Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:08, контрольная работа
К сожалению, в нашей стране, процесс депопуляции представлен очень явственно. По словам главного акушера-гинеколога Минздрава Владимира Силявы, Беларусь впитала в себя самые отрицательные стороны современного демографического кризиса». У нас один из самых высоких в мире показателей смертности - ежегодно 14,1 умерших на тысячу населения и самый низкий уровень рождаемости - 9,1 родов на все ту же тысячу населения. Кроме того, женщин старше 70 лет в Беларуси в три раза больше, чем девочек пятилетнего возраста[10].
Называются различные причины такого положения дел. Одни авторы во главу угла ставят экономический кризис 90-х, другие –влияние катастрофы на Чернобыльской АЭС, третьи- социальную нестабильность, неуверенность людей в завтрашнем дне и т.п. Однако, так или иначе подчеркивается факт кризисного положения института семьи в нашем государстве, где семейные ценности начинают уходить на другой план.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие депопуляции, общая характеристика…………………………...4
Особенности депопуляции в Республике Беларусь……………………...8
3. Основные причины депопуляции в Республике Беларусь, и пути ее решения………………………………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………...21
Литература……………………………………………………………………22
Низкая продолжительность предстоящей жизни населения, относительно высокая младенческая смертность являются следствием:
Такие высокие показатели смертности и низкие показатели средней продолжительности предстоящей жизни ставят Республику Беларусь в положение слаборазвитой страны, неспособной эффективно контролировать социальную ситуацию в целом, и эпидемическую ситуацию в частности[8].
Таким образом, перед Беларусью стоит сверхзадача - вывести страну из демографического тупика.
Неблагополучная демографическая ситуация рассматривается Президентом и Правительством как вопрос первостепенной государственной важности. Поставлена задача: сжать «демографические ножницы», уравнять показатели рождаемости и смертности (к 2011 году они должны составить 10-11 человек на 1000 населения). Но есть и стратегическая цель - после 2010 года обеспечить поступательное развитие общества, при котором рождаемость будет превышать смертность.
Фундаментом для этого по официальным данным должна стать реализация мероприятий Национальной программы демографической безопасности (ее финансирование определено в объеме Br 688,3 млрд.) и Президентской программы «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы (свыше Br1,4 трлн.). Это целый комплекс мер - от материальной поддержки семей с детьми до помощи в решении жилищной проблемы.
Уже разработан проект новой редакции закона "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (Палата представителей 25 апреля приняла законопроект в первом чтении). Им предусматривается увеличение размера единовременного пособия при рождении первого ребенка до 5 бюджетов прожиточного минимума (БПМ), второго и последующих детей - до 7 БПМ. Что касается размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, то он будет увеличен с 65% до 80% БПМ в 2008 году, а в 2009 году это пособие составит уже 100% БПМ.
Планируется увеличить размер финансовой поддержки в погашении задолженности по льготным кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья для многодетных семей: с 30% до 50% - в случае рождения третьего ребенка или при наличии троих детей, с 50% до 70% - в случае рождения четвертого ребенка или при наличии четверых детей. При рождении пятого ребенка государство полностью погашает кредит.
Молодым семьям будет предоставляться финансовая поддержка для погашения задолженности по выданным нельготным жилищным кредитам. Размер этой помощи составит 20 БПМ при рождении первого ребенка или при наличии одного ребенка, 40 БПМ - при рождении второго ребенка или при наличии двоих детей, 50 БПМ - при рождении третьего ребенка или при наличии троих и более детей[9].
Однако данные экономические меры не могут решить вопросы, связанные с депопуляцией в республике Беларусь. Так как при современном росте цен, данные компенсации существенных последствий иметь не будут. При низких зарплатах родителей им будет сложно выплачивать кредиты, а единоразовая помощь в указанных размерах покроет лишь небольшую толику затрат, связанных с воспитанием и обучением одного ребенка, не говоря уже о нескольких детях. Нужно учитывать здесь и тот фактор, что современное обучение и воспитание ребенка требует гораздо больше вложений, чем это было даже10 лет назад.
Кроме того, во многих случаях такие выплаты явятся причиной социальной дестабилизации общества. Это связано с тем, что многие неблагополучные семьи существуют за счет выплат на детей, и такое повышение выплат приведет к еще большему рождению детей в таких семьях, воспитание которых в конечном итоге ляжет на плечи государства.
Заключение.
Таким образом, подводя итоги сказанному можно сделать следующие выводы.
Процесс депопуляции характерен для многих развитых стран. Причины этого процесса кроются в различных сферах жизни общества, и дать однозначный ответ, какая из них является решающей в его развитии, не представляется возможным.
Что касается депопуляции в Республике Беларусь, то здесь на лицо целый комплекс проблем социально-экономического и социально-культурного характера, требующих глубокого изучения и принятия выверенных мер по их устранению, на основе всестороннего изучения.
Поэтому принимаемые решения экономического характера не смогут оказать существенного влияния на снижение процесса депопуляции в республике ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем.
К наиболее действенным общим мерам по стабилизации депопуляции можно отнести следующие:
-повышение ценности семьи в обществе и как следствие работа всех институтов и учреждений (здравоохранения, образования, СМИ и т.п.) на благополучие семьи;
-ориентация воспитательного и образовательного процесса (начиная с ДДУ) на семейные ценности;
-предоставление серьезных
льгот (а не подачек) для
семей (имеются ввиду
Литература: