Депрессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования состоит в изучение аспектов депрессии в жизни людей.
Задачи исследования:
1. выявить специфику депрессивных состояний;
2. проанализировать различные способы лечения и выхода из депрессии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы понятия депрессия………………………..… 4
1.1 Статистистичексие данные по возникновению депрессии…………….... 5
1.2 Типичные признаки депрессивных состояний……………………………. 6
1.3 Необходимость лечения депрессии………………………………………... 7
Глава 2. Научные знания о депрессии……………………………………..….. 9
2.1 Современные представления о причинах депрессий……………………… 10
Глава 3. Биологическая и психотерапевтическая помощь при депрессиях…. 11
3.1 Медикаментозное лечение…………………………………………………... 11
3.2 Психотерапия, как один из методов оздоровления……………………..… 12
3.3 Помощь близких людей в преодолении депрессий……………………….. 13
Глава 4. Когнитивная терапия депрессии…………………………………….. 15
Список литературы………………………………………………………………. 19

Работа состоит из  1 файл

Курсовая, Психолого-педагогическая коррекция.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

     Когнитивная психотерапия представляет собой синтез обоих вышеназванных подходов и  соединяет в себе их преимущества. Она сочетает работу с актуальными  жизненными трудностями и поведенческими симптомами депрессии и работу с их внутренними психологическими источниками (глубинными представлениями и убеждениями). В качестве основного психологического механизма депрессии в когнитивной психотерапии рассматривается, так называемое негативное мышление, которое выражается в склонности депрессивных больных рассматривать все происходящее с ними в негативном свете. Изменение такого способа мышления требует тщательной индивидуальной работы, которая направлена на развитие более реалистичного и оптимистичного взгляда на себя, на мир и на будущее.

     Дополнительными формами психотерапии депрессий  являются семейное консультирование и  групповая психотерапия (но не любая, а специально направленная на помощь депрессивным пациентам). Их привлечение  может оказать существенную помощь в лечении и реабилитации [с. 192].

       Барьеры психологической помощи:

     1.  Низкая информированность людей о том, что такое психотерапия.

     2.  Страх посвящения постороннего человека в личные, интимные переживания.

     3.  Скептическое отношение к тому, что "разговоры" могут дать ощутимый лечебный эффект.

     4.  Представление о том, что с психологическими трудностями нужно справляться самому, а обращение к другому человеку является признаком слабости.

     В современном обществе психотерапия является признанным, эффективным методом помощи при различных психических нарушениях. Так, курс когнитивной психотерапии значительно снижает риск повторения депрессии. Современные методы психотерапии ориентированы на краткосрочную (10-30 сеансов в зависимости от тяжести состояния) эффективную помощь. Вся информация, которую психотерапевт получает на сеансе, строго конфиденциальна, и остается в тайне. Профессиональный психотерапевт специально подготовлен к работе с тяжелыми переживаниями и трудными жизненными ситуациями других людей, он умеет их уважать и оказывать помощь в совладании с ними. У каждого человека в жизни бывают ситуации (например, такие как болезнь), с которыми он не может справиться самостоятельно. Умение обратиться за помощью и принять ее является признаком зрелости и рациональности, а не слабости [с. 240].  

3.3 Помощь близких  людей в преодолении  депрессий. 

     Поддержка близких людей, даже когда больной  не выражает заинтересованности в ней, очень важна для преодоления  депрессии.

     В связи с этим можно дать следующие советы родственникам больных:

  • помните, что депрессия - это болезнь, при которой нужно сочувствие, но ни в коем случае нельзя погружаться в болезнь вместе с больным, разделяя его пессимизм и отчаяние. Нужно уметь сохранять определенную эмоциональную дистанцию, все время напоминая себе и больному, что депрессия - это преходящее эмоциональное состояние;
  • исследования показали, что депрессия особенно неблагоприятно протекает в тех семьях, где делается много критических замечаний в адрес больного. Старайтесь дать понять больному, что его состояние - это не его вина, а беда, что он нуждается в помощи и лечении;
  • старайтесь не концентрироваться на болезни близкого человека и привносить положительные эмоции в свою жизнь и в жизнь семьи. По возможности старайтесь вовлечь больного в какую-то полезную активность, а не отстранять его от дел [с. 40].

Глава IV. Когнитивная терапия  депрессии.

     Когнитивная психотерапия (англ. Cognitive therapy) — одно из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в возникновении различного рода психологических проблем и психических отклонений (например, депрессии).

