Философия Леонардо Да Винчи

Дата добавления: 24 Октября 2012 в 19:14
Автор работы: m***************@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать (48.70 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

реферат1.docx

  —  51.76 Кб

 

О том, как Леонардо отдавался  своей работе не замечая ничего вокруг, слагали шутки, который содействовали  его славе – славе всемогущего  чародея . иногда Леонардо проводил веселые  для него опыты над спящими  людьми, устраивая приборы, которые  неожиданно поднимали изголовье  кровати

Так среди разнообразных  занятий почти не вообразимых  по своей ширине , складывалась жизнь  молодого художника. Школа Вероккио в лице Леонардо приобрела могучую  силу для переработки общепринятых эстетических понятий. Никто из школы Вероккио , которая воздвигала свои эстетическое образование на строго научной основе , не произнес ни одного подозрительного слова, не положил на полотно ни одной черты «явно возмутительной для нравственного чувства , но эти странные лица с двусмысленными улыбками и острыми взглядами были окружены какой то атмосферой разложения, зарождения демоническими настроениями одних и приводили в неудовлетворение других.

Никаких обличительных достоверных  доказательств не было,а между  тем над Леонардо да Винчи уже  повисла скверная хула, приведшая его на скамью подсудимых . В1476г  Леонардо был привлечен к уголовной ответственности по анонимному обвинению в мужеложстве с Якопо Сальтарелло , известным своей извращенностью , который якобы в последнее время стал угождать Леонардо. По судебному приговору обвиняемый был оправдан, однако слух об «отношениях»  Леонардо с Якопо ходили еще долго. Хотя Леонардо отрицал и писал в летучей сестенции об отношениях полов , где говорил что людям подобает следовать законам природы, настораживает то, что изящный и красивый Леонардо никогда не был замечем с представительницами прекрасного пола  и ни один из его биографов даже намеком не указывал на его сердечные увлечения.10 

4.ФИЛОСОФИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Для истории философской мысли  эпохи Возрождения феномен Леонардо интересен прежде всего как проявление определенных тенденций ее развития.

Разрозненные заметки общефилософского и методологического характера, затерянные среди тысяч  столь же разрозненных записей по самым разнообразным вопросам науки, техники, художественного творчества, никогда не предназначались не только для печати, но и для сколько-нибудь широкого  распространения. Сделанные в самом точном смысле “для себя“, зеркальным почерком, никогда не приводившиеся в систему, они так и не стали достоянием    не только для современников, но и ближайших потомков, и лишь столетия спустя оказались предметом углубленного научного исследования.        

Философские воззрения Леонардо существенны, таким образом, не в свете исторической перспективы, а прежде всего как явление своего времени, рассматриваемое в своем историческом контексте в качестве особого , оригинального   выражение главнейших тенденций ренессансной мысли Леонардо сформировался вне университетской профессиональной научно- философской среды конца 15 в. Главным источником формирования научных и философских интересов молодого  Леонардо была несомненно боттега – мастерская. Близкое знакомство Леонардо  со многими его современниками – учеными, математиками, мастерами,строителями, медиками, архитекторами, астрономами, в сочетании с напряженным интересом к самым острым и важным проблемам наук о природе позволило ему быть в курсе современного состояния знаний о мире.      

Стремление охватить все богатство  и разнообразие природных явлений  в своих наблюдениях, все понять, проанализировать, не подчиняя их в то же время привычной устоявшейся схеме, приводило к тому, что Леонардо и не ставил перед собой задачи создания некоего всеобъемлющего свода. Для сведения воедино материала, им лихорадочно собираемого, не могло хватить и десятка таких богато заполненных  неперестанной работой жизней. Главное в незавершенных поисках Леонардо – попытка создания нового метода познания.       

«Занимаясь философией явлений  природы, - рассказывает о Леонардо да Винчи автор знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, - он пытался распознать особые свойства растений и настойчиво наблюдал за круговращением неба, бегом луны и вращениямсолнца. Вот почему он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая быть философом, а не христианином». Мировоззрение его было враждебно католической ортодоксии и схоластическому богословию.        

Заявляя, что «все наше познание начинается с ощущений», Леонардо решительно отверг иное, не опирающееся на непосредственное изучение природы, знание – будь то полученное из откровения и из Священного писания

Знание богословов.       

Знание, не опирающееся на ощущение и опыт, не может претендовать на какую-либо достоверность, а достоверность есть главнейший признак истинной науки. Теология не имеет подлинной опоры в опыте и потому не может претендовать на обладание истиной.       

Другой, по Леонардо, признак неистинной науки – разноголосица мнений, обилие споров.        

Позиция Леонардо есть, в сущности, отрицание теологии. Знание, основанное на откровении, на «наитии», на Священном писании – недостоверно и потому не может приниматься во внимание; дав свое натуралистическое объяснение природы человеческой души,Леонардо пренебрежительно отзывается о теологической трактовке «братьев и отцов» – монахов и священников.  

К знанию по наитию Леонардо приравнивает и ложные построения, основанные на том, что именует «сновидениями». Ложными науками, противоречащими опыту и не подтвержденными достоверными доводами и доказательствами, Леонардо считал «прорицательную» астрологию (от которой он отличал в своих записях «наблюдательную» астрологию), алхимию (опять же  выделяя в ней практически неоспоримую часть, связанную с опытами по получению соединений природных элементов), попытки создания вечного двигателя и особенно некромантию и различные виды колдовства, опирающиеся  на использование «духов». Леонардо не только опровергал основания практики “некромантов” и других  колдунов и магов, но и подрывал веру в чудеса и ведовство.11        

Основанное на ощущениях, и прежде всего на зрении, познание мира – единственное доступное человеку знание – противостоит мистическому постижению божества. Леонардо оспаривает мнение тех, кто считает, что «зрение мешает сосредоточенному и тонкому духовному познанию, которое открывает доступ к наукам божественным»; напротив, подчеркивает он, именно глаз, «как повелитель чувств, выполняет свой долг, когда создает помеху для путаных и лживых рассуждений».

Леонардо черпал и из литературы, и из природы, но всегда на первом месте  была у него природа, опыт, проверка выдвинутых положений.Причиной тому было не недостаточное знание латыни и  не полное незнание греческого языка, но сам метод подхода к проблеме. Леонардо был противником средневековой  схоластики там, где она ограничивалась формальной схемой, противником гуманистической эрудиции там, где она ограничивалась чисто словесной мишурой, противником квазиученых занятий типа алхимических экспериментов. Он писал гневные строки по поводу пустопорожних абстрактно-схематических споров: «. . .хотя бы я и не умел хорошо, как они, ссылаться на авторов, гораздо более великая и достойная вещь при их чтении — ссылаться на опыт наставника их наставников. Они расхаживают напыщенные и важные, разряженные и разукрашенные не своими, а чужими трудами, а мои труды, созданные мной самим, не учитывают, и если меня, изобретателя, не признают, как делает большинство из них, то эти, не изобретатели, а трубачи _и пересказчики чужих трудов, да будут осуждены».'' Здесь Леонардо выступает не против эрудиции гуманистов, а против гуманистов-риториков, ученых-цитатчиков, безукоснительных поклонников традиционных авторитетов средневековья. Как человек новой эпохи и новой культуры, он противопоставляет пустоте бездумной эрудиции проницательное наблюдение, опыт, реальный смысл. Он поет гимн глазу, разуму, руке, труду. Победа там, где опыт и математический расчет, а не там, где чисто словесный спор!

В отличие от гуманистов-филологов  Леонардо именовал себя «человеком необразованным» (Ото sanza lettere), но он по-своему аргументированно «критиковал схоластику во имя Возрождения, филологический гуманизм — во имя науки, идеалистические проявления флорентийского платонизма — во имя опыта».18 Авторитет природы и опыта всегда был для него выше авторитета любого автора, что вовсе не означало отказа читать и изучать различных авторов.

Леонардо во многом обязан трудам Кристофоро Ландино, другу и  почитателю Фичино, переводчику «Естественной  истории» Плиния, которую Леонардо внимательно изучал. Беседовал Леонардо и с византийским ученым Аргиропуло, тонким комментатором греческих  текстов Аристотеля и, что было крайне важно для Леонардо, — его «Физики». Немалую роль в становлении Леонардо мог сыграть и Паоло Тосканелли — первоклассный ученый в области  физики, математики, астрономии, географии, которого Леонардо упоминает в Атлантическом кодексе. Там же можно найти единственное свидетельство непосредственного знакомства с сочинениями Альберта Великого, к которому Леонардо обращался в большей мере через посредников и комментаторов. И наконец, Марсилио Фичино, глава флорентийского неоплатонизма. Леонардо были близки те его занятия и теории, которые имели отношение к медицине, гигиене, проблемам физики, перспективы, света. Некоторые положения Леонардо явно выросли из философской теории Фичино: таков тезис о духовном источнике силы, об искусстве человека как подражателя природы, о единстве науки художника с наукой природы; таков математико-геометрический принцип исследования и экспериментирования. Флорентийская неоплатоническая концепция признает за математикой функцию посредника между идеей и материей. Математические размышления и наука Леонардо окрашены в тона этой концепции.20 Леонардо был не самым первым и не единственным открывателем экспериментального метода, нового подхода к явлениям природы, но он благодаря своей гениальной интуиции и упорному труду исследователя-экспериментатора углубил ценные положения и теории, сформулированные до него. Экспериментальная наука и новая философия придут с Бэконом и Галилеем.

Если Гарен подчеркивает большое значение для мышления Леонардо фичиновского неоплатонизма, что имеет  определенные основания, то нельзя в  связи с этим не напомнить тонкое наблюдение советского ученого В. П. Зубова.21 Леонардо обращался не только к трактату Фичино «О бессмертии души», но и к «Морганту» Луиджи Пульчи, который в своей поэме насмехался над теми, кто спорит, откуда выходит душа и куда она входит. Эти насмешки вызывали святой гнев Фичино и одобрение Леонардо, который считал, что, «если мы подвергали сомнению достоверность всякой ощущаемой вещи, тем более должны мы подвергать сомнению то, что восстает против ощущений, каковы, например, вопросы о сущности бога и души и тому подобные, по поводу которых всегда спорят и сражаются». Направленность Леонардо ближе к Пульчи, книгу которого он держал в своей библиотеке, как и Фичино, Которого знал и изучал. Сомнение Леонардо означало не безоговорочное отрицание, а повод к размышлению.

Леонардо являлся не только критиком, справедливо отрицающим жизненную  и научную ценность «неощутимых  явлении», но прежде всего творческой и мыслящей фигурой качественно  нового этапа Возрождения. Он признает «божественную причинность» и «божественную  гармонию», но пытается обосновать ее в тесной связи с материальным миром. Леонардо рассматривает красоту  как отражение бога, но находит  ее сущность в пропорциональности и  соразмерности формы предметов  и тел, т. е. в закономерности, присущей материальному миру. Он остается в  границах опыта — «наставника  наставников», лишь абстрактно признавая  божественное начало мира. Фактически бог вынесен у Леонардо да Винчи  за пределы конкретного материального  окружения и существует как формула. В этом можно видеть величайшее достижение передовой возрожденческой мысли  начала XVI в. не только на практике, но и  в теории, обходившейся без бога, хотя и редко доходившей до философских  обобщений.

 

4.Заключение

Смысл и величайшая ценность наследия Леонардо для потомков в  том, что оно неоспоримо подтверждает безграничные возможности человека, наделенного духом и разумом, творить, продолжать процесс сотворения мира. По Леонардо первоосновой продолжения  сотворения мира может быть только постижение природных явлений, постижение как чувственное, так и интеллектуальное. Именно этот дар позволил Леонардо проявить себя многогранно. За свои 67 лет  он сумел быть художником, архитектором, ученым во многих отраслях (механике, математике, анатомии, астрологии, геодезии). Научные  интересы Леонардо были безграничны. Его  заметки отражают занятия автора математикой и физикой в различных  ее ответвлениях (механикой, оптикой, гидравликой), астрономией, геодезией и картографией, ботаникой, физиологией и анатомией. Эпоха Леонардо была не готова использовать все его прозрения в области  техники, однако инженерная практика через 250-300 лет после жизни Леонардо подтвердила правоту и гениальность его разработок.

Многие поколения ученых пытались проникнуть в секреты и  таинства его творчества. Леонардо сам помог им в этом, записывая  свои наблюдения и размышления и  оставив их в наследство людям. Вот  в чем главный секрет Леонардо: нужно учиться понимать окружающую природу, понимать и чувствовать  цвет и форму объектов и растений, почувствовать реку и ветер как  живые существа, ощутить полет  птиц как движение своего тела, понять и человеческое тело как произведение архитектора и инженера. на язык цифр и пропорций.

Леонардо да Винчи неотделим  от своей родины — Италии и своей  исторической эпохи — эпохи Возрождения, ставшей уникальной главой в истории  европейской и мировой цивилизации. Имя Леонардо в числе имен тех, кто эту эпоху воплотил и впоследствии стал ее символом.

 

6. Список Литературы.

1 А.Х.Горнфугель. Философия эпохи возрождения Москва «высшая школа» 1980

2 Волынский Д. «Жизнь Леонардо да Винчи»

3 Шестаков В. «Философия и культура эпохи Возрождения. Рассвет Европы» ,Нестор 2007

4 В.И. Рутенбург « Титаны Возрождения», изд. «Наука»  Ленинград 1976

5 Тина Золотова «Леонардо да Винчи» М.: Магма 2007

6 Алексей Гастеев « Леонардо да Винчи» М. : Молодая гвардия 2003

7 Джорджио Вазари , жизнеописание Леонардо да винчи,

8 В.В. Соколов « Европейская философия 15-18 веков» М.: 2003

7 Л.М. Брагин « Леонардо да Винчи и культура эпохи возрождения»

8 В.Н. Прокофьев «мастера классического искусства запада», изд. «Наука» 1983г

9 А. Волынский «Жизнь Леонардо да Винчи» М.: Алгоритм 1997г

10 Баткин Л.М. «Итальянское Возрождение  в поисках индивидуальности.» М.: наука 1989

   


Страницы:← предыдущая12
Описание
«Величайший прогрессивный переворот» каким явилась, по определению Ф.Энгельса , эпоха Возрождения , ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов» , была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томазы Компанеллы, чтобы представить себе глубину , богатство и многообразие философской мысли 14- 15 вв1.
Содержание
Введение;
Общая Характеристика Великой Эпохи;
Леонардо Да Винчи, о нем;
Философия Леонардо Да Винчи;
Заключение;
Список литературы.