Детская одаренность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание

Не смотря на огромное внимание, уделяемое вопросу одаренности, это понятие по-прежнему остается загадкой для большинства психологов, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Именно поэтому проблема одаренных детей сейчас очень актуальна.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1. Понятие одаренности
4. Виды и признаки одаренности
5. Факторы, влияющие на развитие одаренности.
6. Проблемы одаренных детей
Выводы по первой главе
Глава 2. Практическая часть
«Возможности полимодального подхода в диагностике детской одарённости»
2.1. Методики и организация исследования
2.2. Анализ и интерпретация данных исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа детская одаренность.docx

— 133.08 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение 

Глава 1. Теоретическая часть

    1. Понятие одаренности
    2. Виды и признаки одаренности
    3. Факторы, влияющие на развитие одаренности.
    4. Проблемы одаренных детей

Выводы по первой главе

Глава 2. Практическая часть

«Возможности полимодального подхода в диагностике детской  одарённости»

 2.1. Методики и организация исследования

2.2. Анализ и интерпретация  данных исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы     

 

 

3

5

5

6

17

23

25

29

 

30

33

35

42

42

44


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Не смотря на огромное внимание, уделяемое  вопросу одаренности, это понятие  по-прежнему остается загадкой для  большинства  психологов, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Именно поэтому проблема одаренных детей сейчас очень актуальна.

Целью данной курсовой работы является раскрытие проблемы одаренности в психологии.

Задачи курсовой работы:

  1. Дать определение понятию одаренность.
  2. Рассмотреть виды и признаки одаренности.

3. Рассмотреть Факторы, влияющие на развитие одаренности.

4.Выделить проблемы одаренных детей.

По последним данным примерно пятая  часть детей в школьном возрасте, т.е. 20%, может быть отнесена к одаренным  детям. Но они, как правило, лишены необходимой  для развития их талантов поддержки. И поэтому  всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют  себя как одаренные.

А заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом: качественный скачек в развитии новых технологий повлек за собой  и резкое возрастание потребности  общества в людях, обладающих нестандартным  мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему (отметим, что именно такими потенциями обладают талантливые дети). Не случайно популярными стали слова знаменитого психолога, одного из лидеров гуманистической психологии К. Роджерса (1987 г.) о том, что « если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости». ([8], с.10).

Еще несколько  десятков лет С. Л. Рубинштейн писал: «Изучению одаренности посвящено  очень много работ. Однако полученные результаты никак не адекватны количеству затраченного на эти работы труда.

Это объясняется  ошибочностью исходных установок очень  многих из исследований и неудовлетворительностью  тех методик, которые в них  по большей части использовались.»  По прошествии многих лет появилось  несколько теорий по данному актуальному  в нашей жизни вопросу.

Актуальность  темы и необходимость изучения заключается  в том, что работать с одаренными детьми надо в другом «ключе», нежели с «простыми», надо немедленно развивать  их способности, чтобы они не изжили себя. 

Очень точно  актуальность проблемы одаренности  детей выразил П.В. Тюленев: «…от решения этого вопроса зависит  все будущее ребенка, счастье  семьи. Родители хотят знать правду и должны знать ее, несмотря на то, что она тщательно скрывалась».

Объект исследования: одаренность.

Предмет исследования: исследования детской одаренности в психологии.

Гипотеза: понятие одаренности еще не изучено до конца.

 

 

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Понятие одаренности

…сегодня общепризнано отсутствие единого

 научно обоснованного понятия  одаренности.

                                                                     Д. Б. Богоявленская

В.А. Аверин очень точно сделал заключение  о  проблеме одаренности в психологии: «Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность  традиционно занимает одно из ведущих  мест. Проблемы ее диагностики и  развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней  в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено  общественными потребностями».

Дадим определения понятия  «одаренность»:

Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. (А.Г. Маклаков). 

Общая одаренность — интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. (Ф. Гальтон).

Общая одаренность  – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность   является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Впервые предположение о существовании общей одаренности   выдвинул в середине XIX в. английский ученый Ф. Гальтон.  (В. Н. Дружинин).

Одаренность — это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях.

Специальная одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности, а общая одаренность – это одаренность к широкому кругу деятельностей или качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей.

1.2. Виды  и признаки одаренности

Современные концепции одаренности выделяют разные стороны, и даже виды интеллекта, соответственно различая виды одаренности. Так, например, Г. Гарднером были описаны  особенности проявлений и примеры  кинестетической, пространственной, логико-математической, музыкальной, лингвистической и  социальной одаренности, а в Мюнхенском исследовании продемонстрирована независимость  когнитивных факторов одаренности: интеллекта, креативности, социальной компетентности, музыкальных и сенсомоторных  способностей.

В одаренности  можно выделить как качественный, так и количественный аспект.

Анализ  качественных характеристик одаренности  предполагает выделение различных  качественно своеобразных видов  одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в  тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик  одаренности позволяет описать  степень выраженности психических  возможностей человека.

Среди критериев  выделения видов одаренности  можно выделить следующие:

1. Вид  деятельности и обеспечивающие  ее сферы психики.

2.Степень  сформированности.

3.Форма  проявлений.

4. Широта  проявлений в различных видах  деятельности.

5. Особенности  возрастного развития.

По критерию вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации. К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности.

В практической деятельности, в частности, можно  выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность. В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов. В художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Каждый  вид одаренности предполагает одновременное  включение всех уровней психической  организации с преобладанием  того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

Выделение видов одаренности по критерию видов  деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как  количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию  одаренности как системного качества. При этом деятельность, ее психологическая структура выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку разные компоненты одаренности у разных индивидуумов могут быть выражены в разной степени. Одаренность может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят скомпенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Особо яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, а также об интенсивности интеграционных процессов “внутри” субъекта, вовлекающих его личностную сферу.

Деятельность  всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения деятельности. Если цели личности лежат вне самой  деятельности, то деятельность выполняется  в лучшем случае добросовестно и  ее результат даже при блестящем  исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Если ребенок  что-то делает с любовью, он постоянно  совершенствует, реализуя все новые  замыслы, рожденные в процессе самой  работы. В результате новый продукт  его деятельности значительно превышает  первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело  место “развитие деятельности”.

По критерию “степень сформированности одаренности” можно дифференцировать: актуальную и потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Особую  категорию актуально одаренных  детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок - это ребенок  с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной  новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт  деятельности талантливого ребенка  оценивается экспертом (высококвалифицированным  специалистом в соответствующей  области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям  профессионального мастерства и  творчества.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

Выявление потенциальной одаренности требует  высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку  речь идет о еще несформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков, предпосылок. Интеграция способностей, необходимая  для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется  при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние  на исходные психические возможности  ребенка.

По критерию “форма проявления” можно говорить о: явной и скрытой одаренности.

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оценить “зону ближайшего развития” и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким “перспективным ребенком”. Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу “неперспективных” и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Нередко в “гадком утенке” никто не видит будущего прекрасного лебедя. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие “неперспективные дети” добиваются высочайших результатов.

Информация о работе Детская одаренность