Тифлопедагогика как наука, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:58, реферат

Описание

Тифлопедагогика — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.
У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Содержание

Введение
3
История тифлопедагогики как науки
4
Предмет, задачи, методы тифлопедагогики
5
Тифлопедагогика на современном этапе развития общества
8
Заключение
17
Список использованной литературы
18

Работа состоит из  1 файл

реферат по тифло.docx

— 48.15 Кб (Скачать документ)

Во время урока, особенно в процессе выполнения письменной работы, необходимо следить за осанкой учеников с нарушением зрения, прежде всего  в младших классах.  Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для чтения можно использовать подставки. Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10 – 20 минут. Кроме того, незрячим ученикам должна быть предоставлена возможность осязательно изучить демонстрируемый материал. 

В школах необходимо организовать специальный уголок тифлопедагогики, где имелись бы необходимые материалы  для изучения шрифта Брайля, аудио  оборудование для прослушивания ''говорящих  книг'' в библиотеке, специальные  учебники, книги, рельефно-графические  пособия, оптические и неоптические адаптивные устройства и т.д. Самым  важным и наиболее трудоемким является организация и проведение тифлопедагогических методических консультаций учителям, учащимся и родителям.

Условия, которые должны быть созданы в массовых школах, определяются особенностями развития детей с нарушением зрения и их возможностями использовать нарушенный зрительный анализатор в процессе обучения.

При направлении ребенка  в учебно-воспитательное учреждение важно выяснить, как будет проводиться  его обучение и воспитание: на основе осязания или нарушенного зрения. Дети, имеющие нулевую остроту  зрения, или тотально слепые дети, а  также дети с остаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0,04), безусловно, будут использовать в получении учебной информации осязание и слух. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2 уже могут работать с помощью зрения. Однако в процессе обучения непрерывная нагрузка не должна превышать 15 – 20 минут. Исследовательские данные (R.Freudereich, R.Pastille und K.Ferrell) свидетельствуют о том, что в массовые школы для совместного обучения со зрячими могут пойти немногие, для их отбора следует разработать специальные критерии и тесты. В настоящее время, как правило, в массовых школах обучаются лишь те слепые и слабовидящие дети, которые хорошо справляются с программой специальной школы и достаточно социально адаптированы.

В результате проведенного исследователями эксперимента, было выделено несколько направлений, по которым необходимо работать как  с самими интегрирующимися школьниками, так и со всем окружением в массовой школе. Первое условие – это создание психологического настроя слепого и слабовидящего учащегося не преодоление трудностей. В то же время коллектив учащихся следует познакомить  с особенностями слепого и слабовидящего, необходимо создать доброжелательную обстановку и сформировать доброе отношение к такому ученику. Одна из важных задач учителя – включение слепого или слабовидящего ученика в работу класса. При этом учителю и ученикам следует помнить, что темп письма и чтения слепого или слабовидящего ниже. Он не сможет успевать за классом. В связи с этим наряду с прибором Брайля используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока. На уроках математики необходимо использовать, с одной стороны, компенсаторные механизмы памяти (устный счет), с другой стороны – прибор прямого чтения. Следующий момент – это ограничение времени зрительной работы.

Особое внимание следует  обратить на фронтальную работу в  классе. Чтобы дети с нарушениями  зрения могли принять участие  во фронтальной работе, необходимы индивидуальные карточки, тексты, карты  и другие наглядные пособия. Речь учителя должна быть выразительной  и точной, необходимо проговаривать  все, что он делает, пишет, рисует или  когда проводит опыт. Словарную работу следует проводить на каждом уроке, а не только на уроках родного языка, т.к. для многих слепых и слабовидящих характерен вербализм, который объясняется обедненностью опыта и отсутствием за словом конкретных представлений. Очень важным направлением работы учителя массовой школы является включение ученика во внеклассные и внешкольные мероприятия, для чего необходима серьезная предварительная подготовка.

Большие трудности связаны  с ориентацией в пространстве класса, группы, среди учащихся. Во время  перерывов и после занятий  дети с нарушениями зрения должны иметь возможность познакомиться  поближе с одноклассниками, может  быть, даже ощупать их. Следует учить  узнавать своих товарищей по голосам, по походке. Много неожиданного для  слепого и слабовидящего на улице, школьном участке. Поэтому с ним  необходимо проводить специальную  работу по ориентировке, и в этом может оказать помощь тифлопедагог школы слепых и слабовидящих. Работу по обучению ориентированию следует  вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить  соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, с планом, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранные и нарушенные анализаторы.

Дети порой бывают жестоки и могут дразнить  и издеваться над слепым или слабовидящим ребенком. Учителю следует показать многие положительные стороны своих незрячих учеников с тем, чтобы вызвать уважение к ним со стороны зрячих учащихся. Однако нельзя замалчивать недостатки. Контроль за работой слепых и слабовидящих учащихся, объективность оценки также должны стать нормой работы учителя, что позволит им чувствовать себя на равных со зрячими детьми.

Таким образом, учителю необходим  тесный контакт и со школьным психологом, и с тифлопедагогом, и с родителями, с тем, чтобы помочь слепому и  слабовидящему ребенку адаптироваться к школе.

Что же должен делать учитель, в классе которого находится слепой или слабовидящий учащийся? Интеграция  в массовую школу или детский сад требует глубокого и внимательного изучения ребенка и выбора стратегии адаптации в новых условиях и новом коллективе и выбора стратегии адаптации в новых условиях и новом коллективе, как детей, так и взрослых. Для ребенка с нарушением зрения в любом возрасте ситуация перехода в новые социальные условия является стрессовой. В первые месяцы нахождения в новом коллективе нужно постараться создать ему атмосферу максимального психологического благоприятствования, как со стороны учителей, так и со стороны воспитанников. Однако действия, направленные на достижение этой цели, должны быть обдуманы и тактичны, т.к. излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность нового ученика и развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей – снисходительное отношение.

