Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение социально-психологического аспекта проблем детей с девиантным поведением.
Из поставленной мной цели вытекают следующие задачи:
Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков.
Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
Теоретическая база исследования: исследования психологов, педагогов, социологов таких, как Эмиль Дюркгейм, Р. Мертон, А. Коэн, Г.А.Аванесо, Нейл Джозеф Смелзер, Я. И. Гилинский, Виктор Франкл.
Методологическая база исследования: системный подход к изучению проблемы девиантного поведения у детей подросткового возраста.

Содержание

Введение 3
Теоретический обзор по проблеме возникновения
девиации в подростковом возрасте 7
1.1. Понятие девиантного поведения и причины его возникновения 7
1.2. Особенности девиантного поведения подростков 15
Помощь подросткам с девиантным поведением 17
Методика контактного взаимодействия с подростком
с девиантным поведением 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая девиантное поведение1.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КСЮИ)

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

заочное отделение

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  предмету: «Специальная психология»

на  тему: «ДЕВИАНТНОЕ  ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ»

 
 
 
 

                                          Выполнила:

                                          Студентка 3 курса 6331 группы

                                          Рахмушина Н.И. 

                                          Проверила:

                                          канд. псих. наук, доцент

                                          Кедрова И.А.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Казань 2007

Оглавление

                                                                        Стр.

Введение             3

Теоретический обзор по проблеме возникновения 

девиации  в подростковом возрасте       7

1.1.  Понятие девиантного поведения и причины его возникновения 7

1.2.  Особенности девиантного поведения подростков   15

    1. Помощь подросткам с девиантным поведением   17
    2. Методика контактного взаимодействия с подростком

с девиантным поведением         25 

Заключение            28

Список  использованной литературы       30

 

       ВВЕДЕНИЕ 

      Практически вся жизнь любого общества характеризуется  наличием отклонений. Отклонения, или  как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.

      Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.

      Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие  это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».

      Социальная  норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины» [8].

      Именно  поэтому почти любое отклонение можно рассматривать как отклонение от социальной нормы.

      Девиантное  поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в  последнее время массовый характер, что поставило это явление  в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

      Одна  из основных причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде  курения, употребления алкоголя и наркотических  средств - это происходящие перемены в стране. Эмиль Дюркгейм описывал состояние общества, при котором нет четкой регуляции поведения индивидов, а есть моральный вакуум, когда прежние нормы и ценности уже не соответствуют новым отношениям. Это описание в полной мере можно отнести к современной России. Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю историю, она появилась одновременно с зарождением человечества. Уже тогда общество ставило на её пути некие преграды, которые удерживали людей от поступков, противоречащих представлениям людей о правилах поведения. На первых порах такими ограничениями стали мифы и запреты – табу. В дальнейшем понятия о дозволенном и недозволенном изменялись, складывались другие правила. Длительное время определённые правила устанавливала религия. Постепенно, по мере развития человеческого общества, стали формироваться и более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению к девиантному поведению.

      Проводить профилактику намного проще, чем в последствии пытаться что-то изменить. Но, к сожалению, в нашем обществе до сих пор не предпринимается достаточно мер для профилактики девиантного поведения молодёжи.

      Существующие  социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас  задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка. В школах наблюдается рост формального отношения к детям, проще стали относиться к увеличению числа второгодников. Учителей перестало волновать определение детей в школы-интернаты, в детские дома, и даже спец. школы и ПТУ. Рост подростковой преступности увеличивается темпами роста правонарушений в других группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления.

      Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического  поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.

      В данной работе были рассмотрены вопросы, связанные с отношением учащихся к таким видам девиации, как курение, употребление алкоголя и наркотиков. Основные сюжеты, относительно которых сгруппирован полученный нами эмпирический материал, касаются распространенности указанных форм поведения среди подростков, специфики мотивации, обусловливающей приобщение подростков к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, а также реакций ближайшего социального окружения (родителей, одноклассников и учителей) на подобные проявления в подростковой среде. При анализе материала важно будет не только выявить своеобразную роль девиации в динамике преодоления подросткового кризиса, но и показать специфику гендерных различий в подростковой субкультуре при обращении к девиантным формам поведения.

      Проведенный опрос в целом был направлен на изучение особенностей как различных видов отклоняющегося поведения (курение, употребление алкоголя, наркотиков, драки, вступление в половые связи и др.), так и ориентации подростков на поддержание здорового образа жизни.

      Целью данной работы является рассмотрение социально-психологического аспекта проблем детей с девиантным поведением.

      Из  поставленной мной цели вытекают следующие  задачи:

  1. Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
  2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков.
  3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.

      Теоретическая база исследования: исследования психологов, педагогов, социологов таких, как Эмиль Дюркгейм, Р. Мертон, А. Коэн,  Г.А.Аванесо, Нейл Джозеф Смелзер, Я. И. Гилинский, Виктор Франкл.

      Методологическая база исследования: системный подход к изучению проблемы девиантного поведения у детей подросткового возраста.

 

       Теоретический обзор по проблеме возникновения девиации в подростковом возрасте

      1.1.  Понятие девиантного поведения и причины его возникновения

 

      К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором  все его члены вели бы себя в  соответствии с общими нормативными требованиями. Термин “социальное отклонение” означает  поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.

      Во  все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального “зла” всегда привлекали интерес ученых.

      Один  индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

      В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная социологическая теория - социология девиантного (от латинского deviatio - уклонение) поведения. У истоков социологии девиантного (отклоняющегося)  поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как “состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились”.

      Конституированию  в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое “идет вразрез с институционализированными ожиданиями”[16], а англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что “социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус”[23], то есть только субъективное обозначение, “ярлык”, а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства.

      Более широкую трактовку определения  девиации дает Г.А.Аванесов: ”Под отклоняющимся  поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам”[2], то есть речь идет о нарушении любых социальных норм.

      Социальные  отклонения могут происходить в  сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.

      Как пишет профессор социологии Калифорнийского  университета в Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:

      а)человека, которому свойственно определенное поведение;

      б)норму  или ожидание, являющееся критерием  оценки поведения как девиантного;

      в)другую группу или организацию, реагирующую  на данное поведение.

      Таким образом, девиантность определяется в социологии как отклоняющееся поведение, деятельность человека (группы людей), не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям.

Информация о работе Девиантное поведение