Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:50, курсовая работа
Цель данного исследования состоит в изучение аспектов депрессии в жизни людей.
Задачи исследования:
1. выявить специфику депрессивных состояний;
2. проанализировать различные способы лечения и выхода из депрессии.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы понятия депрессия………………………..… 4
1.1 Статистистичексие данные по возникновению депрессии…………….... 5
1.2 Типичные признаки депрессивных состояний……………………………. 6
1.3 Необходимость лечения депрессии………………………………………... 7
Глава 2. Научные знания о депрессии……………………………………..….. 9
2.1 Современные представления о причинах депрессий……………………… 10
Глава 3. Биологическая и психотерапевтическая помощь при депрессиях…. 11
3.1 Медикаментозное лечение…………………………………………………... 11
3.2 Психотерапия, как один из методов оздоровления……………………..… 12
3.3 Помощь близких людей в преодолении депрессий……………………….. 13
Глава 4. Когнитивная терапия депрессии…………………………………….. 15
Список литературы………………………………………………………………. 19
Когнитивная психотерапия представляет собой синтез обоих вышеназванных подходов и соединяет в себе их преимущества. Она сочетает работу с актуальными жизненными трудностями и поведенческими симптомами депрессии и работу с их внутренними психологическими источниками (глубинными представлениями и убеждениями). В качестве основного психологического механизма депрессии в когнитивной психотерапии рассматривается, так называемое негативное мышление, которое выражается в склонности депрессивных больных рассматривать все происходящее с ними в негативном свете. Изменение такого способа мышления требует тщательной индивидуальной работы, которая направлена на развитие более реалистичного и оптимистичного взгляда на себя, на мир и на будущее.
Дополнительными формами психотерапии депрессий являются семейное консультирование и групповая психотерапия (но не любая, а специально направленная на помощь депрессивным пациентам). Их привлечение может оказать существенную помощь в лечении и реабилитации [с. 192].
Барьеры психологической помощи:
1. Низкая информированность людей о том, что такое психотерапия.
2. Страх посвящения постороннего человека в личные, интимные переживания.
3. Скептическое отношение к тому, что "разговоры" могут дать ощутимый лечебный эффект.
4. Представление о том, что с психологическими трудностями нужно справляться самому, а обращение к другому человеку является признаком слабости.
В
современном обществе психотерапия
является признанным, эффективным методом
помощи при различных психических нарушениях.
Так, курс когнитивной психотерапии значительно
снижает риск повторения депрессии. Современные
методы психотерапии ориентированы на
краткосрочную (10-30 сеансов в зависимости
от тяжести состояния) эффективную помощь.
Вся информация, которую психотерапевт
получает на сеансе, строго конфиденциальна,
и остается в тайне. Профессиональный
психотерапевт специально подготовлен
к работе с тяжелыми переживаниями и трудными
жизненными ситуациями других людей, он
умеет их уважать и оказывать помощь в
совладании с ними. У каждого человека
в жизни бывают ситуации (например, такие
как болезнь), с которыми он не может справиться
самостоятельно. Умение обратиться за
помощью и принять ее является признаком
зрелости и рациональности, а не слабости
[с. 240].
3.3
Помощь близких
людей в преодолении
депрессий.
Поддержка близких людей, даже когда больной не выражает заинтересованности в ней, очень важна для преодоления депрессии.
В связи с этим можно дать следующие советы родственникам больных:
Когнитивный подход (в психологии) [англ. cognitive — познавательный, лат. cognitio — знание, познание] — современный подход в психологических исследованиях, в рамках которого предполагается, что основную роль в поведении человека играют знания, или репрезентации объектов внешнего мира.
Одни психотерапевтические методы используют в этом плане выражение теплоты и симпатии, другие – «дать выйти гневу», интерпретировать «потребность страдать», советовать больному принимать себя таким, «какой он есть», поощрять выражать свое чувство вины или уныния. Однако эти разговоры часто приводят только к усилению депрессии: больные смиряются со сниженной самооценкой и собственным пессимизмом, это усиливает уныние, пассивность и самобичевание.
А. Бек осуществляет подбор методик под конкретные черты личности и его депрессивного синдрома.
В рамках такого дифференцированного подхода на настроение и поведение наиболее эффективно влияют когнитивные и бихевиористские методики.
В рамках когнитивного подхода к проблеме депрессивного больного следует подходить с позиции процесса познания. Признаки депрессии можно рассматривать как выражение некого сдвига в системе познания депрессивного больного. Из-за этого он склонен отрицательно рассматривать себя, свои ощущения и жизненный опыт, а также свое будущее. Мысленно он расценивает себя как «проигравшего». Ему кажется, что он потерял что-то ценное в области межличностных связей, что ему не удалось чего-то достигнуть. Во-вторых, он ожидает отрицательного исхода любой деятельности, которую бы он предпринял. Поэтому у него нет мотивации, ставить перед собой цели, и он избегает участия в какой-либо «конструктивной» деятельности. Он не ожидает от своего будущего ни удовлетворения, ни достижений. В-третьих, видит себя человеком второго сорта, неумелым, недостойным и социально отверженным. Вследствие этого появляются и другие симптомы депрессии: уныние, пассивность, самобичевание, неспособность испытать удовольствие. Все это создает порочный круг.
Когнитивный подход к нейтрализации депрессии состоит из методик, помогающих больному видеть в себе уверенного «победителя», а не беспомощного «проигравшего» [с. 201].
