Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание

Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания психологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, и всех воспитательных служб учебных заведений.
Проблема выявления и профилактики девиантного поведения является актуальной, т.к. в настоящее время работа по профилактике детской преступности занимает особое место в системе воспитательных мероприятий учебных заведений.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………………3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы девиантного поведения ……………………………………………………….………………..5
1.1. Общее понятие о девиациях и типы девиаций ……………………………5
1.2. Проявление основных форм девиантного поведения ……..…………….10
1.3. Предпосылки и проявления девиации в подростковом возрасте…….....15
1.4. Профилактика девиантного поведения подростков…………………..….25
Выводы по главе 1……………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению личностных особенностей подростков………………………………………………………………….……38
2.1. Результаты диагностического исследования и интерпретация
полученных данных …………………………………………………………….38
2.2. Коррекция отклоняющегося поведения у подростков…………………...52
2.3.Программа развития временной перспективы и способности к
целеполаганию для подростков с делеквентным поведением……………….58
Выводы по главе 2………………………………………………………………..
Заключение……………………………………

Работа состоит из  1 файл

девиантное поведение испр.1 февраля11.docx

— 148.81 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

                                                         Стр.                                                                                                              

Введение…………………………………………….……………………………3

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы девиантного поведения  ……………………………………………………….………………..5

1.1. Общее понятие  о девиациях и типы девиаций  ……………………………5

1.2. Проявление  основных форм девиантного поведения  ……..…………….10

1.3. Предпосылки  и проявления девиации в подростковом  возрасте…….....15

1.4. Профилактика девиантного  поведения подростков…………………..….25

Выводы по главе 1……………………………………………………………….

Глава 2. Экспериментальная  работа по изучению личностных особенностей подростков………………………………………………………………….……38

2.1. Результаты диагностического  исследования и интерпретация

полученных данных …………………………………………………………….38

2.2. Коррекция отклоняющегося  поведения у подростков…………………...52

2.3.Программа развития  временной перспективы и способности  к

целеполаганию для подростков с делеквентным поведением……………….58

Выводы по главе 2………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………59

Литература……………………………………………………………………….60

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания психологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, и всех воспитательных служб учебных заведений.

     Проблема выявления  и профилактики девиантного поведения  является актуальной, т.к. в настоящее  время работа по профилактике  детской преступности занимает  особое место в системе воспитательных  мероприятий учебных заведений. 

     В группе  детей, склонных к девиациям, происходит нивелировка ответственности ее членов, снижается критичность по отношению к своим поступкам. Антиобщественная группа зачастую выступает катализатором взаимного внушения и подражания, психологического заражения. Еще сильнее воздействие большой группы людей, отличающихся отклонениями в поведении. Это связано, в частности, с ощущением собственной анонимности (поступая как все, индивид утрачивает чувство ответственности за свои действия).

     Объект  исследования:  дети подросткового возраста.

     Предмет исследования: склонность учащихся к девиантному поведению.

     Цель работы: изучение особенностей работы социального педагога с учащимися девиантного поведения.

     Задачи исследования:

1.Провести анализ данной  проблемы в психолого-педагогической  литературе.

2.Определить направления  работы социального педагога  по профилактике девиантного  поведения.

3.Провести диагностическое  исследование в группе подростков.

     Гипотеза исследования: раннее выявление учащихся девиантного поведения позволит своевременно провести профилактическую работу и предупредить противоправные поступки.

     База исследования: МОУ "Яровинская средняя школа" Половинского района Курганской области. 

     Теоретическая значимость: в исследовании изучены основные направления работы социального педагога по профилактике девиантного поведения у подростков в общеобразовательной школе.

     Практическая значимость: полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практическом применении рекомендаций по коррекции поведения подростков, склонных к девиантному поведению.

     Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы девиантного поведения 

1.1. Общее понятие о  девиациях и типы девиаций 

Не существует такого счастливого  общества, в котором все его  члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин “социальное отклонение”  означает поведение индивида или  группы, которое не соответствует  общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать  самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д. (1, с. 193)

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные  формы человеческой жизнедеятельности  и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального  “зла” всегда привлекали интерес  ученых.

Теория девиантного поведения  обязана, прежде всего, Р. Мертону и  А. Коэну. Мертон проанализировал, каким  образом социальная структура побуждает  некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся  поведением такое, которое “идет  вразрез с институционализированными ожиданиями”(11, с. 59).

Более широкую трактовку определения  девиации дает Г.А.Аванесов: ”Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам”, то есть речь идет о нарушении любых социальных норм.

Социальные отклонения могут происходить  в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными  нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые (36, с. 44).

Как считает профессор Калифорнийского  университета в Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:

а) человека, которому свойственно  определенное поведение;

б) норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как  девиантного;

в) другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение.

Таким образом, девиантность определяется как отклоняющееся поведение, деятельность человека (группы людей), не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям(5, с. 3).

Девиантное поведение приобрело  в последние годы массовый характер и поставило проблемы девиации и ее происхождения в центр внимания многих специалистов. Наряду с ростом позитивных (культурно одобряемых) девиаций (политическая активность, экономическая предприимчивость и т. п.) усиливаются девиации негативные - преступность, алкоголизация и наркотизация населения, особенного молодежи, аморальность.

Девиантное поведение отличается от социально-одобряемого поведения, или «социальной нормы».

Социальная норма находит свою поддержку и воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, вошло в  быт, в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора»  общественных и межличностных отношений.

Отклонения не существует без нормы. Понятие нормы относят к числу  самых трудных и неопределенных научных представлений. В действительности не существует никакой нормы как реальности, с четко обозначенными границами, за которыми начинается «ненорма», то есть отклонение от нормы. Отклонение имеет множество вариаций с различной степенью дистанционности от нормы. Значительное отклонение от нормы определяется легко, но незначительные отклонения определить труднее(6, с. 17).

Психологические классификации  девиантного поведения выстраиваются  на основе следующих критериев:

- вид нарушаемой нормы;

-психологические цели  поведения и его мотивации;

- результаты данного поведения  и ущерб им причиненный;

- индивидуально-стилевые  характеристики.

Рассмотрим различные  типологии отклоняющегося поведения, которые используются в рамках психологического подхода.

Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения  личности принадлежит Ц.П. Короленко  и Т.А. Донских. Авторы делят все  поведенческие девиации на две группы: нестандартное и деструктивное  поведение. Нестандартное поведение  может иметь форму нового мышления, новых идей, а так же действий, выходящих за рамки социальных стереотипов  поведения. Примером нестандартного поведения  может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей  в какой-либо сфере знания.

Типология деструктивного поведения  выстраивается в соответствии с  его целями. В одном случае это  внешнедеструктивные цели, направленные на нарушения социальных норм и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае - внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс и внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, аморально-безнравственного поведения(10, с.16).

В группе внутридеструктивного поведения Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение.

Все перечисленные формы  деструктивного поведения отвечают, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижения самооценки и эмоциональные нарушения.

В соответствии с перечисленными критериями выделим три группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное), асоциальное (аморальное), аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение - поведение противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

У взрослых людей (старше 18 лет) такое поведение проявляется  в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную ответственность  или гражданскую и соответствующее  наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают  такие виды делинквентного поведения как: хулиганство, кража, грабежи, вандализм, насилие. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) распространены такие формы насилия, как насилие по отношению к младшим детям, сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, поджоги ( 4, с.52).

Асоциальное поведение - это  поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно  угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенство.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, граффити, сленг, татуировки.

У детей чаще встречаются  побеги из дома, бродяжничество, злословие, ложь, воровство, вымогательство или  попрошайничество (33, с. 56).

Границы асоциального поведения  особенно изменчивы, поскольку оно  более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры.

Аутодеструктивное (саморазрушительное) - поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая или химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое поведение, деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповым ценностям. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, реже - суицидальное поведение.

Выделение отдельных видов  отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные  формы нередко сочетаются или  пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющего поведения оказывается  индивидуально окрашенным и неповторимым.

1.2. Проявление основных  форм девиантного поведения 

Информация о работе Девиантное поведение