Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:17, контрольная работа
Философия нужна людям разных специальностей. Это вызвано тем, что она дает знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучает правилам мышления, формирует мировоззрение, заставляет задумываться над смыслом бытия. Она помогает человеку найти свое место в жизни не столько в материальном, сколько в душевном и духовном плане, как разумному и чувствующему существу. Если не изучать философию, то человек, даже будучи, отличным специалистом в своей области, останется достаточно ограниченным, не выходящим за узкие рамки своих суждений о мире, бытие, хотя конечно кое-кому можно прожить и без нее, не задумываясь ни о чем.
Введение
Понятие «античная философия» занимает очень важное место в курсе философии. Это первооснова, начало возникновения философии. Она дала толчок для образования современной философии, для возникновения взглядов и мировоззрения людей на мир и на себя.
В принципе эта тема достаточно изучена в литературе по философии. Как об основополагающей, о ней уже очень много написано и раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Хотя конечно, нет ни одной науки, а философию можно по части отнести к науке, т. к. она имеет дело с понятиями, законами, принципами и теориями, которая ответила бы полностью на все вопросы и философия не исключение.
Философия нужна людям разных специальностей. Это вызвано тем, что она дает знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучает правилам мышления, формирует мировоззрение, заставляет задумываться над смыслом бытия. Она помогает человеку найти свое место в жизни не столько в материальном, сколько в душевном и духовном плане, как разумному и чувствующему существу. Если не изучать философию, то человек, даже будучи, отличным специалистом в своей области, останется достаточно ограниченным, не выходящим за узкие рамки своих суждений о мире, бытие, хотя конечно кое-кому можно прожить и без нее, не задумываясь ни о чем.
Изучение философии – это трудный путь к образованности человека. Поскольку весь жизненный путь человека – это познание мира и самопознания, мучительных исканий истины, творческих удач и обретений, то без знаний, прежде всего о человеке, его месте в мире, смысле жизни и призвании, разностороннему, образованному человеку не обойтись.
Философия это наука о всеобщем. Можно еще сказать, что философия есть наука о мире в целом. Но то целое, которым занимается философия, она видит и в просторах Вселенной, и в человеке, и в одной-единственной элементарной частице. Философия, помимо всего прочего, в отличие от духовного мира человека, отождествляет мысль, образ и действие. Человек действует, реализуя свое миропонимание. В своих действия человек символизирует философию, которая воплощается, преобразуется в объекты, в творения человека. Каждый человек, народ, цивилизация реализует свои философские ценности, например стремление к нравственности, справедливости, добру, красоте, свободе, совершенству.
Наша цивилизация является дочерней по отношению к античности. Античная философия входит в философию как историческая часть, один из этапов философии, который длился примерно с VII в. до н.э. (начиная с милетской школы) до феодальной эпохи (средневековье) V вв. н.э.
Философия выросла из мифов, которые повествовали о происхождении и творении мира, в которых широко использовались антропо- и зооморфные образы без какой-либо четкой рациональной мотивировки. По мере усиления рациональных мотивировок из мифологии стала образовываться философия. Античная философия разделяется на три периода развития: древне-греческий (VII–V вв. до н.э.), классический (со 2 пол. V в. до н.э. по IV в. до н.э.) и эллино-римский (поздняя античность: с IV в. до н.э. по V в. н.э.). В античную философию входят такие школы и учения как: Платона, Аристотеля, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.
Античная философия.
1. Классический этап античной философии: Платон. Учение об идеях, утопия
Философия (греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Основным вопросом философии является проблема отношения сознания к бытию, духовного к материальному. Античная философия – совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе начиная с 7 в. до н.э. вплоть до начала 6 в. н.э. Античная философия единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества.
Рассмотрим первый период античной философии, который называют классическим этапом. Он длился со 2 пол. V в. до н.э. по IV в. до н.э. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов – Сократа, Платона.
Даже те, кто
очень мало слышал и знает о
философии, в том числе, античной,
тем не менее, хоть раз в жизни
слышал такое имя, как – Платон
(427–347 гг. до н.э.). Это выдающийся мыслитель
античности. Он воспринял сократовский
метод спора, доведя его до совершенства,
и учение об общечеловеческой истине
использовал для решения
Платон в дополнение к физическому и этическому роду рассуждения ввел третий диалектический и тем завершил становление философии. Платон еще называл диалектиком того, «кто умеет ставить вопросы и давать ответы».
Главным достижением Платона стала разработка концепции, в соответствии с которой помимо нашего чувственного мира, который мы видим, слышим и т.п. существует еще мир сверхчувственный – мир идей, который есть лишь отпечатки невидимого мира, не данного нам в ощущениях. Т. е. для примера можно сказать, что существует не только предмет, но и «идея предмета».
Платон рассматривал двояко соотношение друг с другом вещи и идеи: как переход от вещей к идее и как переход от идеи к вещам.
Он считал, что идеи объективны, т.е. был объективным идеалистом. Платон не только убежден в объективности идей, но даже считает, что они могут существовать (на небе) и без сопричастности к ним вещей, порой переселяясь в них, порой покидая их. В стране идей все совершенно, прекрасно и неизменно; и каждая идея представляет собой вечный образец того, что производит природа. Каждая идея представляет собой идеал, к осуществлению которого следует стремиться на Земле.
