Детская агрессия: хорошо или плохо?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:48, творческая работа

Описание

Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio – нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Обратите внимание, агрессия – это выражение эмоции, а эмоция – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих нас людей.

Работа состоит из  1 файл

Презентация агрессия .pptx

— 2.97 Мб (Скачать документ)

Детская агрессия: хорошо или плохо?  

Что такое  агрессия? 

 

Слово «агрессивность»  образовано от латинского aggressio – нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Обратите внимание, агрессия – это выражение эмоции, а эмоция – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить. Нередко дети слышат от родителей: «Перестань злиться!», «Хватит кричать!». Ребенок получает послание, что он испытывает что-то нехорошее, что он не должен это испытывать, что это плохо. Теперь он будет стараться подавить злость и гнев, а так как это не будет получаться, он будет чувствовать вину за испытываемые естественные чувства.

Причины 
                детской 
агрессивности

«Семейные»  причины

 

    • Неприятие детей родителями
    • Безразличие или враждебность со стороны родителей
    • Разрушение эмоциональных связей в семье
    • Неуважение к личности ребенка
    • Чрезмерный контроль или полное отсутствие его
    • Избыток или недостаток внимания со стороны родителей
    • Запрет на физическую активность
    • Отказ в праве на личную свободу

 

«Личные»  причины  

 

    • Подсознательное ожидание опасности
    • Неуверенность в собственной безопасности
    • Личный отрицательный опыт
    • Эмоциональная нестабильность
    • Недовольство собой
    • Повышенная раздражительность
    • Чувство вины

 

Ситуативные причины

 

    • Плохое самочувствие, переутомление
    • Влияние продуктов питания
    • Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха

 

Рекомендации по общению с агрессивным  ребенком

1.Спокойное  отношение в случае незначительной агрессии. 

 

    • полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ  прекращения нежелательного поведения;
    • выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
    • переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
    • позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

 

2. Акцентирование  внимания на поступках (поведении), а не на личности.  

 

    • констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
    • констатирующий вопрос ("ты злишься?");
    • раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");
    • обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
    • апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

 

3. Контроль над собственными  негативными эмоциями. 
 
 
 
 

 

Когда взрослый человек управляет  своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение  ребенка, сохраняет с ним хорошие  отношения и демонстрирует, как  нужно взаимодействовать с агрессивным  человеком.

 

4. Снижение напряжения ситуации

 

    • не повышать голос, не менять тон на угрожающий;
    • не демонстрировать власть ("Будет так, как я скажу");
    • не кричать;
    • не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти,
    • перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
    • не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
    • не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей;
    • не использовать физическую силу;
    • не втягивать в конфликт посторонних людей;
    • не настаивать на своей правоте;
    • не читать нотации, проповеди;
    • не делать обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";
    • не сравнивать ребенка с другими детьми - не в его пользу.

5. Обсуждение проступка.  

 

    • Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся

 

6. Сохранение положительной репутации ребенка 

 

    • публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
    • не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
    • предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

 

7. Демонстрация модели неагрессивного  поведения 

 

    • пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
    • внушение спокойствия невербальными средствами;
    • прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
    • использование юмора;
    • признание чувств ребенка.

 

8. Предупреждение агрессивных действий  детей  

 

    • никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;
    • в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;
    • если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее;
    • если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”.
    • изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.

 

9. Обращение с ребенком после  агрессивного поведения: 

 

    • подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;
    • искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;
    • следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;
    • придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т.д.)

 

10. Обучение ребенка техникам  и способам управления собственным  гневом. Развитие контроля над  деструктивными эмоциями.  

 

    • Комкать и рвать бумагу.
    • Бить подушку или боксерскую грушу.
    • Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
    • Втирать пластилин в картонку или бумагу.
    • Посчитать до десяти.
    • Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
    • Вода хорошо снимает агрессию.

 

Помогите ребенку справиться с  агрессией!

 

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства  детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности  в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в  дальнейшем развитии ребенка возникнут  проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию  индивидуального потенциала. Дети нуждаются  в коррекции агрессивности, поскольку  она искажает их представление о  реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение  к себе. 

Проверьте агрессивность своего ребенка   
(Положительный ответ – 1 балл): 

 

1. Временами кажется, что в  него вселился злой дух.  
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.  
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.  
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.  
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.  
6. Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение.  
7. Он не прочь подразнить животных.  
8. Переспорить его трудно.  
9. Очень сердиться, когда ему кажется, что над ним подшучивают.  
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.  
11. В ответ на обычные распоряжения, стремиться сделать всё наоборот.  
12. Часто не по возрасту ворчлив.  
13. Воспринимает себя, как самостоятельного и решительного.  
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.  
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение.  
16. Легко ссорится, вступает в драку.  
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.  
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.  
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.  
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. 

Высокая агрессивность – 15 - 20 баллов.   
Средняя - 7 – 14 баллов.  
Низкая - 1 -6 баллов.   

Игры для снижения агрессивности  детей

 

«Игрушка в кулаке»

Попросите ребенка закрыть глаза. Дайте ребенку в руку какую-нибудь красивую игрушку, конфетку. Теперь попросите его сильно-сильно сжать кулак и подержать так какое-то время. После этого пусть ребенок раскроет ручку и увидит красивую игрушку. Игра способствует снятия напряжения и переключает на положительные эмоции.

«Кошка злая и добрая»

 Предложите ребенку изобразить злую кошку, помогите ему использовать все признаки злости. Пусть «кошка» выгнет спину, зарычит и так далее. Когда это получится, предложите ребенку теперь изобразить добрую кошку. Убедитесь, что ребенок расслабился, что у него изменилось выражение лица.

«Мешочек гнева»

Если ребенок склонен к агрессивному поведению, заведите дома «мешочек гнева», чтобы ребенок мог воспользоваться им для выражения своих агрессивных эмоций. Для этого возьмите обыкновенный воздушный шарик (найдите как можно прочнее), но вместо того, чтоб надуть его, насыпьте туда муку, песок либо какую-то мелкую крупу (примерно полстакана). После чего хорошенько завяжите шарик. Теперь познакомьте ребенка с новой игрушкой, объяснив, что «мешочек гнева» нужно использовать каждый раз, когда на кого-то злишься. Его можно кидать, бить им о стену или об стол. Детям обычно очень нравится это занятие.  

«Тух-тиби-дох»

Когда ребенок напряжен и зол на кого-то, предложите ему такую игру. Нужно ходить по комнате и как можно злее говорить одну фразу «Тух-тиби-дух». Подбадривайте ребенка, чтобы он говорил эту фразу как можно агрессивнее, выражая в ней всю свою злость и напряжение. Вы увидите, что упражнение принесло свои плоды, когда ребенок больше не сможет говорить эту фразу со злостью, так ему будет смешно.


Информация о работе Детская агрессия: хорошо или плохо?