Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:02, доклад
Атомизм проявился как движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Интересно, что эта гипотеза, развитая Левкиппом (V в. до н.э.) и особенно Демокритом (ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости), связана с Древним Востоком[12].
Таким образом, первоначала других античных мыслителей Демокрит и его последователи сводили к атомам. И вода, и воздух, и земля, и огонь состоят из большого количества атомов, различающихся по своей качественной специфике, но по отдельности чувственно не воспринимаемых.
Министерство образования и науки РФ
Доклад
по дисциплине
«Философия»
на тему «Атомизм Левкиппа и Демокрита»
Выполнил:
Студент 2 курса
специальности
Научный руководитель
Омск 2012
Атомизм проявился как движение
античной мысли к философской
унификации первооснов бытия. Интересно,
что эта гипотеза, развитая Левкиппом
(V в. до н.э.) и особенно Демокритом (ок.
470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости),
связана с Древним Востоком[12].
Таким образом, первоначала других античных
мыслителей Демокрит и его последователи
сводили к атомам. И вода, и воздух, и земля,
и огонь состоят из большого количества
атомов, различающихся по своей качественной
специфике, но по отдельности чувственно
не воспринимаемых. Атомисты рассматривали
мир как единое целое, состоящее из бесчисленного
множества мельчайших неделимых частичек
— атомов, движущихся в пустоте. В самом
понятии атома (неделимый) высвечивается
его элеатское происхождение. Атомы, согласно
Демокриту, неделимы вследствие своей
абсолютной плотности, отсутствия в них
пустых промежутков и исключительной
малости. Атомы и пустота — единственная
реальность. Атомы вечно носятся в беспредельной
пустоте, не имеющей ни верха, ни низа,
ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь
и разъединяясь. Соединения атомов образуют
все многообразие природы. Атомы обладают
силой самодвижения: такова их извечная
природа. Стоит отметить, что и душа, согласно
древним атомистам, состояла из тончайших
круглых и особо подвижных атомов, т.е.
идеальное мыслилось наравне с материальным
— с единой субстанцией. Атомы складываются
в различные конфигурации, которые мы
воспринимаем в качестве отдельных вещей,
различность же структур этих конфигураций,
т.е. качественное разнообразие мира, зависит
от разных типов взаимодействий между
атомами. Так была создана существующая
более двух тысячелетий дискретная картина
мира, в котором бытие мыслится состоящим
из мельчайших и обособленных (дискретных)
частичек вещества, а отношения между
этими частичками (т.е. принцип взаимодействия)
считается не самим бытием, а лишь свойством
атомов.
Отмечая роль античного атомизма, Герцен
писал: “В атомах они видели повсюдную
средоточность вещества, бесконечную
индивидуализацию его, для себя бытие,
так сказать, каждой точки. Это один из
самых верных, существенных моментов понимания
природы: в ее понятии необходимо лежит
эта рассыпчатость и целость каждой части
так же, как непрерывность и единство”[13].
Следует, однако, подчеркнуть, что наше
изложение есть реконструкция, исходящая
из сравнительной ценности для современной
науки тех или иных построений древних.
Непосредственно в античности атомистическая
концепция не сыграла существенной роли.
Дело в том, что она входила в конфликт
с принципом бесконечной делимости материи,
а также с величайшими достижениями античной
математики: открытием несоизмеримости
диагонали квадрата с его стороной и т.п.
Геометрические фигуры, составленные
из “атомов” Демокрита, были бы угловатыми
и неровными, подобно египетским пирамидам,
если рассматривать их вблизи. Мы не можем
здесь вдаваться в математические тонкости,
укажем лишь, что Демокрит различал атомы
(неделимые) и амеры (не имеющие размера).
Преодоление трудностей древней атомистики
было бы возможным только вместе с введением
в античную науку элементов дифференциального
и интегрального исчислений, что позволило
бы решить еще, например, апорию Зенона
об Ахиллесе и черепахе и т.п. Существует
мнение, что Архимед, разработавший оригинальные
методы, предвосхищавшие математический
анализ Ньютона и Лейбница, опирался хотя
бы эвристически на атомизм.
Демокрит разработал научный метод познания,
основанный на опыте, наблюдении и теоретическом
обобщении фактического материала. Ощущения,
считал он, представляют хотя и недостаточный,
но необходимый источник и основу познания.
Свидетельства об окружающем нас мире,
которые дают ощущения, дополняются и
исправляются тонкой работой ума. Вселенная
Демокрита строго подчинена принципу
причинности: все возникает на каком-либо
основании и в силу причинности. Именно
в причинности Демокрит усматривал объяснительный
принцип в осмыслении сути вещей и событий.
Он с пафосом воскликнул: “Найти одно
причинное объяснение для меня лучше,
чем овладеть всем персидским царством!”
Согласно Демокриту, душа человека состоит
из мельчайших, круглых, огнеподобных,
постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней
энергийностью, она является причиной
движения живых существ. Он первым высказал
идею проэктивной объективации субъективного
образа: от вещи отделяются тончайшие
“пленки” (поверхности), втекающие в глаза,
уши и т.д. Иначе говоря, от предметов истекают
своего рода флюиды, которые, попадая в
наше тело через органы чувств, порождают
у нас ощущения, восприятия, т.е. образы,
которые мы чувствуем не в нас, а там, где
находится воспринимаемый предмет: иначе
ведь мы тянулись бы ложкой не в тарелку,
скажем, с супом, а в свои глаза. При этом
визуальный образ формируется истечением,
исходящим из глаз, и из того, что видимо.
(Специально изучая этот вопрос (силу взгляда),
должен сказать: это чрезвычайно тонкое
прозрение гения.)
Демокрит колебался в вопросе о природе
богов, но был тверд в признании бытия
Бога. По Демокриту, боги состоят из атомов,
а Бог есть космический разум. В сочетании
атомов находится некая живая и духовная
сила, а начала разума находятся в мирах,
которые он наделяет божественностью:
мир создан божественным разумом и боги
помогают людям. Совокупность огненных
атомов, разлитая во всем Космосе, оживляет
все и дает всему и вся Разум[14].
И в заключение: атомизм Левкиппа — Демокрита
не получил надлежащей оценки, между тем
как он составляет одно из величайших
учений, до которых дошло глубокомыслие
человечества. В отличие от всех выдвигавшихся
до сих пор идей первоначала, идея атома
содержит в себе, кроме всего прочего,
принцип предела делимости материи: атом
мыслился как наименьшая частица, которая
выступает как исходный в созидании и
последний в разложении вещественный
элемент сущего. А это — гениальный взлет
мысли на принципиально новый уровень
философского постижения сущего. И самое
понятие неделимости было введено атомистами
именно ради того, чтобы возможность бесконечного
деления данного тела не превратила его
в ничто и тем самым не превратила бы все
бытие в мираж[1