Деловое общение и психодиагностика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 12:38, контрольная работа

Описание

История древних цивилизаций представляет нам немало свидетельств использования разнообразных, порой весьма изощренных, способов обнаружения индивидуальных различий. Так, в Древнем Китае за 2200 лет до нашей эры уделялось значительное внимание вопросам отбора чиновников. Созданная в то время система отбора охватывала разные «способности» — от умения писать и считать до особенностей поведения в быту. Эти «тесты» совершенствовались на протяжении нескольких столетий.

Содержание

Психодиагностика: значение и понятие.
Классификация тестов.
Проанализируйте особенность проективных методик (тестов).
Литература.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по культуре речи.docx

— 40.61 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО

ВСЕРОСИЙСКИЙ  ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

Кафедра философии и социологии

Факультет  Финансово-кредитный

Специальность Бакалавриат экономики

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:  Культура речи и деловое общение

на тему: Деловое общение и психодиагностика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Психодиагностика: значение и понятие.
  2. Классификация тестов.
  3. Проанализируйте особенность проективных методик (тестов).
  4. Литература.
  5. Психодиагностика: значение и понятие.

Предпосылки  психодиагностики  как науки заложены в объективно существующих между людьми индивидуальных различиях, выделять и учитывать  которые необходимо  было даже нашим далеким предкам. Ведь для проведения, скажем, успешной охоты на крупного зверя требовалось известное распределение  обязанностей между ее участниками  исходя из их физических возможностей.

С давних времен люди пытаются создать упорядоченную  систему для описания множества индивидуальных  проявлений.  Из античной эпохи до нас дошла работа Теофраста «Характеры» (372-287 гг. до н. э.), в которой описываются  «типы», т. е. присущие некоторому множеству людей формы проявления личностных особенностей.  Такие типологии выполняли  диагностическую  функцию, позволяя относить того или иного человека, в зависимости от его характерных черт, к определенному типу и в конечном счете прогнозировать  его поведение.

История древних цивилизаций  представляет нам немало свидетельств использования разнообразных, порой весьма изощренных, способов обнаружения индивидуальных различий. Так, в Древнем Китае за 2200 лет до нашей эры уделялось значительное внимание вопросам отбора чиновников.  Созданная в то время система отбора охватывала разные «способности»  — от умения писать и считать до особенностей поведения в быту. Эти «тесты» совершенствовались  на протяжении нескольких столетий.

Хорошо известно, что разного рода испытания широко практиковались  в Древней Греции, Спарте, рабовладельческом  Риме.

Приведем еще один пример, относящийся  к Древней Греции. Выдающийся философ и математик того времени Пифагор в основанную  им школу допускал лишь тех, кто прошел через череду сложных испытаний.  Он придавал особое значение смеху и походке, полагая, что они отражают характер человека. Желающий учиться у Пифагора попадал в разные экстремальные ситуации.  Он должен был продемонстрировать   присутствие  духа, достоинство и ночью в страшной пещере, и выставленный  на всеобщее осмеяние.

Таким образом, стремление к обнаружению и учету индивидуальных  различий в истории человечества прослеживается  с незапамятных  времен. Конечно, не все индивидуальные  различия (например, физические, физиологические)   изучаются психологической   наукой. Предметом ее интереса являются в первую очередь индивидуально-психологические различия.

Собственно история психодиагностики как методологии разработки научно обоснованных компактных методов выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в  развитии психологии.

Первым ее источником стала экспериментальная  психология. И это закономерно, так  как экспериментальный подход лежит  в основе психодиагностических методик.

Началом возникновения экспериментальной  психологии условно считается 1878 г., так как именно в этом году Вильгельм  Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной  психологии. В его лаборатории  изучались в основном ощущения и  вызываемые ими  двигательные акты - реакции, а так же периферическое и бинокулярное   зрение, цветоощущение и пр. По образцу лаборатории Вундта создаются подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты в других странах. В Англии кузен Ч.Дарвина Френсис Гальтон впервые включил в состав предложенной им новой комплексной науки "антропометрики" особые измерительные испытания не только физических характеристик человека, но также пробы на остроту зрения и слуха, время моторной и словесной ассоциативной реакции и т.п. Именно Гальтон предложил термин "тест", и с его именем по праву связывается начало истории психодиагностики.

Таким образом, первоначально психодиагностика стала складываться как наука  о методах экспериментальной  дифференциальной психологии, изучающая  психологические различия между  людьми экспериментальным путем. Изучение складывалось под воздействием запросов практики, сначала медицины и педагогики, а затем и промышленного производства.

Следующим этапом развития психодиагностики связан прежде всего с именем Альфреда Бине, положившего начало разработке методов психодиагностики степени умственного развития и умственной отсталости, рассчитанных на различные возрастные группы. В русле этих исследований В.Штерном был предложен коэффициент умственного развития (IQ) как интегральная характеристика уровня развития обследуемых. Несмотря на постоянную характеристику самой идеи и методов измерения IQ, а также на изменение этих методов и способов подсчета IQ, психодиагностика интеллекта получила широкое распространение в различных отраслях практики и активно используется по сей день.

Одновременно возникают первые проективные методы-техники психодиагностики личностных структур, основанные на методическом принципе проекции - метод свободных  ассоциаций К.Юнга и тест Г.Роршаха (1921).

Расцвет проективных методов приходится на конец 30-х - 40-е годы, когда в связи с широким распространением психотерапии и психологического консультирования разработка подобных методов стала наиболее актуальной. Наконец в 40-е - 60-е годы наступает период расцвета личностных опросников, первые образцы которых были созданы в 20-е годы.

 

Психодиагностика — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе термин диагностика образован от известных греческих корней (диа и гнозис) и буквально истолковывается как различительное познание.

В течение более чем векового развития психодиагностики   сложились основные сферы применения  психологических  методик, которые могут быть обозначены как отрасли общей психодиагностики. Первыми  интерес к методикам  исследования личности и интеллекта, еще на этапе формирования  науки об индивидуально-психологических    различиях, проявили  образование  и медицина, что и определило появление соответствующих областей психодиагностики   — образовательной и клинической.

Образовательная психодиагностика не только  широко  использует  разнообразные психологические  методики, к этой области должны быть отнесены те тесты, которые создаются в соответствии  с психометрическими   требованиями, но предназначены  не для оценки способностей  или черт личности, а для измерения успешности  усвоения учебного материала (тесты успешности). 

Психодиагностику следует считать важнейшим средством обеспечения так называемой обратной связи — средством информационного обеспечения любого педагогического воздействия. В этой логике любое педагогическое воздействие должно начинаться со сбора психодиагностической информации (для того, чтобы осуществить обоснованный выбор наиболее адекватного воздействия) и завершаться повторным психодиагностическим обследованием (для сравнения реального и желательного результата воздействия).

Клиническая психодиагностика направлена  на изучение индивидуально-психологических      особенностей больного (структурно-динамические   особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической  защиты и т. д.), оказывающих  существенное влияние на возникновение, течение и исход как психического, так и соматического заболевания.  По комплексу признаков-симптомов врач ставит больному диагноз, то есть относит его заболевание к определенной диагностической категории, для которой, как правило, известно оптимальное лечение — перечень и порядок приема лекарств и других лечебных процедур.

В технике любой агрегат проходит через особую техническую диагностику  — испытывается на особых тестовых стендах. Это позволяет выявить  скрытые дефекты в изделии и устранить их еще до ввода устройства в эксплуатацию. Переход от поверхностных, наблюдаемых симптомов и признаков к диагностическому выводу в научной психодиагностике требует применения особых методик и процедур — измерительных тестов и качественно-количественных экспертных шкал. Таким образом, к основным понятиям психодиагностики следует, прежде всего, отнести диагностические признаки и диагностические категории.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно  наблюдать и регистрировать. Категории  скрыты от непосредственного наблюдения. Для количественных категорий часто  используется также название диагностические  факторы. Диагностический вывод  — это переход от наблюдаемых  признаков к уровню скрытых категорий. Особая трудность психологической  диагностики заключается в том, что между признаками и категориями  не существует строгих взаимно-однозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора склонность к обману или повышенный уровень другого скрытого фактора страх наказания). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов, то есть серию поступков в разных ситуациях.

Помимо  названных  областей  следует выделить  профессиональную психодиагностику, поскольку профориентация   и профотбор невозможны  без использования и развития диагностических методик. Каждая из областей не только заимствует принципы и методики исследования  общей психодиагностики, но и оказывает на нее развивающее  воздействие.

  1. Классификация тестов.

Тесты - это стандартизированные  методики психодиагностики, позволяющие  получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени  развитости изучаемых свойств.

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований.

Социокультурная адаптированность теста - соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

Простота формулировок и однозначность  тестовых заданий - в словесных и  иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут  по-разному восприниматься и пониматься людьми.

Ограниченное время выполнения тестовых заданий - полное время выполнения заданий психодиагностического  теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность  на достаточно высоком уровне.

Наличие тестовых норм для данного  теста -репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста - средний уровень развития большой совокупности людей, похожих  на данного испытуемого по ряду социально - демографических характеристик.

Для уверенности в достоверности  результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

Валидность - “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.

Валидность теоретическая - определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая - проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Валидность внешняя - примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Прежде, чем применять тест, психологу  необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов.

Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.

Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.

Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки  и интерпретации результатов. Это  позволяет избежать ошибок, возникающих  на этом этапе тестирования.

Тесты используются для решения самых разнообразных задач, и области их применения непрерывно расширяются. Наиболее они распространены в трёх областях: образовательной, профессиональной и клинической.

Информация о работе Деловое общение и психодиагностика