     Когнитивный подход (в психологии) [англ. cognitive — познавательный, лат. cognitio — знание, познание] — современный подход в психологических исследованиях, в рамках которого предполагается, что основную роль в поведении человека играют знания, или репрезентации объектов внешнего мира.

     Одни психотерапевтические методы используют в этом плане выражение теплоты и симпатии, другие – «дать выйти гневу», интерпретировать «потребность страдать», советовать больному принимать себя таким, «какой он есть», поощрять выражать свое чувство вины или уныния. Однако эти разговоры часто приводят только к усилению депрессии: больные смиряются со сниженной самооценкой и собственным пессимизмом, это усиливает уныние, пассивность и самобичевание.

     А. Бек осуществляет подбор методик  под конкретные черты личности и его депрессивного синдрома.

     В рамках такого дифференцированного  подхода на настроение и поведение  наиболее эффективно влияют когнитивные  и бихевиористские методики.

     В рамках когнитивного подхода к проблеме депрессивного больного следует  подходить с позиции процесса познания. Признаки депрессии можно рассматривать как выражение некого сдвига в системе познания депрессивного больного. Из-за этого он склонен отрицательно рассматривать себя, свои ощущения и жизненный опыт, а также свое будущее. Мысленно он расценивает себя как «проигравшего». Ему кажется, что он потерял что-то ценное в области межличностных связей, что ему не удалось чего-то достигнуть. Во-вторых, он ожидает отрицательного исхода любой деятельности, которую бы он предпринял. Поэтому у него нет мотивации, ставить перед собой цели, и он избегает участия в какой-либо «конструктивной» деятельности. Он не ожидает от своего будущего ни удовлетворения, ни достижений. В-третьих, видит себя человеком второго сорта, неумелым, недостойным и социально отверженным. Вследствие этого появляются и другие симптомы депрессии: уныние, пассивность, самобичевание, неспособность испытать удовольствие. Все это создает порочный круг.

     Когнитивный подход к нейтрализации депрессии  состоит из методик, помогающих больному видеть в себе уверенного «победителя», а не беспомощного «проигравшего» [с. 201].

     Психотерапевт может начать с любых симптомов  – эмоциональных, мотивационных, когнитивных, поведенческих или психологических, и сосредоточить свое внимание на их устранении.

     Конкретные  проблемы депрессивного больного комплексны и здесь существует три уровня:

     1) наблюдаемое анормальное поведение или симптом (быстрая утомляемость, склонность к слезам, угроза самоубийства);

     2) лежащие в их основе мотивационные расстройства (желание избежать деятельности, уйти из жизни);

     3) лежащая в основе этих мотиваций совокупность когнитивных элементов, например, что стремиться к цели бесполезно, что впереди нет радостей, что он проигравший.

     Выбор методик зависит от ряда факторов. От психотерапевта требуется выслушать больного и достичь соглашения в том, какую именно проблему взять в качестве мишени вмешательства и какие методы использовать. Например: «постепенное усложнение заданий» или «лечение успехом».

     План  вовлечения больного в ту или иную деятельность должен усиливать его мотивацию и также поднимать чувство собственного достоинства. Когда больной достигает определенной цели, это изменяет его отношение к себе, и его оптимизм усиливается.

     Итак, все более эффективное поведение  усиливает мотивацию – повышается эффективность поведения.

     Восприятие  больным значимой прибавки к своей  личной сфере стимулирует приятные чувства. Однако, из-за депрессивной тенденции принижать или недооценивать положительные события, больной отсеивает многие такие события из памяти, хотя они составляют его положительный опыт. Когда это происходит, следует обсуждать с ним его избирательное игнорирование положительных событий – на этот аспект должны быть направлены специальные когнитивные методики [с. 156].

     Собственно когнитивные техники обычно представлены заполнением «протокола негативных мыслей», предусматривающего не только достаточно подробное описание ситуации, в которой возникают негативные чувства, оценку их выраженности, выделение негативных мыслей, но и активное опровержение последних. Аарон бек и Альберт Эллис разработали на этих принципах свой метод лечения  депрессий, и он успешно применяется многими психотерапевтами и в настоящее время. По данным многих авторов, одним из важных моментов формирования депрессии является завышенное стремление к совершенству – перфекционизм. Было обнаружено соответствие между выраженностью этого признака и глубиной депрессии. В контексте вышесказанного когнитивная терапия направлена на коррекцию установок и чрезмерного стремления к совершенству. Когнитивная терапия достаточно эффективна так же при депрессиях, сочетающихся с паническими атаками. Среди когнитивных техник так же  популярна техника  реатрибуции. Ее целью становится выявление всех факторов, которые могли бы повлиять на исход событий. Подразумевается обзор фактов,  вызвавших излишнюю самокритику пациента и оспаривается его убежденность , что он на 100% ответственен за развитие неблагоприятной ситуации. Далее следует совместный с психотерапевтом поиск альтернативных решений проблемы. Комплайенс – это уровень сотрудничества врача и клиента, степень доверия их друг другу. Иногда, клиент внешне соглашается с психотерапевтом, но на практике не выполняет его предписаний и назначений. Это – нонкомплайенс ( не выполнение, не сотрудничество ). Повышение уровня комплайенс, как и психообразование лиц, страдающих депрессией, а так же формирование у пациента навыков оказания помощи самому себе, - является важнейшей задачей врача в рамках когнитивной психотерапии депрессий [с. 77].

     Когнитивная психотерапия лучше всего зарекомендовала  себя в лечении депрессий, тревоги, фобий, панических атак. В основе когнитивного подхода лежит утверждение: "Эмоции и поведение человека определяются тем, как он оценивает мир". Т. е. если в глубинах подсознания у человека есть убеждение "мир недружелюбен", то и поведение его и эмоции будут соответствующими: как можно хорошо и комфортно чувствовать себя в том месте, где к тебе заранее плохо относятся?

     Но  мало кто готов признать наличие  у себя такого убеждения, а между тем именно оно, или подобное ему, приводит к развитию тревоги и депрессии. Выявление этих базовых установок, их коррекция и выработка нового способа мышления и есть задача, которую совместно на сеансах успешно решают психотерапевт и пациент.

     На  первых сеансах пациент объясняется  взаимосвязь мыслей, эмоций, поведения  на примере его собственного опыта. Далее учат распознавать, отслеживать, фиксировать свои негативные мысли  в специальном "Дневнике автоматических мыслей". После этого, совместно с терапевтом, записанные автоматические мысли анализируются и выявляются, иррациональные (неправильные и нелогичные). Специальными техниками работы с автоматическими мыслями выявляются базовые убеждения: в нашем примере это было базовое убеждение "Мир недружелюбен". Следующий этап - коррекция иррационального базового убеждения и выработка нового, адекватного и реалистичного.

     В ходе всей этой работы ответственность  за собственное состояние постепенно передается в руки самого пациента. А к окончанию терапии пациент начинает играть роль психотерапевта по отношению к самому себе, самостоятельно подвергая сомнению, собственные прогнозы или выводы, умело проводя их коррекцию [с. 160].

     Курс  когнитивной психотерапии, как правило, состоит из  15-25 сессий с интервалом 1-2 раза в неделю на начальных этапах, 1 раз в неделю на последующих, на последних этапах возможны встречи 1 раз в 2 недели. После окончания курса рекомендуется "бустерная терапия" - посещение психотерапевта по необходимости 3-4 раза в год - для отслеживания состояния и получения дальнейших уточнений и домашних заданий. 
 

Заключение. 

     Джемисон  пишет о том, как себя ощущает  человек, находящийся в депрессии: "Депрессия кровоточит в отношениях с людьми подозрительностью, отсутствием  доверия и самоуважения, неспособностью радоваться жизни, нормально двигаться и говорить, истощением, дневными и ночными кошмарами… Она навевает на вас переживания о том, каково быть старым, дряхлым и больным, каково умирать; что значит быть тугодумом, непривлекательным, плохо воспитанным, неловким, уродливым, не верить в возможности, которые дает жизнь, в изысканность музыки или в способность рассмешить себя и других".

     Депрессия не является признаком слабости характера - это самая настоящая болезнь, которая нередко требует медицинского вмешательства, это не то, что приходит и уходит. Это не просто плохое настроение, которое пройдет через неделю-другую. Люди, страдающие депрессией, описывают это переживание как невыносимое для души ощущение безнадежности и отчаяния, словно у них отсутствует "я". Все, что они видят, чувствуют и переживают, окутано черной тучей. Деревья и цветы весной, которые для всех остальных являются символом надежды и любви, могут пробудить в страдающем депрессией человеке образы тления и распада. В самом деле, такой человек может почувствовать, что погряз в отвращении к себе и неукротимой боли, и постоянно думать о смерти и самоубийстве.

Информация о работе Депрессия