Действия с предметами детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является проведение исследования и оценка действий с предметами для развития графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста
с недоразвитием речи…………………………………………………………...5
Глава 2. Действия с предметами для развития графических навыков
у детей дошкольного возраста с нарушениями речи………………………...12
2.1. Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста….12
2.2. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста
с нарушениями речи. Практические занятия, способствующие
развитию графических навыков……………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………………………30
Приложения…………………………………………………………………….31
Приложение 1………………………………………………………………….31
Приложение 2………………………………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

действия с предметами.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)

Содержание  работы 
 
 

    Введение…………………………………………………………………………3 

 Глава 1. Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста 

    с недоразвитием речи…………………………………………………………...5

    Глава 2. Действия с предметами для развития графических навыков

    у детей дошкольного возраста с нарушениями речи………………………...12

         2.1. Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста….12

          2.2. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста

     с нарушениями речи. Практические занятия, способствующие

     развитию графических навыков……………………………………………….18

 Заключение……………………………………………………………………..28

 Список используемой литературы……………………………………………30

 Приложения…………………………………………………………………….31

 Приложение 1………………………………………………………………….31

 Приложение 2………………………………………………………………….35

 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Актуальность. Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых  первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка.

    Речь - не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения  новыми знаниями и умениями[1, С. 18]. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе. Таким образом, развитие речи, ранняя диагностика ее нарушений - задача и родителей, и воспитателей, и логопедов. Важно точно знать степень развития ребенка, а также причины недоразвития его речи. Причинами могут оказаться не только тяжелые расстройства, но недостаток в общении, недоразвитие мелкой моторики и т.д.

    Тема  нашей работы остается актуальной, несмотря на то, что о формировании речи вообще и нарушениях речи у  детей с разными патологиями  написано достаточно много литературы. Тем не менее, работ по словообразованию у детей с нормальным развитием речи, как и работ по словообразованию у детей с общим недоразвитием речи, недостаточно.

    Совершенной загадкой для ученых до сих пор  остается причина появления в определенном возрасте, а затем полное исчезновение словотворчества у детей. Очень важно разделить словотворчество нормально развивающегося ребенка и ошибки в словообразовании у детей с общим недоразвитием речи.

    Степень разработанности. Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др. Тем не менее, и здесь много нерешенного. Так, явно не хватает работ дифференцированно подходящих к работе с разными группами детей с общим недоразвитием речи.

    Объектом  исследования являются дети дошкольного возраста с нарушениями речи.

    В качестве предмета исследования выступают действия с предметами для развития графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

    Целью данной работы является проведение исследования и оценка действий с предметами для развития графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

    Цель  работы позволила сформулировать и  решить следующие задачи курсовой работы:

      -  Определение особенностей нарушения речи у детей дошкольного возраста;

      -     Анализ развития графических навыков у дошкольников;

      - Оценка действий с предметами (практические занятия), способствующих развитию графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

    Работа  состоит из двух глав:

    1. Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста  с недоразвитием речи;

    2. Действия с предметами для развития графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. 

    Структурно  курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 
 
 
 
 

    1. Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста  с недоразвитием речи

    Современный ребенок должен полностью овладеть системой родного языка. Он должен связно говорить и полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные  предложения, без труда пересказывать  художественные произведения. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.

    Иная  картина наблюдается при общем  недоразвитии речи. Нарушение связной  речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетикофонематического и лексикограмматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта общее недоразвитие речи.

    Самый низкий уровень речевого развития первый уровень, самый высокий третий, наиболее типичный уровень речевого развития. У таких детей в 5летнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5 3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же присутствуют в искаженном виде менее употребляемые слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

    Наиболее  характерные лексические трудности касаются знания называния частей предметов и объектов, глаголов, выражающих уточненность действий, приставочных глаголов, антонимов, относительных прилагательных.

    В грамматическом строе распространены ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, в построении предложений.

    В фонетическом плане дети неверно  произносят 10 20 звуков, не различают  на слух и в произношении, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов, не могут воспроизвести ряд  слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания.

    По  мнению Марьясовой О.В.: «Нарушение внимания и памяти проявляются у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей рисунках-шутках; всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку»[2, С. 44]. Еще труднее сосредоточивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности. 
Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на произвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовывать и оно сохраняется в течение длительного времени.