Психотерапевт
может начать с любых симптомов
– эмоциональных, мотивационных, когнитивных,
поведенческих или
Конкретные проблемы депрессивного больного комплексны и здесь существует три уровня:
1) наблюдаемое анормальное поведение или симптом (быстрая утомляемость, склонность к слезам, угроза самоубийства);
2) лежащие в их основе мотивационные расстройства (желание избежать деятельности, уйти из жизни);
3) лежащая в основе этих мотиваций совокупность когнитивных элементов, например, что стремиться к цели бесполезно, что впереди нет радостей, что он проигравший.
Выбор методик зависит от ряда факторов. От психотерапевта требуется выслушать больного и достичь соглашения в том, какую именно проблему взять в качестве мишени вмешательства и какие методы использовать. Например: «постепенное усложнение заданий» или «лечение успехом».
План вовлечения больного в ту или иную деятельность должен усиливать его мотивацию и также поднимать чувство собственного достоинства. Когда больной достигает определенной цели, это изменяет его отношение к себе, и его оптимизм усиливается.
Итак,
все более эффективное
Восприятие больным значимой прибавки к своей личной сфере стимулирует приятные чувства. Однако, из-за депрессивной тенденции принижать или недооценивать положительные события, больной отсеивает многие такие события из памяти, хотя они составляют его положительный опыт. Когда это происходит, следует обсуждать с ним его избирательное игнорирование положительных событий – на этот аспект должны быть направлены специальные когнитивные методики [с. 156].
Собственно когнитивные техники обычно представлены заполнением «протокола негативных мыслей», предусматривающего не только достаточно подробное описание ситуации, в которой возникают негативные чувства, оценку их выраженности, выделение негативных мыслей, но и активное опровержение последних. Аарон бек и Альберт Эллис разработали на этих принципах свой метод лечения депрессий, и он успешно применяется многими психотерапевтами и в настоящее время. По данным многих авторов, одним из важных моментов формирования депрессии является завышенное стремление к совершенству – перфекционизм. Было обнаружено соответствие между выраженностью этого признака и глубиной депрессии. В контексте вышесказанного когнитивная терапия направлена на коррекцию установок и чрезмерного стремления к совершенству. Когнитивная терапия достаточно эффективна так же при депрессиях, сочетающихся с паническими атаками. Среди когнитивных техник так же популярна техника реатрибуции. Ее целью становится выявление всех факторов, которые могли бы повлиять на исход событий. Подразумевается обзор фактов, вызвавших излишнюю самокритику пациента и оспаривается его убежденность , что он на 100% ответственен за развитие неблагоприятной ситуации. Далее следует совместный с психотерапевтом поиск альтернативных решений проблемы. Комплайенс – это уровень сотрудничества врача и клиента, степень доверия их друг другу. Иногда, клиент внешне соглашается с психотерапевтом, но на практике не выполняет его предписаний и назначений. Это – нонкомплайенс ( не выполнение, не сотрудничество ). Повышение уровня комплайенс, как и психообразование лиц, страдающих депрессией, а так же формирование у пациента навыков оказания помощи самому себе, - является важнейшей задачей врача в рамках когнитивной психотерапии депрессий [с. 77].
Когнитивная психотерапия лучше всего зарекомендовала себя в лечении депрессий, тревоги, фобий, панических атак. В основе когнитивного подхода лежит утверждение: "Эмоции и поведение человека определяются тем, как он оценивает мир". Т. е. если в глубинах подсознания у человека есть убеждение "мир недружелюбен", то и поведение его и эмоции будут соответствующими: как можно хорошо и комфортно чувствовать себя в том месте, где к тебе заранее плохо относятся?
Но мало кто готов признать наличие у себя такого убеждения, а между тем именно оно, или подобное ему, приводит к развитию тревоги и депрессии. Выявление этих базовых установок, их коррекция и выработка нового способа мышления и есть задача, которую совместно на сеансах успешно решают психотерапевт и пациент.
На первых сеансах пациент объясняется взаимосвязь мыслей, эмоций, поведения на примере его собственного опыта. Далее учат распознавать, отслеживать, фиксировать свои негативные мысли в специальном "Дневнике автоматических мыслей". После этого, совместно с терапевтом, записанные автоматические мысли анализируются и выявляются, иррациональные (неправильные и нелогичные). Специальными техниками работы с автоматическими мыслями выявляются базовые убеждения: в нашем примере это было базовое убеждение "Мир недружелюбен". Следующий этап - коррекция иррационального базового убеждения и выработка нового, адекватного и реалистичного.
В
ходе всей этой работы ответственность
за собственное состояние
Курс
когнитивной психотерапии, как правило,
состоит из 15-25 сессий с интервалом
1-2 раза в неделю на начальных этапах, 1
раз в неделю на последующих, на последних
этапах возможны встречи 1 раз в 2 недели.
После окончания курса рекомендуется
"бустерная терапия" - посещение психотерапевта
по необходимости 3-4 раза в год - для отслеживания
состояния и получения дальнейших уточнений
и домашних заданий.
Заключение.
Джемисон пишет о том, как себя ощущает человек, находящийся в депрессии: "Депрессия кровоточит в отношениях с людьми подозрительностью, отсутствием доверия и самоуважения, неспособностью радоваться жизни, нормально двигаться и говорить, истощением, дневными и ночными кошмарами… Она навевает на вас переживания о том, каково быть старым, дряхлым и больным, каково умирать; что значит быть тугодумом, непривлекательным, плохо воспитанным, неловким, уродливым, не верить в возможности, которые дает жизнь, в изысканность музыки или в способность рассмешить себя и других".
Депрессия
не является признаком слабости характера
- это самая настоящая болезнь,
которая нередко требует