  группа ребят, имеющих коммуникативные  навыки и педагогические способности.

В группе социально неадаптированной молодежи основной акцент смещается на подростков и юношей. Они объединены в маргинальную группу, члены которой испытывают повышенную потребность в соответствии (идентичности) и активном влиянии  на социальную ситуацию. Повышенная потребность  в соответствии является объективной  характеристикой общества, обусловленная  ранним и быстрым взрослением  этой группы молодежи. Однако потребности  в достаточной степени не удовлетворяются, а если и удовлетворяются, то зачастую наблюдаются «отрицательные идентичности».

Информация о работе Девиантное поведение