Дети с СДВГ общая характеристика, характеристика развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - это патологическое состояние, которое в значительной степени свойственно контингенту детей, не готовых к школьному обучению или имеющих школьную дизадаптацию в начальных классах. Дети с ММД имеют не только типичные трудности в учебе, но и отклонения в развитии. Их поведение не соответствует возрастной норме, поэтому в школе они обычно не достигают результатов, соответствующих их способностям.

Работа состоит из  1 файл

СДВГ.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

     1. Общая характеристика  детей с СДВГ

     1.1. Феномен гиперактивности

      Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - это патологическое состояние, которое в значительной степени свойственно контингенту  детей, не готовых к школьному  обучению или имеющих школьную дизадаптацию в начальных классах. Дети с ММД  имеют не только типичные трудности в учебе, но и отклонения в развитии. Их поведение не соответствует возрастной норме, поэтому в школе они обычно не достигают результатов, соответствующих их способностям. Ребенок с ММД, имеющий нормальные способности, не в состоянии приобретать необходимые знания, что особенно ярко выражено в младшем школьном возрасте.

      Официально  термин «минимальная мозговая дисфункция»  был введен в 1962 г. На специальной  международной конференции в  Оксфорде, на которой было принято  решение существующий ранее термин «минимальное мозговое повреждение» заменить термином «минимальная мозговая дисфункция». С тех пор это название получило официальный статус в медицинской литературе.

      В работах отечественной неврологической  школы ММД рассматривается как патологическое состояние головного мозга, проявляющееся разнообразными факторами: нарушениями поведения, трудностями школьного поведения, неврозоподобпыми и гиперкинетическими проявлениями. В МКБ-Х минимальная мозговая дисфункция рассматривается в рамках гиперкинетических расстройств.

      В зарубежной литературе в настоящее  время из этого патологического  состояния выделен самостоятельный  синдром, который чаще обозначается как «синдром дефицита внимания»  или «синдром дефицита внимания с  гинерактивностью». Отечественные исследователи всегда стремились рассматривать данное патологическое состояние интегрировано, что послужило основанием сохранить термин «минимальная мозговая дисфункция» в

      неврологической практики, а термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» рассматривается  как одно из проявлений этого заболевания.

      СДВГ  проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Кроме того, для большинства детей с СДВГ характерна двигательная неловкость, неуклюжесть. В младшем возрасте окружающие ребенка взрослые в первую очередь отмечают его необычно высокую двигательную активность. Когда такой ребенок становится старше и поступает в школу, у пего возникают новые сложности. Именно в школьные годы чаше всего становятся очевидными нарушения внимания в связи с повышением требований к данной функции в процессе обучения, а также трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка, нарушения поведения, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе с одноклассниками и учителями.

      Большинство исследователей отмечают три основных блока проявлений СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность.

      Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Многие дети с СДВГ отличаются от сверстников  высокой активностью уже в первый-второй годы жизни. Часто родителя говорят, что дети начинают ходить с некоторым опережением обычных сроков. После этого их невозможно удержать от постоянных перемещений по дому, где они забираются повсюду, куда только могут, и хватают руками все, что оказывается перед глазами, при этом многие вещи портятся и ломаются. Нельзя оставить ребенка без присмотра, чтобы он не оказался в какой-нибудь опасной ситуации или получить травму. Ребенок с СДВГ растет, но остается чрезвычайно подвижным. Он все время находится в движении. Избыточная моторная активность всегда бывает бесцельной и не соответствует требованиям конкретной обстановки. Именно поэтому поведение детей с СДВГ обычно расценивается как незрелое, свойственное детям более младшего возраста. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25 - 30 % выше нормы. Они двигаются даже во сие.

      Кроме того, гиперактивность характеризуется  слабым развитием тонкой моторной координации  и постоянными, беспорядочными, неловкими  движениями, вызванными информированностью межполушарного взаимодействия и высоким  уровнем адреналина в крови. Для  гиперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.

      Любой психический процесс может быть полноценно развит только при условии  сформированности внимания. Л.С. Выготский отмечал, что внимание играет огромную роль для процессов абстракции, мышления, мотивации, направленной активности.

      Нарушения внимания наиболее отчетливо проявляются  с началом школьного обучения. Дефицит внимания является причиной плохого выполнения уроков в школе. Наибольшие трудности дети с СДВГ испытывают при выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания. Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия па другое. Они избегают тех видов заданий, которые связаны с долговременными интеллектуальными усилиями сосредоточениям вниманием. Однако показатели внимания детей с СДВГ" также подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами. Родители часто отмечают, что во время любимых игр и занятий дети не только успешно справляются с ними, но и удерживают внимание до нескольких часов. Наряду с концентрацией внимания этим детям свойственна выраженная отвлекаемость. Они отвлекаются па любые раздражители, появляющиеся непосредственно в ходе выполнения того или иного задания. Таким образом, нарушения внимания проявляются в трудностях его удерживания, в снижении избирательности внимания, выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного задания на другое.

      Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей.