Платон соглашался с Гераклитом, что в нашем мире все течет и изменяется, но мир идей неизменен, как неизменны боги. Мир идей был нужен Платону для обоснования возможности познания вещей в мире. Он соединил диалектику Гераклита с понятиями Сократа и атомами-идеями Демокрита, выделил чувственный и постигаемый миры, Платон придал первому свойство становления, а второму – подлинного существования.
Мир идей нужен
был еще и потому, что этим Платон
объяснял убеждение Сократа, что
все люди приходят к одинаковым мыслям.
Помимо этого, платоновское учение характеризует
страстное влечение к идеальному
сверхчувственному миру (известное
выражение, который знает каждый
– «платоническая любовь») и стремление
сделать действительность насколько
возможно полным отражением идеала (из-за
чего он чуть было не поплатился жизнью,
пытаясь создать идеальное
Платон мечтал
создать всеобъемлющую
Платон одним
из первых дал идеалистическое
Размышляя об обществе, Платон использует концепцию идей. Величайшим благом является справедливость, несправедливость – это зло. Справедливое государственное устройство Платон «выводит» из трех частей души: разумной, аффективной и вожделеющей. Он мысленно строит идеальное государство, которое могло бы предотвратить многочисленные несправедливости. Исходя из идеала, он строит идеальное государство, которое было бы столь же неизменным, как и его идея. В ходе достижения идеала, Платон получил, как свидетельствует более чем двухтысячная послеплатоновская история, утопию, которая представляет собой идеализацию, представление общественных отношений древней Спарты более совершенными, чем они были на самом деле. После Платона создавались новые утопии и каждый раз – из самых благих устремлений.
Подводя итог, можно разделить идеи Платона на пять пунктов, из которых только последний, пятый пункт не выдержал критики времени:
1.
Идея вещи есть смысл вещи.
Это является ответом на
2.
Идея вещи есть такая
3.
Идея вещи есть та общность
составляющих ее особенностей
и единичностей, которая является
законом для возникновения и
получения этих единичных
4.
Идея вещи невещественна.
5.
Идея вещи обладает своим
В качестве недостатков учения об идеях Платона можно сказать, что он рассматривает теории идеи в отрыве от всякого их и научного, и вообще реально-жизненного назначения. Его упрекали в том, что он проповедовал учение об абсолютной изолированности мира идей по отношению к миру вещей. Проводя свою теорию идей, Платон доходит до того, что рассматривает идеи как некоего рода мифы. Но, тем не менее, мифология эта у него всегда продумана и далека от наивной веры в народные сказки; даже боги у него нарисованы в виде логически продуманных и научно обоснованных идей. Т. е. можно сказать, что у него надо различать прогрессивную и отсталую формы мифологии Платона.
Утопия Платона заключается в том, что, веруя в человеческий разум, уповая на всемогущую силу идеального мира и имея наивную убежденность о достаточности правильно созерцать идеи, можно добиться того, что уже вся общественная жизнь станет идеальной. Поэтому во главе проектированного им идеального государства стоят не кто иные, как именно философы, которые созерцают свои вечные идеи и на основании этого созерцания управляют всем государством.
2. Аристотель: критика теории идеи, метафизика
Классический период античной философии связан также с деятельностью еще одного выдающегося греческого философа – Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), взгляды которого явились вершиной древней философии.
Аристотель
продолжил линию
Аристотель не отрицал существования идей, но во многом отойдя от своего учителя Платона, считал, что они находятся внутри отдельных вещей как принцип и метод, закон их становления, энергия, фигура, цель. Аристотель соединил мир идеальных сущностей и вещей. Платоновские идеи он назвал «формами», когда идея вещи и сама вещь находятся в органическом единстве. За материей (хюле) Аристотель оставил пассивное начало, а за бестелесными формами – активное, заявив об их неразрывности.
Определяя материю как возможность и развивая взгляды своих предшественников на элементы, из которых состоит мир, Аристотель выделял в качестве основы первоматерию. Она наделена двумя парами противоположных качеств: теплое и холодное, сухое и влажное. Комбинации этих свойств дают четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Каждое тело образуется из этих стихий, которые могут трансформироваться одна в другую. К четырем стихиям Аристотель добавлял квинтэссенцию божественный эфир, из которого состоят вечные тела – звезды и небо.
Аристотель выступил против вывода Платона, о том, что понятия – не только наши мысли о бытии, но существуют сами по себе, самобытно и, безусловно, независимо от чувственного мира. Теорию идей он понимал не как Платон, а подправив ее. Идея вещи, по Аристотелю, находится внутри самой же вещи. Он понимал это таким образом, что сущность вещи не может находиться вне самой вещи.
Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некоей общностью. Это понимание того, что каждая вещь состоит из каких-нибудь своих частей. Аристотель четко различает как общее и единичное, так и необходимое и случайное.
Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все ее раздельные части и потому является целостностью вещи. Значение этого он сформулировал в том, что совершенно никак невозможно отрывать общее от единичного и единичное от общего.
Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных ее частей и замену их другими частями. Явление, окрашивающее всю философию Аристотеля весьма специфически, это его формулировка понятия «организм». По нему, это такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует субстанциально.
Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма. 1-й его принцип – это эйдос или форма, это эйдетический или идеальный, идеальный принцип. 2-й – материя и форма. 3-й принцип Аристотеля – учение о мере, которое оказывается нее только просто количественным и вовсе не просто качественным принципами, но, прежде всего, принципом эйдетическим, равно как и принципом причинно-целевым, не говоря уже о его материальности. 4-й принцип включает у него материю и случайность, где материя – немифологическое понятие, а именно лишь абсолютно реалистическое и случайность является здесь понятием только философским.