Кроме того, и учитель, и  воспитатель должны знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы ученика. Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии  зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может выполнять задания с опорой на зрение, другой – на осязание, третий – на осязание и зрение.

Для создания и укрепления своего социального статуса в  новом коллективе зрячих ребенку  с нарушением зрения приходится преодолевать ряд комплексов и фобий, таких, как  боязнь пространства и новых людей, неуверенность в себе. В этом ему  надо помочь, дав возможность побыть лидером одной из групп, например, ведущим викторины и т.д. Поощряя  стремление ученика с нарушением зрения занять достойную позицию  в коллективе нормально видящих  детей, нельзя забывать, что он должен соблюдать те же нормы и правила  поведения, что и остальные дети. Однако, его следует поощрять при успешном следовании этим правилам.

Наряду с вышеизложенным, учитель массовой школы должен создавать условия для проведения психологической интеграции слепого и слабовидящего.

Кроме того, учитель массовой школы, в которую поступает ученик с нарушением зрения, должен вести  работу с родителями. Судьба распорядилась  так, что на их долю выпало тяжелое  жизненное испытание – воспитание ребенка, имеющего физический недуг. Наличие  такого ребенка в семье тяжело переживается, но, кроме того, его  воспитание требует больших физических и материальных затрат. Не только ребенок  становится аутсайдером в обычной  детской среде, но и сами родители, замыкаясь в своем горе, все  больше и больше отдаляются от окружающих. Эта категория родителей очень  ранима и чувствительна даже к  самой легкой критике в адрес  своего ребенка, а его обиды и  душевные травмы воспринимаются ими  вдвойне, как собственные. Это один из типов отношения родителей  к своему больному ребенку.

У многих родителей возникает  комплекс вины по отношению к собственному ребенку, имеющему физический недостаток с рождения или приобретенный  позже. Чувство вины формирует определенный стиль родительского воспитания – гиперопеку. Такие родители ограждают ребенка от возможных проблем, потакают его прихотям и желаниям. Подобные воспитательные меры приводят к искажению личностного развития ребенка, из которого может вырасти изнеженный потребитель с эгоцентрическими установками. Этим родителям необходимо в процессе сотрудничества демонстрировать наличие больших возможностей развития их ребенка, создавать у них соответствующие педагогические установки. Родители должны знать, что именно в данный момент их ребенку по силам, а что без посторонней помощи он сделать не сможет, необходимо также наметить перспективу развития учебной и физической нагрузки ребенка.

Встречаются родители, которые  открыто или скрыто не принимают  ребенка, имеющего физический недостаток. Реализуемый ими тип воспитания можно охарактеризовать как отвержение. Дети, растущие в таких семьях, как  правило, склонны к невротическим  реакциям, которые усугубляют их физический недуг. К этим детям с нарушением зрения необходимо проявлять максимум терпения и участия. Родители, которым  свойственна гипоопека, равнодушны к своему ребенку. Этих родителей приходится убеждать в том, что любовь, ласка и внимание к ребенку являются необходимым условием эффективного продвижения ребенка в развитии и лучшим видом помощи в преодолении трудностей, связанных со слепотой.

Наиболее продуктивным стилем родительского воспитания ребенка  с нарушением зрения является стиль, когда родители принимают своего ребенка с физическим недостатком. Принимая ребенка таким, какой он есть, родители объективно его оценивают, не предъявляя к нему ни завышенных, ни заниженных требований. Это способствует формированию у ребенка с нарушением зрения адекватной самооценки, личностных установок и прогнозов на будущее.

Ситуация перехода ребенка  с нарушением зрения из специализированной в массовую школу является серьезным испытанием, которое он может не выдержать, не справившись с интеллектуальными и психологическими нагрузками. В случае если учитель массовой школы видит, что новичок не успевает по общеобразовательной программе и не приживается  новом коллективе, нужно постараться с помощью тифлопсихолога выявить причины возникших затруднений и затем постараться их устранить. Если же предложенные коррекционные и психотерапевтические меры не принесут должных результатов, тогда необходимо поставить вопрос перед администрацией школы и на педагогическом совете о целесообразности  дальнейшего пребывания ученика с нарушением зрения в массовой школе.

 

Заключение

Современная тифлопедагогика  располагает н6аучно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц разного возраста с нарушениями зрения.

В процессе воспитания детей  дошкольного возраста осуществляются всесторонне развитие, коррекция  дефектов психического и физического  характера, подготовка к школьному  обучению.

В школьном возрасте дети получают общее среднее образование в  объеме массовой школы, духовно-нравственное, физическое, эстетическое воспитание, социально-психологическую и трудовую подготовку.

Обучение взрослых с нарушением зрения имеет целью повышение  уровня образования и социально-трудового  статуса. Оно организуется с учетом возраста, сферы производственной занятости, жизненного и практического опыта, уровня общеобразовательной подготовки.

 

Список использованной литературы

  1. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /В.П.Ермаков, Г.А.Якунин.- М., 2000.- 240 с
  2. Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих.- СПб.: Каро, 2004.- 240 с.
  3. Малофеев Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государства и филантропия //Дефектология.- 2004.- №5.- С.74-82.
  4. Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии// Дефектология. – 1992. - №5.
  5. Солнцева Л.И. Новые формы работы школ для детей с нарушением зрения в современных условиях//Дефектология. – 1994. - №5.
  6. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова [и др.]; под ред. Н.М.Назаровой.- 6-е изд., стер.- М.: ACADEMIA, 2006.- 395 с

 


Информация о работе Тифлопедагогика как наука, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения