Детско-родительские отношения и их взаимосвязь с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание

Предметное начало проявляется в наличии у родителя внешней оценочной позиции ребенка, наличии родительских установок, ценностей, системы требований и ожиданий по отношению к нему, а также в характере стратегии поведения родителя, направленной на воспитание определенных способностей, свойств характера. Эти два начала не являются разными типами или формами отношений, они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению, различие которых сводится к относительному преобладанию или содержательному наполнению каждого из них. Цель исследования - изучить взаимосвязь детско-родительских отношений и успехов детей в школе в младшем школьном возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
глава 1.теоретический анализ Изучения ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 5
1.1 Детско-родительские отношения в психологии. 5
1.2 Понятие успешности в обучении в младшем школьном возрасте. 14
1.3 Возрастные особенности младшего школьного возраста….........22
Выводы по 1 главе. 26
глава 2. Эмпирическое исследование дЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 28
2.1. Программа исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте
Выводы по 2 главе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

детско-родительские отношения и их взаимосвязь с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте.docx

— 76.74 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени  И.Г. Петровского»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ, РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С  ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

 

 

 

Кафедра прикладной психологии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: «Детско-родительские отношения и их взаимосвязь с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте»

 

Специальность – Педагогика и психология

 

 

         Выполнила студентка:

Михеева Анна Юрьевна

                          __________________                                

                                                              подпись

 

Научный руководитель:

к. псих. н., доцент  Карнеева О.А.

                                   __________________

                                                                                                          подпись                                                                                                                    

 

 

 

Брянск 2012

оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

глава 1.теоретический анализ Изучения ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 5

1.1 Детско-родительские отношения в психологии. 5

1.2 Понятие успешности в обучении в младшем школьном возрасте. 14

            1.3 Возрастные особенности младшего школьного возраста….........22

Выводы по 1 главе. 26

глава 2. Эмпирическое исследование дЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 28

2.1. Программа исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 28

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 

Выводы по 2 главе. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Список литературы 

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..

 

ВВЕДЕНИЕ

         Актуальность данной работы заключается в том, что наблюдения на практике позволяет утверждать, что родители уделяют большое внимание успехам детей в учебе.

         Успеваемость ребенка в школе является одним из важных критериев оценки его как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношения в семье, где определяется эмоционально теплая атмосфера семейного воспитания, в которой родители с уважением относятся к личности ребенка, признавая его права, принимая его как личность – дают ребенку возможность успешно развиваться и быть успешным в учебе.

       Социально-педагогическими условиями успешности обучения и воспитания младших школьников являются важнейшие институты и источники социализации, которые должны комплексно учитываться в педагогическом процессе (семья, педагогический и ученический коллектив, сверстники, социальное окружение и др.); их взаимодействие и взаимовлияние реализуется в конкретной ситуации школьного успеха/неуспеха младшего школьника.

         По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

         Предметное начало проявляется в наличии у родителя внешней оценочной позиции ребенка, наличии родительских установок, ценностей, системы требований и ожиданий по отношению к нему, а также в характере стратегии поведения родителя, направленной на воспитание определенных способностей, свойств характера. Эти два начала не являются разными типами или формами отношений, они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению, различие которых сводится к относительному преобладанию или содержательному наполнению каждого из них.

          Цель исследования - изучить взаимосвязь детско-родительских отношений и успехов детей в школе в младшем школьном возрасте.

            Объектом исследования являются детско-родительские отношения.

           Предмет исследования - взаимосвязь успехов детей в младшего школьного возраста и содержания детско - родительских отношений.

         Гипотеза: Мы предполагаем, что от детско-родительских отношений зависят успехи детей в школе в младшем школьном возрасте.

В процессе работы на основании цели, предмета, объекта и гипотезы, нами были выдвинуты задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
  2. Провести анализ особенностей детско-родительских отношений.
  3. Рассмотреть особенности младшего школьного возраста.
  4. Показать взаимосвязь детско-родительских отношений и успехов детей в младшем школьном возрасте.
  5. Провести обработку и интерпретацию результатов.

Методы и методики  исследования:

- тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина;

- опрос учителя;

- методы математической обработки.

