Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:31, доклад
Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет - с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно - она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Античная философия
являет собой последовательно
Мысли мудрых людей
даже глубокого прошлого нам нужны
и теперь. Кто не знает истории
философии, в том числе и античной,
тот не может по-настоящему знать
и ее современного состояния. Изучение
истории философии говорит о
поучительности приобщения к летописи
былой мудрости. И даже заблуждения
гениальных умов часто куда более
поучительны, нежели отдельные открытия
просто способных людей, а тонкости
и странности в рассуждениях мудрецов
более богаты и полезны для нас, чем просто
здравый смысл в суждениях среднего человека.
Философия и
ее история во многом определяются
личностными особенностями того
или иного мыслителя. Поэтому
мы старались, пусть очень кратко,
в самых общих чертах, что-то сказать
о личности рассматриваемого мыслителя.
Поскольку наша
культура является дочерней по отношению
к античной культуре, прежде всего
философии, поэтому мы с нее и
начнем, уделяя ей первоочередное и
должное внимание.
Милетская школа:
Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
Фалес из Милета
(ок. 625-547 до н.э.) - родоначальник европейской
науки и философии; кроме того, он математик,
астроном и политический деятель, пользовавшийся
большим уважением сограждан. Фалес происходил
из знатного финикийского рода. Он много
путешествовал, а свои знания старался
применять на практике. Он - автор многих
технических усовершенствований, осуществил
измерения памятников, пирамид и храмов
в Египте.
Фалес произвел
буквально переворот в
1 О Фалесе мало
что известно. Рассказывали, что, основываясь
на своих знаниях метеорологических явлений,
Фалес предсказал урожай оливок: "Фалес,
желая показать, как легко разбогатеть,
законтрактовал маслобойню, так как предвидел
хороший урожай маслин, и собрал весьма
много денег" (Диоген Лаэр-ций. 1. 26). Г.
Гегель, видимо в шутку, заметил по этому
поводу: Фалес показал тем самым практическое
значение философии. Традиция сохранила
такие детали. Увлекшись наблюдением небесных
явлений, он упал в колодец. Служанка-фракийка
весело хохотала: "Что ж ты хочешь узнать,
что на небе, а сам не видишь, что под ногами".
Этот эпизод весьма символичен: ведь тот,
кого тревожат тайны неба, должен смотреть
и себе под ноги. Иначе говоря, философские
размышления, как бы они ни были возвышенны,
не должны отрываться от земли, т.е. от
простой житейской мудрости.
Космогония - учение
о том, каким образом произошел
космос. Космология - конкретное устройство
космоса на даный момент.
2 Гилозоизм (от
греч. hyle - вещество, материя и zoe - жизнь)
- философское воззрение, согласно которому
всей материи присуще свойство живого
и прежде всего чувствительность, способность
к ощущению, восприятию.
Преемник Фалеса
Анаксимандр (ок. 610 - после 540 до н.э.) первым
возвысился до оригинальной идеи бесконечности
миров. За первооснову сущего он принял
апейрон - неопределенную и беспредельную
субстанцию: ее части изменяются, целое
же остается неизменным. Это бесконечное
начало характеризуется как божественное,
созидательно-движущее начало: оно недоступно
чувственному восприятию, но постижимо
разумом. Поскольку это начало бесконечно,
оно неистощимо в своих возможностях образования
конкретных реальностей. Это вечно живой
источник новообразований: в нем все находится
в неопределенном состоянии, как реальная
возможность. Все существующее как бы
рассыпано в виде крохотных долек. Так
малые крупицы золота образуют целые слитки,
а частички земли - ее конкретные массивы.
Третий представитель Милетской школы - Анаксимен (ок. 585-525 до н.э.). Он полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. Чтобы адекватно оценить эти, как кажется сейчас, "наивные" идеи милетцев, напомним, что великий И. Кант в совсем иной период истории науки (после И. Ньютона!) утверждал, что планеты и все космические тела берут свое начало из бесконечной газообразной массы.
Итак, милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: "Из чего все?" Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.
Информация о работе Античная философия:Анаксимандр,Анаксимен,Фалес