Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 10:37, контрольная работа
Основная цель данной работы – изучить антропологический материализм Л. Фейербаха
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить жизнь и деятельность Л.Фейербаха.
2. Проследить становление философского взгляда Фейербаха.
3. Раскрыть идейные и теоретические источники атеизма и материализма Фейербаха.
4. Сделать выводы по изученному материалу.
Введение 3
1. Жизнь и деятельность Л.Фейербаха 4
1.1. Начальный этап развития философских взглядов Л.Фейербаха 4
1.2. Новый материалистический период в философии Л. Фейербаха 6
2. Взгляд Фейербаха на историю философии 12
3. Идейные и теоретические источники атеизма
и материализма Фейербаха. 15
Заключение 28
Список используемой литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Филиал ГОУ ВПО Волго- Вятская академия государственной службы
в
г. Кирове
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
дисциплине «Философия»
тема
«Антропологический
материализм Л. Фейербаха»
Киров
2009
Содержание
Введение
1. Жизнь и
деятельность Л.Фейербаха
1.1. Начальный
этап развития философских
1.2. Новый материалистический
период в философии Л.
2. Взгляд Фейербаха
на историю философии
3. Идейные и
теоретические источники
и материализма
Фейербаха.
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.
Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.
Основная цель данной работы – изучить антропологический материализм Л. Фейербаха
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Жизнь и деятельность
Л.Фейербаха
1.1. Начальный этап развития философских взглядов Л.Фейербаха
Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804
года в городе Ландсгуте в Баварии. Его
семья была достаточно передовой для того
времени и придерживалась прогрессивных
антифеодальных взглядов. Отец Людвига
был очень образованным человеком, криминалистом
и пользовался широкой популярностью.
Первоначальное образование Людвиг получил
в местной гимназии, что позволило ему
в 1823 году поступить в Гейдельбергский
Университет. Свое обучение Людвиг начал
на факультете теологии, однако, уже через
год, в 1824 году, он разочаровался в теологии
и захотел посвятить свою жизнь изучению
философии. Фейербах переехал в Берлин,
где два года слушал в университете лекции
Гегеля. Но через некоторое время Фейербах
понимает, что его не удовлетворяет абстрактный
характер гегелевской философии. И Людвиг
начинает заниматься изучением естественных
наук. естествознанию".
Тем не менее, при окончании университета
Фейербах стоит еще на позициях идеализма.
Что подтверждает его посвященная Гегелю
диссертация "Об едином, универсальном
и бесконечном разуме", которая была
написана в 1828 году. В этом же году, после
окончания университета, Фейербах в качестве
приват-доцента Эрлангенского университета
начинает читать курс лекций по истории
философии, логике и метафизике, в этих
лекциях Фейербах продолжает оставаться
последователем Гегеля, но в то же время
он пытается изложить логику в своем понимании.
Для Гегеля логические категории имели
самостоятельное бытие, стоящее над природой
и историей. Фейербах же рассматривал
логику лишь как теорию познания, основанную
на истории познания.
В 1830 году анонимно выходит сочинение Фейербаха "Мысли о смерти и бессмертии". Но вскоре стало известно, кто является автором этого довольно смелого для того времени произведения. Оно сейчас же было конфисковано и началось гонение его автора. Основное содержание этой работы Фейербаха шло вразрез с догматикой ортодоксального христианства, и было направлено на примирение прежнего разногласия "между потусторонним и посюсторонним, чтобы человечество единодушно, всем сердцем сосредоточилось на самом себе, на своем мире и на своем настоящем; ведь только эта безраздельная сосредоточенность на действительном мире дает новую жизнь, даст великих людей, вызовет великие идеи и дела".
Философ
отрицал личное бессмертие, доказывая,
что жизнь отдельного человека временна,
преходяща, человек смертен. Вера в загробную
жизнь таит в себе большой вред, так как
она снижает в глазах человека ценность
его реальной жизни. Религиозные догматы
о бессмертии и жизни на небесах разоружает
человека в его борьбе за настоящую жизнь.
Здоровье имеет большие ценности, чем
проповедуемое церковью бессмертие. Здоровое
сердце может найти на земле все, что требуется
человеку, и поэтому не надо отсылать людей
к другой жизни, обрекая их на Земле на
страдания и лишения. По мнению философа,
мир жалок лишь для жалких людей и пуст
лишь для пустого человека. Фейербах не
отрицает понятия "бессмертие человека",
понимая под ним лишь продолжение жизни
человека в памяти людей. В противовес
христианской догме личного бессмертия
он признавал бессмертие человеческого
рода, коллектива. Вечен, бессмертен, абсолютен
лишь родовой, всеобщий, универсальный
разум, родовое мышление, родовое сознание.
Эта мысль проходит центральным моментом
этой работы философа.
Свою борьбу против христианства Фейербах
в это время ведет еще в основном с позиции
объективного идеализма. Хотя в своей
работе "Мысли о смерти и бессмертии"
(1830) имеются некоторые попытки объяснить
религию, исходя из реальных человеческих
качеств, все же они мало изменяют общий
идеалистический характер исходных позиций
философа.
Это нашумевшее произведение "Мысли
о смерти и бессмертии" завершили карьеру
автора на поприще официальной академической
философии. Фейербах был уволен из университета.
Все его попытки получить кафедру в каком-либо
из университетов Германии встретили
отпор со стороны казенных, административных
деятелей науки того времени.
Однако сложившая ситуация не заставила
Фейербаха прекратить своих философских
занятий и написания новых работ.
1.2. Новый материалистический период в философии Л. Фейербаха.
В 1833 году он опубликовал книгу "историю новой философии от Бэкона до Спинозы", 1837 год - работа "О Лейбнице", 1838 год - "О Пьере Бейле". В этих сочинениях Фейербах хотел проследить путь постепенного освобождения философии от влияния теологии, так как примирение науки и религии он считал позорным пятном истории Новой философии, лицемерием, которое необходимо преодолеть.
Философские труды доставляли Фейербаху некоторую известность. И, как следствие этого, по предложению журнала правогегельянцев, он пишет рецензии на "Историю философии" Гегеля и "Философию права" Шталя. В своем отзыве на последнее сочинение Фейербах резко критикует точку зрения Шталя, выводившего все правовые учреждения из принципов христианской религии. Критическое же отношение к Гегелю сформировалось у Фейербаха около 1839 года. Именно в произведении, "К критике гегелевской философии", которое было написано в 1839 году, Фейербах впервые становится на позиции материализма.
В серии юмористических философских афоризмов
"Писатель и человек", которые вышли
в 1834 году, Фейербах снова возвращается
к проблеме смерти и бессмертия. Отрицая
индивидуальное бессмертие, философ отстаивает
идею морального бессмертия. Человек достигает
его тем, что творит непреходящее дело;
писатель приобретает свое бессмертие
благодаря влиянию своих сочинений на
читателей.
Убедившись в полной невозможности проявить
на официальном академическом поприще,
так как в силу взглядов Фейербаха его
не допускали к студенческой среде, философ
в 1837 году переселяется в небольшую деревню
Брукберг, в Тюрингии. Здесь, вдали от культурных
центров Германии, он почти безвыездно
25 лет.
Но это уединение философа не было, однако,
результатом примирения с условиями тогдашней
немецкой действительности, которая представляла
собой феодальную систему производственных
отношений и раздробленность страны, что
и препятствовало развитию промышленности
и торговли.
Не будучи политическим борцом, Фейербах
прибег к своеобразной форме пассивного
протеста против царившего в Германии
социального гнета. О мотивировках своего
уединения Фейербах в последствии писал
в первой лекции работы "Лекции о сущности
религии", написанной в 1845году, которое
не могло не отразиться и явилось одной
из причин его отставания от науки того
времени.
Все
же первое время пребывания Фейербаха
в деревне в непосредственном
соприкосновении с природой благотворно
сказалось на его творчестве. Природа
становится объектом его размышления:
он учится читать и понимать ее "великую
книгу", которая наполняет его душу
новыми идеями, противоречащими всему
фантастическому, надуманному, сверхъестественному.
Из деревенской глуши Фейербах стремится
принять деятельное участие в духовной
жизни Германии и очень скоро становится
активным деятелем органа младогегельянцев.
В журнале этого органа философ печатает
ряд своих произведений и через это издание
приобретает большое влияние на радикальные
круги немецкого общества.
Цензура
всеми средствами препятствовала появлению
работ Фейербаха. Запрещены были его
работы "О философии и христианстве",
которая была написана в 1839 году и "Предварительные
тезисы к реформе философии", написанная
в 1842 году, но которое позже было опубликовано
заграницей.
В Букберге Фейербах пишет рецензию на
книгу Доргута "Критика идеализма",
в которой автор выступил сторонником
физиологического материализма. Фейербах
критикует Доргута за то, что тот отождествлял
мышление с физиологическими процессами,
происходящими в мозгу человека. В завязавшейся
после рецензии переписке между этими
двумя философами, Доргут выдвигал ряд
материалистических положений, которые
впоследствии нашли свое отражение в философии
Фейербаха. К ним следует отнести утверждения
Доргута о том, что истину нужно искать
в чувствах, что предметом философского
исследования должен стать человек, что
субъект есть в то же время и объект, и
ряд других идей.
Началом нового, материалистического
периода в творчестве Фейербаха следует
считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно
порывает с гегелевской философией и становится
материалистом.
"Темой всех моих позднейших сочинений,
написанных после 1839 года, - пишет Фейербах
в "Приложениях и примечаниях к лекции
27 "Лекций о сущности религии", - является
человек как субъект мышления, тогда как
прежде мышление само было для меня субъектом
и рассматривалось мною как нечто самодовлеющее".
Знаменитая книга Фейербаха "Сущность христианства", написанная в 1841году, была уже настоящим триумфом материалистической философии. Цель этой книги философ определил как "сведение религии к антропологии". Религия как проблема проходит красной нитью через творчество Фейербаха. Он пишет, что его первой мыслью был бог, второй - разум, а третьей и последней - человек.
Гегель
устранил трансцендентного бога, заменив
его Духом. Фейербаха же интересует
не идея человечества, а реальный человек,
который, прежде всего - природа, тело,
чувственность и потребности.
"Истина есть жизнь, а не мысль, остающаяся
на бумаге, не то, что дается в дополнение
к бумаге". Фейербах в этой работе провозгласил
материализм и атеизм, признал, что природа
существует независимо от сознания, что
она есть основа, на которой вырос человек,
что вне природы и человека нет ничего
и что созданное религией божественной
существо есть лишь фантастическое отражение
человеческой сущности. Такова основная
идея этого произведения.
Информация о работе Антропологический материализм Л.Фейербаха