Практическая значимость: Результаты исследования могут быть полезны педагогам, классными руководителям, психологам образовательных учреждений при проведении консультаций, родительских собраний, а также родителям для самоанализа и самоактуализации.

            База исследования: Исследование проводилось на базе МОУ СОШ п. Бытошь. В исследовании принимали 20 учащихся 1-х классов в возрасте 6-7 лет, из которых 10 мальчиков и 10 девочек.

Данная курсовая работа имеет следующую  структуру: титульный лист, введение, основная часть(1 и 2 глава), заключение, список использованных источников и приложения.

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УСПЕХИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

1.1. Детско-родительские отношения в  психологии

      Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания.

Проблема  взаимодействия взрослого с ребенком занимает в психологии одно из центральных  мест, это обусловлено осознанием исключительной роли взрослого в  развитии ребенка. Как отечественные, так и зарубежные авторы говорят  о значимой роли родителей в жизни  ребенка, о специальной подготовке близких к выполнению практических функций, подразумевая, что родитель – лучший педагог для собственного ребенка. В настоящее время широкое  распространение получили различные  модели помощи родителям по организации  эффективного взаимодействия с ребёнком (Т. Гордон, Х. Джайнотт, И.М. Марковская).[25]

        Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий - там он свой.

        Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...

          Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним - является значительным фактором развития личности ребенка.

          Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

         Наши отношения с детьми в точности копируют отношения с нашим «внутренним ребенком», которые, в свою очередь, повторяют модель отношения взрослых к нам, когда мы сами были детьми. И если родители во времена своего детства не прожили адекватно какой-то возраст, не решили какую-то важную возрастную задачу, то и своим детям с большой долей вероятности они не позволят сделать это... Если, конечно, не займутся самоисследованием и не проработают то, что по каким-то причинам им не удалось сделать в свое время.[4]

       Детско-родительские отношения обусловлены рядом факторов:

     ·особенности личности родителей и форм их поведения;

     ·психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования;

     ·эмоционально-нравственная атмосфера в семье;

     ·диапазон средств воспитательного воздействия;

     ·степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи;

     ·учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворений [7].

         Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, се счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

          Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями. Наибольшую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является "внутренняя рабочая модель", которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.

          В современных исследованиях, данного вопроса, происходит переориентация с изучения самосознания ребенка к исследованию его поведения, которое чаще всего описывается в терминах социальной адаптации и компетенции. Привязанность рассматривается уже не как отношение, а как стратегия поведения с родителями. E.Moss и др., (1998), отмечают положительную корреляцию между "надежным" типом привязанности и школьной адаптацией, гармоничной коммуникацией в детско-родительской диаде. В исследовании P.Crittenden (1996) показана прямая зависимость стратегии поведения школьников и подростков от качества привязанности к матери.

          Помимо теории привязанности, весьма популярным в западной психологии являются теоретические модели, разработанные D.Baumrind (1967), а также E.S.Schaefer, R.A.Bell (1969). D.Baumrind предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль; E.S.Schaefer, R.A.Bell разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: "принятие-отвержение", а другой - стиль поведения родителей: "автономия-контроль". Каждая позиция взаимосвязью различных факторов, их взаимосвязанностью. Хотя данные теоретические модели были предложены более 30 лет назад, они остаются практически единственными, на сегодняшний день, дающими содержательное описание родительского отношения.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. [24, c.49]

      В психолого-педагогической литературе выделяют следующие виды детско-родительских отношений .

Сотрудничество заключается в поддержке и взаимоотношении. В семье удовлетворяются основные потребности всех членов семьи. Каждый независимо от возраста чувствует свою значимость, получает в семье помощь и понимание от всех.

Паритет - подразумеваются «союзнические» отношения, базирующиеся на получении при взаимодействии общей выгоды, удовлетворяющей все стороны. Личностная значимость каждого члена семьи отодвигается на второй план, ценнее всего поиск рациональной целесообразности любого события.

Соревнование - в семье каждый стремится быть первым во всем, быстрее, любой ценой достигнуть собственных целей.

Информация о работе Детско-родительские отношения и их взаимосвязь с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте