Деформация на примере мед.работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:24, реферат

Описание

Человек может состояться в своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако нередко многолетнее (более 5 лет) выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна "калечить" человека, а также отсутствие карьерного роста и иные причины.

Работа состоит из  1 файл

Реферат психология.doc

— 49.50 Кб (Скачать документ)

Введение

Человек может состояться в своей  профессии, развиваться благодаря  своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако нередко многолетнее (более 5 лет)  выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению  профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна "калечить" человека, а также отсутствие карьерного роста и иные причины.

Специалисты утверждают, что зачастую так или иначе  профессия накладывает отпечаток  на  личность человека, меняет его  поведение в целом. Бывают случаи, когда особенности профессиональной деятельности не только не помогают человеку развиваться, но и способствуют деградации его как специалиста, изменяя характерные для данной профессии профессионально важные качества (ПВК) в противоположную сторону. Это способно приводить к молоэффективному и даже социально опасному исполнению профессиональных обязанностей.

Профессиональная  деятельность медицинских работников связана с неизбежными эмоциональными и нравственными перегрузками. Это  является основой для возникновения  так называемых профессиональных личностных деформаций – таких как синдром эмоционального выгорания, аддиктивное поведение в виде работоголизма, ургентной аддикции, моббинг, субъективный моббинг, злоупотребление психоактивными веществами (преимущественно – алкоголем на основе детензивного механизма) и мн. др. Последние, в свою очередь, представляют собой психологическую почву для развития различных психосоматических и невротических расстройств, а также алкоголизма. Кроме вредных для здоровья последствий указанные процессы могут приводить к профессиональной дезадаптации и функциональной деградации как отдельных специалистов, так и целых коллективов.

 

1 Термин "профессиональная деформация"

Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: "...Многолетнее выполнение одной  и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности...

Профессиональная  деформация - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности".

Применительно к  сотрудникам правоохранительных органов, профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Иначе еще можно сказать, что у человека выработался стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, способный доставлять много хлопот ему и окружающим. Профессиональная деформация наблюдается у большинства профессий в схеме "человек-человек" (врачей, педагогов, психологов, сотрудников милиции и др.).

2 Проблема профессиональной деформации личности (на примере медицинского работника)

Каждая профессия  может способствовать развитию человека и совершенствовать его личные качества на пользу общества. Но профессия может также вызывать деформации, деформировать характер человека. Деформации могут вызывать в некоторых случаях лишь добродушное подшучивание (профессорская забывчивость, рассеянность), но другой раз они могут быть предметом иронии, сарказма и сатиры (чиновничий, казенный бюрократизм).

Склонность к  профессиональной деформации особенно часто наблюдается у определенных профессий, представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью. От решений и воли этих людей зависит достоинство, существование, свобода и даже здоровье и жизнь других людей, как это бывает, например, у учителей, судей, военнослужащих, работников госбезопасности, а также у врачей и медицинских работников. Обладание властью приводит к общественной и психической деформации особенно в тех случаях, когда отсутствуют действенные обратные связи – общественный контроль, критика и возможность лишить носителя деформации власти. Порочный круг возникает, если механизмы контроля и критики в данной системе отсутствуют или же они являются недостаточными и формальными, так что критика и выражение недовольства приобретают противозаконный, бунтарский характер.

Врач тоже обладает определенной властью  над больными, следовательно, он тоже подвержен опасности деформации. По Йоресу власть следует использовать только в добрых целях. Профессиональная деформация развивается, как правило, постепенно из профессиональной адаптации.

Профессиональная адаптация является необходимой для медицинского работника. У врачей, медицинских сестер и у вспомогательного персонала, которые в начале своей профессиональной деятельности очень бурно переживали все события, тяжело влияющие на психику больных, например, страдания, смерть больных, операции, кровотечение, проявления психических заболевании и т. д., постепенно развивается определенная эмоциональная сопротивляемость. В суровых драматических ситуациях, когда жизнь больного находится под угрозой, врач скорее всего научится анализировать и оценивать положение, делать заключения и действовать. (Студенты-медики после нескольких часов или нескольких дней пребывания в секционном зале выходят из более или менее значительного психического потрясения, возникшего у них при первом посещении помещения, где находилось много человеческих трупов, и приступают к деловому изучению анатомии. Хотя определенная степень эмоциональной сопротивляемости необходима и понятна, все же в сознании врачей и медицинских работников навсегда должна сохраниться способность понимать больного как страдающего человека и мертвое тело как его последние останки, заслуживающие уважения. Это является необходимой составной частью не только человеческого, но и профессионального уровня врача.

Поведение и некоторые выражения  медицинских работников находятся  на грани профессиональной адаптации  и деформации. По Вондрачеку уже на грани с кощунством находятся сравнения, выражающие элементарные ассоциативные связи и используемые для описания секретов и экскретов, как например, «тифозный стул в виде горохового супа», «холерный стул в виде рисового супа» «гной в виде сметаны», «плевок в виде малинового желе», «моча в виде черного пива».

Профессиональными деформациями являются и поведение и выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется черствость по отношению к больным в такой степени, что у не медиков создается впечатление бездушности и даже цинизма. Например, тот факт, что врач и медицинская сестра не считают нужным отделить хотя бы ширмой умирающего больного в двадцатикоечной палате, или же врачи, совершая обход, при больном дискутируют о неблагоприятном прогнозе его болезни. Студентка медицины на экзамене по медицинской психология в качестве примера профессиональной деформации студентов-медиков привела тот факт, что некоторые из них в секционном зале над трупами шутят, рассказывают анекдоты и курят.

Все это связано с характером профессиональной деформации, имеющим  психологическое значение: причиной являются не плохие намерения или  стремления вредить больному, а плохая, в течение длительного времени, по существу, неосознанная привычка. Она проявляется также в своеобразном профессиональном жаргоне, применяемом без преград при больных, как об этом свидетельствует разговор двух врачей, передававших друг другу отделение перед уходом в отпуск: «Что у тебя здесь имеется?» «Четыре желудка, три желчных пузыря, одна почка».

3 Синдром эмоционального сгорания (по Х.Дж. Фрейденберг) на примере медицинского работника.

В первые годы самостоятельной профессиональной деятельности молодой врач в стремлении как можно лучше помочь больному переживает повышенную ответственность за свои действия вследствие недостаточной уверенности в своем профессионализме, испытывает чрезмерные эмоциональные нагрузки. Избыточная эмоциональная «включенность» в переживания больного, повышенный уровень тревоги как реакция на ситуацию неопределенности, неуверенность, опасения и настороженность в отношении возможных последствий, приводят к хроническим эмоциональным перегрузкам. Снижаются адаптивные и компенсаторные возможности. Вследствие постоянного переутомления возможны снижение иммунитета, частые простудные заболевания, обострения хронических соматических расстройств. Возникает «синдром эмоционального сгорания» как специфическая профессиональная деформация лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с пациентами при оказании медицинской помощи.

«Синдром эмоционального сгорания»  субъективно проявляется в чувстве  психического истощения, вследствие чего снижается эффективность профессионального  взаимодействия: врач уже не может  полностью отдаваться работе, как это было прежде, снижается самооценка, деятельность субъективно воспринимается как недостаточно успешная. Возможно появление негативного отношения к пациентам, воспринимаемым как источник хронической психической травматизации. Взаимодействуя с больным, врач перестает принимать во внимание психологические феномены, связанные с заболеванием – внутреннюю картину болезни пациента с ее сложной структурой, формирующиеся механизмы психологической защиты и копинг-поведение, не реагирует на тревогу пациента, не замечает его депрессивных, суицидальных тенденций. В высказываниях врача о своих больных могут появиться цинизм, холодное равнодушие и даже враждебность. Этот своеобразный «кризис» врачебной деятельности может повторяться время от времени. Больные перестают обращаться к врачу за помощью, иногда предпочитая менее опытных и компетентных, но более доброжелательных. В период подобного кризиса врач нуждается в отдыхе, перемене деятельности, психологической «разгрузке», участие в профессиональных тренингах или в психотерапевтической помощи. У врачей-женщин эмоциональное истощение развивается в большей степени, чем у врачей-мужчин. «Сгорающих» описывают как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, склонных идеализировать окружающих людей. Одновременно эти лица эмоционально неустойчивые, с колебаниями настроения, интровертированные, лишенные достаточной степени эмоциональной поддержки.

При исследовании «синдрома эмоционального сгорания» были выделены три фазы. Первая – «фаза напряжения». Предвестником и механизмом, запускающим «синдром эмоционального сгорания», являются фиксированное состояние тревожного напряжения, на фоне которого наблюдаются снижение настроения, раздражительность (признак ослабления контроля за эмоциональными реакциями и поведением в целом) и реакции депрессивного типа.

Вторая фаза получила названия «фазы сопротивления». Этот этап связан с появлением защитного поведения по типу «неучастия», стремления избегать воздействия эмоциональных факторов и тенденций к ограничению собственного эмоционального реагирования в ответ на самые незначительные психотравмирующие воздействия. «Экономия эмоций», ограничение эмоциональной отдачи упрощает и сокращает процесс общения «врач-больной», привнося в него черты поверхности и формализма. Подобная форма защиты может переноситься за пределы профессиональной деятельности, сокращая общение во всех сферах жизни, что приводит к регламентированности и избирательности межличностного взаимодействия.

Третья фаза описывается под названием «фазы истощения». Она характеризуется снижением энергетического тонуса, выраженными психовегетативными нарушениями. Отмечается снижение настроения с чувством безнадежности, бесперспективности, повышенной уровень тревоги с признаками дезорганизации психической деятельности (снижением памяти, нарушением концентрации внимания и др.), склонность к соматизации в виде разнообразных соматических симптомов: различных болевых ощущений, нарушений со стороны сердечно-сосудистой и других физиологических систем.

Среди причин «синдрома эмоционального сгорания» называют социальные факторы и факторы среды, а также личностные факторы: низкая материально-техническая база, отсутствие медикаментов, нехватка врачей и напряженный график дежурств, непризнание истинных заслуг врача, несоответствие нравственно-этических требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте (конфликтность или равнодушие в коллективе), завышенный уровень притязаний, идеализм и недостаточная связь с реальностью, неумение критически оценивать неблагоприятные внешние факторы, низкая устойчивость к стрессу.

Для предупреждения синдрома эмоционального выгорания важно:

  1. помочь молодому специалисту правильно выбрать профессиональную ориентацию;
  2. формировать способности устанавливать взаимоотношения с коллегами;
  3. знакомить со спецификой будущей работы, включая аспекты, способные вызвать разочарование и стать причиной фрустрации;
  4. сотрудников, приступающих к работе, важно ввести в профессию и коллектив, используя для этого наставничество более опытных коллег.

 

Список литературы:

 

1) Абрамова Г. С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М.; «Кафедра -М».1998.

2) Б. Д. Карвасарский  Клиническая психология: Учебник. - СПб: Питер, 2002.

3) Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. - Будапешт, 1981.


Информация о работе Деформация на примере мед.работника