      Характерный признак СДВГ импульсивность, или  слабость контроля импульсов, т.е. ребенок  поступает в соответствии со своими желаниями, не учитывая при этом возможных последствий своих поступков. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети, не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны. Ребенок выходит из себя, если ход событий или поведение других людей осуществляется не так, как ему хотелось. В более старшем возрасте импульсивность у детей с СДВГ проявляется в трудностях планирования своих действий и логических рассуждений. Дети с СДВГ понимают, что сначала надо подумать, а обдумать ситуацию, а потом действовать, по поступать именно так они не в состоянии. Импульсивность отражается в трудностях соблюдения правил поведения, поступки детей отличаются порывистостью и необдуманностью. Поэтому их поведение приобретает непоследовательный, беспорядочный характер. По сравнению с другими детьми они нуждаются в более пристальном контроле со стороны родителей и педагогов. Все они делают без специального умысла, однако у них повышен риск т травматизации. Для успешного выполнения тех или иных заданий детям с СДВГ требуются частые, немедленные, предсказуемые и существенные для них поощрения. В результате импульсивности и нарушений внимания они затрачивают на обычные задания гораздо больше времени, чем их сверстники. Особенные сложности они испытывают в ходе продолжительной и монотонной работе. У детей с СДВГ чаще, чем у других детей встречаются энурез и энкопрез, многие авторы считают, что это связано тоже с присущей этим детям импульсивностью. Дети не в состоянии контролировать себя, удержаться от антисоциальных поступков. В ходе последующих разбирательств они, как правило, проявляют простодушие, не могут схитрить, крайне наивно объясняют мотивы своих действий.

      К подростковому возрасту, повышенная двигательная активность в большинстве  случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются.

      Еще одной характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей  является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 мин., затем 3-7 мин. Мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 10-15 мин. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности.

      В результате коррекции при помощи реципрокорных (перекрестных, разнонаправленных) двигательных упражнений поврежденная ткань в вестибулярном аппарате может заменяться новой по мере того, как развиваются и миелинизируются новые нервные сети. В настоящее время установлено, что двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей с СДВГ, приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции. Перечисленные нарушения ведут к возникновению трудностей в освоении чтения, письма и счета. Заваденко Н.Н. отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны дислексия, дисграфия, для 61% детей - признаки дискалькулии. В психическом развитии наблюдаются задержки на 1.5 - 1.7 г.

      Вместе  с тем Гиперактивные часто  обладают неординарными способностями  в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию. Среди гиперактивных детей могут быть и одаренными. Как пишет Сиротюк А.Л., что у детей с СДВГ отмечается два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5 - 10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй 12 - 15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5 - 7 и 9 - 10 лет - критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. Активизация СДВГ в 12 - 15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношениях к учебе.

      Среди мальчиков СДВГ диагностируется  в 2 - 3 раза чаще, чем среди девочек. У девочек более выражены социальная дизадаптация, учебные трудности, личные расстройства. 

      1.2. Этиология и патогенез  СДВГ

      Этиология и патогенез синдрома дефицита внимания окончательно не выяснены, несмотря на большое количество исследований. Однако на современном этапе исследования СДВГ считаются доминирующими следующие группы факторов в развитии синдрома:

  • генетические факторы
  • повреждение ЦНС во время беременности и родов
  • генетическая предрасположенность
  • социально-психологические факторы
  • сочетания ряда неблагоприятных причин

      По  результатам исследования Заваденко  Н.Н. возникновение СДВГ из-за раннего  повреждения ЦНС в период беременности и родов встречается в 85% случаев, генетические причины в 57% случаев, негативное действие внутрисемейных факторов - в 63 % случаев. Характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.

      Причинами раннего повреждения ЦНС во время  беременности и родов могут служить:

  • недостаточное питание матери во время беременности
  • токсикозы в ранние сроки беременности
  • отравление свинцом органические повреждения мозга
  • внутриматочные дефекты
  • наркотическое отравление плода во время пренатального развития курение матери во время беременности
  • принятие алкоголя матерью во время беременности
  • хроническая внутриутробная гипоксия
  • травматизация во время родов
  • эмоциональные травмы матери во время беременности
  • обвитие пуповины
  • кровотечения

      Многие  отмечают, что одной из самой распространенной причин отклонений в обучении и поведении  является родовая травма шейных отделов позвоночника. Она не диагностируется своевременно, что приводит к возникновению синдромов несформированности или дефицитарности головного мозга в онтогенезе. Некоторые исследователи выделяют так же недостаток пренатальных связей с матерью. Многие дети с симптомами неспособности к обучению появились на свет при осложненных родах, а среди недоношенных детей эти симптомы обычны.

      При ММД задевается подкорковые структуры  мозга и ствол. Одна из гипотез  возникновения ММД - происходит задержка, понижение активности подкорковых зон головного мозга, Вследствие чего ребенок себя растормаживает. Кора плохо регулирует подкорковую зону, активность лобных долей тоже снижена. Так как мозг активно развивается до 3 лет, то наиболее лучшие результаты будут в этот период, но в этом возрасте невозможно еще поставить диагноз СДВГ.

      В настоящее время специалистами  многих стран ведутся нейрофизиологические, нейропсихологические и биологические  исследования детей с СДВГ. Проводимые электроэнцефалографические исследования выявляют изменения биоэлектрической активности головного мозга, нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость системы регуляции внимания, незрелость системы коркового торможения и т.д. Нейропсихологические исследования детей гиперактивных детей выявляют их низкий психический статус повышенную истощаемость, трудности в освоении чтения и письма. Есть мнения, что решающую роль в патогенезе этих нарушений играет все же генетическая предрасположенность, а степень тяжести, сопутствующая симптоматика и продолжительность течения тесно связаны с влиянием среды (Barkley, 1989).

Информация о работе Дети с СДВГ общая характеристика, характеристика развития речи