    По  мнению Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б.: «Речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при описании предметов, обобщении явлений признаков. Поэтому их рассказы бедны, отрывочны, логически не друг другом».  
       Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично. Характеризуя словарный запас детей, следует отметить не только его ограниченность (преобладание слов, обозначающих конкретные предметы и действия, при недостаточном количестве обобщающих слов, обозначающих абстрактные понятия), но и недостаточную сформированность понимания значения слов. Причем именно эта особенность, являющаяся одной из самых типичных для рассматриваемой группы детей, лежит на основе многочисленных ошибок в употреблении слов.  
Жукова Н.С. пишет: «Наблюдается и недостаточно полное понимание текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значений, а также связей между словами предложениями"[2, С. 61]. У детей с общим недоразвитием речи эти предпосылки формирования правильного прочитанного отсутствуют. Дети не понимают отдельные слова, вследствие этого многое из текста остается непонятным; улавливают лишь общий смысл рассказа. Пересказ оказывается полным, точным из-за неправильного осмысления отдельных слов связи ними». О степени понимания текста можно судить по различным факторам: на основании воспроизведения детьми текста в виде пересказа, на основании их ответов на вопросы, касающиеся содержания текста и т.п.  
В психологии и логопедии неоднократно отмечалось, что у детей, имеющих нарушения моторной стороны речи, всегда в какой-то степени выявляются и нарушения ее рецепторной стороны, касающиеся процессов восприятия. Это вносит качественное своеобразие в процесс понимания текста уже на самых ранних этапах. Полноценное понимание текста зависит от полноты его переработки на уровне смысловой структуры. В понимании предметного содержания и смысла текста, прежде всего, проявляются психологические особенности этого процесса при речевом недоразвитии, заключающемся в обедненности жизненных представлений, некоторой неполноценности мыслительных операций. Имеет место недостаток жизненного опыта, необходимого для понимания мотивов поступков героев, отношения автора к ним.  
      По мнению Лалаевой Р.И., нарушение последовательности всегда отражается на связности текста. Наиболее ее распространенный тип последовательность сложных соподчиненных отношений временных, пространственных, причинноследственных, качественных и т.д.  
К числу основных нарушений последовательности изложения относятся:  
пропуск; смешение разных рядов последовательности (когда, например, ребенок, не закончив описание какого-либо   существенного свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему).  
      Дети успешнее осуществляют полный пересказ доступного им текста, чем изложение его основного содержания. В связи с этим представляет интерес высказывание Филичевой Т.Б.. Характеризуя воспроизведение только главного, она пишет: «Как раз это» «только», так ободряюще действующее на взрослого, для маленького ребенка есть не облегчение, а, наоборот, осложнение. При задаче изложить материал кратко дети пропускают важные смысловые звенья даже тогда, когда могли воспроизвести его содержание почти дословно.

    Для выполнения этого навыка необходимо специальная и достаточно развернутая мыслительная работа, что вызывает значительные трудности у

данной  категории детей.

        У детей не сформировано умение адекватно развивать замысел, заложенный в зачине сообщения. Причинами здесь являются:  
неумение выделить главный смысл услышанного;  
неумение развить, развернуть найденный смысл в полное последовательное сообщение; неумение обдумывать предстоящее высказывание в целом,  
производить отбор необходимого материала.

       В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинноследственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.  
В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы, касающиеся речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Над этим работали: Воробьева В.К., Филичева Т.Е., Чиркина Г.В., Шаховская С.Н.  
Вследствие недоразвития всех компонентов речи, касающихся как смысловой, так и звуковой стороны, спонтанное и поэтапное формирование речевых умений и навыков или невозможно, или дисгармонично. Все это усугубляется дефицитом средств общения. Кольцова М.М. пишет: «Связная речь носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога»[2, С. 72]. Она тесно связана с непосредственным опытом детей. Старшие дошкольники испытывают определенные трудности при продуцировании связного выказывания, которые нередко сопровождаются поисками необходимых языковых средств. У детей еще нет умения и навыков связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопрос или различными нераспространенными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений.  
      По мнению Лалаевой Р.И.: «Особенности в построении высказывания, характерные для детей с общим недоразвитием речи, - результат трудностей планировании и развитии речевого сообщения. Аналогичное высказывание речи свидетельствует о большом числе сбоев грамматическом оформлении сообщения».

     Чем больше его объем, тем чаще встречаются разнообразные аграмматизмы. Наиболее характерными видами аграмматизмов являются: пропуск или избыточность членов продолжения, ошибки в управлении и согласовании, ошибки в употреблении служебных слов, ошибки в употреблении временных глаголов, трудности в слово и формообразовании, ошибки в формировании высказывания.

Информация о работе Действия с предметами детей дошкольного возраста