Античная философия римско-эллинистического периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:57, контрольная работа

Описание

1. Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.
2. В конце IV и начале III в. до н. э. в Греции одновременно действует несколько философских школ. Наследницей философской и научной мысли Аристотеля является школа перипатетиков.
3. С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия. Римская культура и образование развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были несколько столетий до этого в Греции.

Содержание

1. Периодизация античной философии и особенности развития римско-эллинистического периода. 3
2. Основные идеи эллинистической философии в учениях: перипатетиков, академической философии, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, эклектицизма. 9
3. Основные проблемы римской философии в учениях: стоицизма, эпикуреизма, скептицизма, эклектицизма, неоплатонизма. 18
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

Тема 8.docx

— 58.60 Кб (Скачать документ)

Скептицизм. Еще одним значительным философским направлением античного  Рима был скептицизм. Его главный  представитель Энесидем из Кносса (ок. I в. до н. э.) в своих взглядах близок к философии Пиррона. О влиянии, которое имел греческий скептицизм на формирование мыслей Энесидема, свидетельствует  то, что свое главное произведение он посвятил интерпретации учения Пиррона («Восемь книг Пирроновых рассуждений»).

Энесидем видел в скептицизме  путь к преодолению догматизма всех существующих философских направлений. Большое внимание он уделял анализу противоречий в учениях других философов. Выводом из его скептических воззрений является то, что о реальности невозможно делать никаких суждений, основанных на непосредственных ощущениях. Для обоснования этого вывода ему служат формулировки так называемых тропов, о которых уже говорилось.

Следующие пять тропов, которые прибавил продолжатель Энесидема Агриппа, еще  более усиливали сомнения в правильности представлений других философских  направлений.

Наиболее выдающимся представителем так называемого младшего скептицизма  был Секст Эмпирик. Его учение также исходит из греческого скептицизма. Об этом свидетельствует и название одного из его трудов — «Основы  пирронизма». В других работах —  «Против догматиков», «Против математиков» — он излагает методологию скептического  сомнения, основанную на критической  оценке основных понятий тогдашнего знания. Критическая оценка направлена не только против философских понятий, но и против понятий математики, риторики, астрономии, грамматики и  т. д. Его скептического подхода  не миновал и вопрос о существовании  богов, что привело его к атеизму.

В своих произведениях он стремится  доказать, что скептицизм является оригинальной философией, которая не допускает смешения с другими  философскими направлениями. Секст  Эмпирик показывает, что скептицизм отличается от всех других философских  течений, каждое из которых признает одни сущности и исключает другие, тем, что одновременно подвергает сомнению и допускает все сущности.

Римский скептицизм был специфическим  выражением прогрессирующего кризиса  римского общества. Поиски и исследования противоречий между утверждениями  предшествующих философских систем ведут скептиков к широкому изучению истории философии. И хотя именно в этом направлении скептицизм создает  много ценного, в целом он уже  является философией, утратившей ту духовную силу, которая вознесла античное мышление на его вершины. В сущности скептицизм содержит больше прямого отказа, чем методологической критики.

Эклектицизм. Значительно большее  распространение и значение, чем  в эллинистической Греции, получает в Риме эклектицизм. К его сторонникам  относится ряд видных личностей  римской политической и культурной жизни как в последние годы Римской республики, так и в  первый период империи. Наиболее известным  среди них был выдающийся политик  и оратор Марк Тулий Цицерон (106—45 до н. э.), создатель латинской философской  терминологии.

Представители римского эклектицизма владели колоссальным количеством  знаний. В ряде случаев они были подлинными энциклопедистами своей  эпохи. Соединение ими различных  философских школ не было случайным  и безосновательным, определенный концептуальный подход укреплялся именно глубоким знанием  отдельных воззрений. Постепенное  сближение теории с областью этики  выражало общую ситуацию в философии.

Эклектицизм, развивающийся на основе академической философии, достигает  границ энциклопедизма, охватывающего  познание как природы, так и общества. Цицерон принадлежал, пожалуй, к  наиболее значительному направлению  римского эклектицизма, который развивался на основе стоической философии.

«Стоический» эклектицизм в  изложении Цицерона сосредоточивает  внимание на общественной проблематике, и в частности на этике. Его  мотивом было соединение тех частей различных философских систем, которые  приносят полезные знания.

В социальных взглядах Цицерона отражается его положение как представителя  верхних слоев римского общества периода республики. Наилучшее общественное устройство он видит в комбинации трех основных государственных форм: монархии, аристократии и демократии. Целью государства он считает  обеспечение гражданам безопасности и свободного использования имущества. Его теоретические воззрения в значительной степени находились под влиянием его реальной политической деятельности.

В этике он во многом перенимает воззрения  стоиков, значительное внимание уделяет  излагаемой стоиками проблематике добродетели. Человека он считает разумным существом, которое имеет в себе нечто  божественное. Добродетелью называет преодоление всех жизненных невзгод  силой воли. Философия в этом деле оказывает человеку неоценимые услуги. Каждое из философских направлений  приходит к достижению добродетели  каким-либо своим путем. Поэтому  Цицерон рекомендует «соединить»  все, что является вкладом отдельных  философских школ, все их достижения в одно целое. Этим, собственно, он защищает свой эклектицизм.

Неоплатонизм. Прогрессирующий кризис римского общества в последние годы республики и в первые годы империи  закономерно отражается и в философии. Недоверие к рациональному освоению мира, в большей или меньшей  степени проявляющееся в различных  философских направлениях, вместе с  усиливающимся влиянием христианства все больше и больше укрепляло  множащиеся признаки мистицизма. Иррациональные направления этой эпохи по-разному  пытались приспособиться к изменяющейся роли философии. Неопифагорейская философия, типичным представителем которой был  Аполлоний из Тианы, пыталась укрепиться при помощи возврата к мистике  чисел, граничащей с шарлатанством; философия Филона Александрийского (30-е гг. до н. э. — 50 г. н. э ) стремилась соединить греческую философию  с иудейской религией. В обеих  концепциях мистицизм проявляется  в концентрированной форме.

Более интересным был неоплатонизм, который развивается в III—V столетиях  н. э., в последние столетия существования  Римской империи. Он является последним  цельным философским направлением, возникшим в период античности. Неоплатонизм формируется в той же самой  социальной обстановке, что и христианство. Подобно остальным иррационалистическим философским направлениям поздней  античности, неоплатонизм в определенной мере проявление отказа от рационализма предшествующего философского мышления. Он является специфической рефлексией социальной безысходности и прогрессирующего разложения социальных отношений, на которых основывалась Римская империя. Его основателем был Аммоний Саккас (175—242), а наиболее видным представителем — Плотин (205—270) 43.

Плотин считал, что основой всего  существующего является сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип. От него зависят все формы  бытия. Этот принцип Плотин объявляет  абсолютным бытием и говорит о  нем, что он непознаваем. «Это бытие  есть и остается богом, не существует вне его, а есть именно сама его  тождественность» 44. Это единственно  истинное бытие постижимо лишь путем  проникновения в самый центр  чистого созерцания и чистого  мышления, что становится возможным  лишь при «отторжении» мысли —  экстаза (ехtаsis). Все остальное, что  существует в мире, производно от этого  единственно истинного бытия. Природа, по Плотину, сотворена так, что через  материю (тьму) проникает божественный принцип (свет). Плотин создает даже определенную градацию существований  от внешнего (настоящего, истинного) к  самым низшим, подчиненным (неподлинным). На вершинах этой градации стоит божественный принцип, далее — божественная душа, а ниже всего — природа.

Несколько упрощая, можно сказать, что божественный принцип Плотина  является абсолютизацией и некоторой  деформацией мира идей Платона. Много  внимания Плотин посвящает душе. Она  является для него определенным переходом  от божественного к материальному. Душа — это нечто чуждое материальному, телесному и внешнее по отношению  к ним. Такое понимание души отличает воззрения Плотина от воззрений  не только эпикурейцев, но и греческих  и римских стоиков. Согласно представлениям Плотина, душа не связана с телом  органически. Она является частью общей  души. Телесное — это привязь  души, достойное лишь преодоления. «Плотин  как бы отодвигает в сторону телесное, чувственное и не интересуется объяснением его существования, а хочет лишь очищать от него, дабы всеобщая душа и наша душа не терпели ущерба»45. Акцент на «духовном» (благе) ведет его к полному подавлению всего телесного и материального (зла). Это выливается в проповедь аскетизма. Когда Плотин говорит о материальном и чувственном мире, он характеризует его как неподлинное бытие, как несущее, «имеющее в себе некий образ сущего» 46. По своему характеру неподлинное сущее не имеет формы, свойств и каких бы то ни было признаков. Этим решением основной философской проблематики у Плотина знаменуется и его этика. Принцип добра соединен с единственным подлинно сущим — с божественным разумом, или душой. Напротив, противоположность добра — зло связывается и отождествляется с неподлинным бытием, т. е. с чувственным миром. С этих позиций Плотин приступает и к проблематике теории познания. Для него единственным подлинным познанием является познание подлинного бытия, т. е. божественного принципа. Последний, понятно, не может быть постигнут чувственным познанием, не познаваем он также и рациональным путем. Единственным способом приближения к божественному принципу Плотин считает (как уже говорилось) экстаз, который достигается лишь духовным усилием — душевным сосредоточением и подавлением всего телесного.

Философия Плотина специфически выражает безысходность и неразрешимость противоречий 47, которые cтановятся  всеохватывающими. Это самый выразительный  предвестник конца античной культуры.

Непосредственным учеником Плотина  и продолжателем его учения стал Порфирий (ок. 232—304). Он проявлял большое  внимание к изучению произведений Плотина, издавал и комментировал их, составил биографию Плотина. Занимался Порфнрий и изучением проблем логики, о  чем свидетельствует его «Введение  к категориям Аристотеля», которое  положило начало спору о реальном существовании общего.

Мистическое учение Плотина продолжают две другие неоплатонические школы. Одна из них — сирийская школа, основателем и виднейшим представителем которой был Ямвлих (конец III —  начало IV в. н. э.). По сохранившейся части  его большого творческого наследия можно судить, что кроме традиционного  круга проблем неоплатонической философии его занимали и другие проблемы, такие, как математика, астрономия, теория музыки и т. д.

 

Список  использованных источников

1 Батурин В. К. Батурин, В. К. Антична философия [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. К. Батурин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 303 с.

2 Вальяно М. В.История античной философии: Учебное пособие / М.В. Вальяно; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 208 с.

3 Вечканов В. Э. Философия: Учебное пособие / В.Э. Вечканов, Н.А. Лучков. - 1-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2010. - 136 с

4 Гуревич П. С.Философия [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 400 с.

5 Лавриненко В. Н. Философия [Электронный ресурс] : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 735 с.

6 Нижников С. А. Философия / С.А. Нижников. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 461 с

 


Информация о работе Античная философия римско-эллинистического периода