Учения Платона и Аристотеля о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 08:52, контрольная работа

Описание

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) также принадлежит к числу философов, чьи работы занимают важное место в истории европейской философской мысли. Ученик платоновской Академии, он откажется от многих взглядов учителя, следуя принципу, им же сформулированному: "Платон мне друг, но истина - дороже". Он известен как создатель новой школы - лицея, как учитель Александра Македонского, знаменитого завоевателя древности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

«Идеальное государство» Платона……………………………………3
Жизнь Платона……………………………………………………………4
Историческая ситуация. Сословия в «идеальном» государстве……….5
Идеология платоновского государства………………………………….6
Единое, неизменное, справедливое……………………………………...7
Проект «наилучшего государства» Аристотеля
Жизнь Аристотеля………………………………………………………...9
Греческий полис…………………………………………………………10
Понятие «гражданин»…………………………………………………...10
Отношение между государством и обществом………………………..11
Политическое устройство. Законы……………………………………..13
Отношение внутри семьи……………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………..14

Список литературы………………………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

      Для мыслителя необходимо было сделать из толпы, существующей в реальности в IV в. до н.э. фундамент для своего идеального государства, то самое третье сословие. Это сословие будет слушаться, и управляться лучшими людьми — философами, Платон сочиняет миф, в котором можно увидеть преобразованную идею Гесиода о происхождении людей. После рассказа о порождении всего населения землей–матерью мыслитель поясняет: “хотя все члены государства братья, но бог, вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править примешал при рождении золота, и потому они наиболее ценны, в помощников их — серебра, железа же и меди — в земледельцев и разных ремесленников” [IV, 414d–415b].

Платон  определяет жизнь гражданина совершенного государства такими словами: “каждый  человек должен мыслить обо всех без исключения людей так: не может стать достойным похвалы господином тот, кто не был раньше подвластным; поэтому более чем умением хорошо властвовать, должно хвалиться умением хорошо подчиняться: прежде всего — умением подчиняться законам, что будет означать подчинение богам; затем — умением юношей подчиняться старшим, честно прожившим всю свою жизнь” [21; VI, 762c].

      В качестве вывода, можно отметить, что, предусматривая серьезные изменения в социальной структуре полиса, Платон, тем не менее, остается сторонником прежней системы полисных ценностей, что, несомненно, было обусловлено историческими реалиями его времени. Несмотря на переживаемый греческими полисами кризис, старые нормы общественной жизни и морали продолжали действовать и оказали влияние на взгляды Платона.

      Объектами воспитания у Платона становятся граждане любого возраста, причем как  мужчины, так и женщины. Мыслитель  говорит об этом следующим образом: “законодателю следует позаботиться о … воспитании как мужчин, так и женщин, от ранних лет до зрелых — вплоть до старости” [21; I, 631d, e]. «Однако, — по меткому замечанию В.А. Гуторова — выдвигая столь революционную для своего времени идею полного равенства полов Платон, конечно, не выступал в роли “поборника женских прав”».

Роль  государства сводится, в целом, к разработке основ единой идеологии. В «Государстве» это положение звучит следующим образом — “... только у граждан этого государства мощно звучало бы в один голос: “Мои дела хороши!” или “Мои дела плохи!” [V, 463e]. В «Законах» Платон обращается к законодателю и направляет его к тому, чтобы заставить «всех живущих совместно людей постоянно, всю свою жизнь выражать как можно более одинаковые взгляды ... как в песнях, так и в сказаниях и рассуждениях» 

II. ПРОЕКТ «НАИЛУЧШЕГО ГОСУДАРСТВА» АРИСТОТЕЛЯ

2.1 Жизнь Аристотеля

    Аристотель – величайший древнегреческий философ. Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии.

    Аристотель  жил в 384-322 гг. до н.э. Родина Аристотеля- Полис Страгира. Отец Аристотеля Никомах – придворный врач македонского царя Аминты III , а сам Аристотель – сверстник сына Аминты , будущего македонского царя Филиппа III .

    В 367 до н. э. семнадцатилетний Аристотель прибыл в Афины и стал слушателем "академии" Платона , где пробыл 20 лет , в плоть до смерти основателя "Академии" в 347 г. до н.э. Платон был намного старше Аристотеля . Он сумел разглядеть гениального юношу и высоко его оценить . Со своей стороны , Аристотель высоко ценил Платона. В написанном Аристотелем на смерть Платона стихотворении говорилось, что дурной человек не должен сметь даже хвалить Платона. Однако Аристотель уже в школе Платона увидел уязвимые места платоновских идей.

    Позднее Аристотель скажет: "Платон мне друг, но истина дороже". Платонизм будет подвергнут проницательной критике. Но первое время, как это видно из ранних сочинений Аристотеля, он полностью разделяет взгляды Платона.

    В 355 году до н.э. положение Аристотеля в Афинах упрочилось в связи с приходом к власти в этом городе промакедонской партии. Однако смерть Платона и нежелание Аристотеля оставаться в "Академии", возглавленной преемником Платона, его племянником Спевсиппом, побудили Аристотеля оставить Афины.

    Аристотель  первые шесть лет живет в малоазийской Греции, сперва в прибрежном городе Ассосе, затем в городе Мителена на острове Лесбосе. В Ассосе Аристотель нашел себе жену Пифиаду – приемную дочь и племянницу тирана и основателя Ассоса философа Гермия. Связанный с Македонией Гермий был вскоре казнен персами после жесточайших пыток. Перед смертью он просил передать своим друзьям-философам, что он не совершил ничего недостойного философии, которую он высоко ценил.

    Признанный  героем и мучеником Эллады, Гермий был удостоен памятника в ее религиозном центре – Дельфах. Надпись к памятнику сделал Аристотель. Он же воспел своего тестя в стихах, где сравнивает его с Гераклом и Ахиллом.

    В конце 40-х годов до н.э. Аристотель был приглашен Филиппом II на роль воспитателя сына Филиппа – тринадцатилетнего Александра – переехал в Македонию. Воспитание Александра продолжалось около четырех лет. Впоследствии великий полководец скажет: "Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену". Аристотель не пытался сделать из Александра философа , как это сделал бы , по – видимому , Платон , одержимый мыслью что люди не будут счастливы, пока ими не начнут управлять философы. Трудно сказать , насколько философу удалось облагородить характер македонца- человека , стоявшего, по представлению классического грека на границе между эллином и варваром . Отношения учителя и ученика никогда не были теплыми . И как только Александр стал царем Македонии , он старался избавиться от Аристотеля, которому пришлось вернуться на родину , в Страгиру , где провел около трех лет . В это время произошло важное событие: в битве при Хероне (338 г. до н.э.) македонское войско разгромило соединенное войско греческих полисов. Классической Греции как совокупности суверенных полисов пришел конец. Аристотель вернулся в Афины.

    Оказавшись  снова в Афинах пятидесятилетнем мужем, Аристотель открывает здесь философскую школу – Ликей – названный так потому, что школа находилась рядом с храмом аполлона Ликейского ( "волчьего") . В состав территории школы входили тенистый сад с крытыми галереями для прогулок, поэтому школа Аристотеля называлась также "перипатетической"

( прогулочной  ), а члены школы - "перипатетиками" ("прогуливающимися" ). Их было много, ибо Аристотель имел не одну сотню учеников и последователей. Аристотель преподавал в Ликее двенадцать лет. Второй афинский период Аристотеля полностью совпадает с завоевательной эпопеей Александра Македонского, покорившего всю западную часть полосы древней цивилизации и вторгнувшегося даже в ее среднюю часть – в Индию, то есть с "эпохой Александра".

    Скоропостижная  смерть Александра вызвала в Афинах антимакедонское восстание. Аристотель был обвинен в богохульстве. Не дожидаясь суда, Аристотель передал управление Ликеем Теофасту и покинул Афины, как оказалось навсегда.

      Аристотель вскоре умер на  острове Эвбея в вилле своей  покойной матери. В завещании  Аристотель просил перезахоронить  останки своей первой жены  рядом со своей могилой, определил  содержании своей второй жене  Герпилле – матери сына Аристотеля Никомаха, отдал распоряжение относительно обоих своих сыновей: Пифида ( от первого брака ) и Никомаха; некоторым своим рабам он даровал свободу. 

2.2 Греческий полис. 

     Излагая свое учение об идеальном строе, философ, прежде всего, исходит из того, что в этом учении не содержится ничего неосуществимого. Предпосылками создания образцового, наилучшего полиса, согласно Аристотелю, является  определенное количество населения, определенные размеры территории, удобное положение относительно моря. Теоретическое построение  идеального  полиса  - конечная задача, которую ставит перед собой Аристотель в "Политике". Вполне оправданными были бы поиски  нитей, связывающих идеальный полис Аристотеля с греческими полисами IV в. до н.э., внешними и внутренними условиями их существования. Разумеется, этим не исчерпывается связь содержания трактата Аристотеля с эпохой, в которую он жил. Рассуждения о совершенном,  с  точки  зрения автора,  полисе занимает в "Политике" много места (седьмая и восьмая книги; к этому следует добавить анализ теорий его  предшественников  и современников во второй книге). Этому рассуждению предпослано  занимающее  гораздо  больше  места  учение  о полисе вообще.  Здесь мы находим обоснование мысли, что полис является высшей формой объединения, способствующей достижению счастливой  жизни, т.е. жизни добродетельной; понятие полиса подвергается расчленению на его простейшие элементы.  

    2.3 Понятие «гражданин» 

      Проблема  рабства занимает большое место  в “Политике” Аристотеля. Для нашего философа  главный вопрос состоит в том, является ли рабство продуктом природы или же общества: “Действительно ли кто-нибудь раб по своей природе или нет; действительно ли для кого-нибудь лучше и справедливее быть рабом, или должно думать, что всякое рабство есть явление несогласное с природою, — вот вопросы”. Аристотеля приводит к заключению, что рабство — явление, согласное с природой: “Итак. Хотя очевидно, что всякое сомнение о свободе и рабстве имеет некоторое основание, тем не менее, очевидно также и то, что одни по природе рабы, а другие по природе свободны». Таким образом, согласно Аристотелю, люди от природы неравны. Поэтому неправы те, кто думают, что раб и свободный таковы только по закону. Рабы — это все те, кто занят физическим трудом и для которого это занятие наилучшее. Эти люди в состоянии лишь осуществлять чужой замысел. Они понимают разумное, но сами разумом не обладают, они — одушевленное имущество и орудие господина.

      Господин  тот, “кто может мыслить и предусматривать”, и кто нуждается в орудиях для реализации своих замыслов. По отношению к господину раб — его одушевленное орудие, более того, это как бы часть тела господина: “Раб есть часть господина, как бы некоторая, отдельно от него существующая, одушевленная часть его тела”. Аристотель доходит до того, что утверждает, будто рабу от природы рабом быть полезно, что люди так устроены, что “одному полезно быть рабом, а другому господином”. Аристотель определяет раба так: раб — это тот, “кто, будучи человеком, по природе своей принадлежит не себе, а другому”.

      Политически полноправными гражданами, по Аристотелю, являются далеко не все подданные  государства, но лишь лица, способные  к политической жизни, благодаря  своему благосостоянию и духовным качествам - лишь гражданам принадлежит земля. Гражданин - тот, кто участвует в совете и в суде. Отсюда следует, что гражданами не могут быть лица, занимающиеся физическим и вообще производительным трудом, так как им свойственны низкий образ жизни и низкий образ мыслей, не способствующий развитию добродетели, а счастливой  жизнью может быть только жизнь в соответствии с добродетелью. Организация землевладения должна обеспечить гражданам пропитание  и в то же время возможность дружески предоставлять свою собственность в пользование другим гражданам. Всему гражданскому населению следует участвовать в сисситиях, т.е. общественных трапезах.

      Философ анализирует  понятие  гражданина,  время  от  времени  обращаясь  к практике греческих  полисов. Свое  заключение  Аристотель формулирует  так: существует несколько разновидностей гражданина. Гражданином преимущественно является тот,  кто обладает гражданскими правами. Этическая точка зрения,  играющая большую  роль  в  построениях Аристотеля, побуждает  его  сразу  же  заняться  вопросом об отношении добродетели подлинного гражданина  к  добродетели  хорошего  человека. Вывод Аристотеля   таков:   эти   добродетели   тождественны  в  одном государстве и различны в другом.  И здесь,  таким образом,  дает  себя знать общая   установка   философа:   решать   теоретические   вопросы неоднозначно, руководствуясь не соображениями отвлеченного характера, а с оглядкой на  сложность  и  многообразие действительности,  в частности политической реальности. Мыслитель подробно описывает элементы, необходимые для существования государства, различая элементы качества и элементы количества: под элементами качества он разумеет свободу, воспитание и благородство рождения, а под элементами количества — численное превосходство массы.

      Аристотель  определяет гражданина как того, кто  участвует в суде и в управлении. Это абсолютное понятие гражданина. Называя это понятие гражданина абсолютным, Аристотель, по-видимому, хочет сказать, что это истинно для всех форм политического устройства и разница между ними не столько в понятии гражданина, сколько в том, на какие слои населения распространяется там право участвовать в управлении государством и в суде. Так что когда он говорит, что есть столько же видов граждан, сколько форм политического устройства, то это не следует понимать буквально, ибо все дело в том, кого сочтут за гражданина: “Кто гражданин в демократическом государстве, тот часто не считается за гражданина в олигархическом”, ибо “в демократиях… все граждане безразлично участвуют во всех делах государства, а в олигархиях напротив”. Кроме того, граждане несут военную службу и служат богатым. Итак, граждане — это те, кому доступны четыре функции: воинская, административная, судейская и жреческая. Под “управлением” Аристотель имеет в виду, по-видимому, и законодательную и исполнительную власть. Гражданин пользуется гражданскими почестями.

      Таким образом, в наилучшем государстве  его граждане не должны заниматься ни ремеслом, ни промыслом, ни земледелием, вообще физическим трудом. Будучи землевладельцами и рабовладельцами, живущими за счет труда рабов, они имеют философский досуг, развивают свои добродетели, а также исполняют свои обязанности: служат в армии, заседают в советах, судят в судах, служат богам в храмах. Собственность граждан, хотя и неодинаковая, таковая,  что среди них нет ни слишком богатых, ни слишком бедных. Будучи распространенным на всех эллинов, наилучшее политическое устройство позволит им объединиться в одно политическое целое и стать властелинами  Вселенной. Все остальные народы, которые, будучи варварами, созданы самой природой для рабской жизни и уже сами собой живут в рабстве, станут обрабатывать земли  эллинов, как общественные, так и частные. И они это будут делать для общего блага, в том числе и для своего собственного. 

Информация о работе Учения Платона и Аристотеля о государстве