Античная философия и диалектика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 09:32, доклад

Описание

1.2. Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

Работа состоит из  1 файл

Античная философия и диалектика.docx

— 22.44 Кб (Скачать документ)

1.2. Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

    Этапы античной философии: 

1.Натурфилософский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала).

Понятие впервые  встречается у Сенеки. Возникла натурфилософия фактически ещё до появления собственно философии, из так называемой космогонии, сохраняя мифологический характер последней. Родоначальниками собственно натурфилософии были ионийские философы. В частности, Милетская школа, представителями которой являются Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Ими рассматривались  следующие основные проблемы:

-материя и её (атомистическая) структура,

-гармония (математическая) Вселенной,

-соотношение вещества и силы,

-неорганического и органического.

Значение ионийцев заключается не в решении проблем  натурфилософии, а в их постановке. У Аристотеля постановка многих вопросов натурфилософии получает уже естественнонаучный характер. Дальнейшее её развитие связано  со школой (аристотелевской) перипатетиков  и стоиками. 

2. Классический период.

Он связан с  именами величайших древнегреческих  мыслителей - Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли этого периода были Афины. Главной особенностью классической философии стало создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских к вопросам антропологического и гносеологического характера.

Антропологическая проблематика впервые отчетливо  проявилась в философии софистов.  Особенности философии софистов:

-Критическое  отношение к окружающей действительности

-Непринятие  опыта прошлых цивилизаций

-Отрицание старых  норм, законов и привычек

-Субъективизм  в оценках и суждениях

-Следование  логике в практике и процессах  познания.

Они учили не столько знаниям, сколько умению убеждать, доказывать свое мнение.

  

Человек находился  в центре всех философских рассуждений  Сократа. Проблемы познания и особенно самопознания занимали особое место  в рассуждениях философа. «Познай  самого себя» 

стало его кредо. В учении Сократа тесно связанными с гносеологическими вопросами были проблемы этики.  Основными добродетелями Сократ считал бескорыстие, преданность долгу, мужество, сдержанность, справедливость. 

Учение и жизнь  Сократа оказали сильнейшее влияние  на духовное становление Платона.

Философия Платона состоит  из трех частей:

  1. Диалектика - учение о бытие.
  2. Физика - учение о природе.
  3. Этика - учение о нравственности.

Главным в философии  Платона является то, что она ставит вопрос о соотношении бытия и  мышления, материального и идеального. Он полагал, что мир, в котором  мы живем, есть мир «становления», который  не вечен, в нем все изменяется. Но есть и другой мир, мир «бытия», мир «идей». Этот мир вечный, несотворимый;  по-настоящему реален не материальный мир, а мир сознания, мир идей.

 

Наивысший рассвет  античная философия достигла в творчестве Аристотеля. Главные положения философии Аристотеля:

  1. Наука об умопостигаемом. По Аристотелю, предмет науки- общее, постигаемое умом.  Общее познается через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого мира.
  2. Учение о категориях. Различные понятия не могут быть обобщены в едином общем роде, поэтому Аристотель выделяет десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, действие, состояние, страдание, обладание. То есть категории есть высшие роды, к которым сводятся остальные.
  3. Наука о законах мышления- логика.
  4. Учение о материи и форме, где материя- пассивная возможность, а форма- активное начало, сущность бытия, действительность, то есть то, чем одна вещь отличается от другой.
  5. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и животных и растений. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает и чувством. Душа человека есть разумная душа, то есть человек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе.
 

 3.Эллинистический период.

Особенностью  этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключение внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни.

Школа киников проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Характерной чертой было пренебрежение общественными нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.

Эпикуреизм  получил название по имени своего основателя Эпикура.

 Основные  положения:

  1. Реальность поддается осмыслению человеческим разумом.
  2. В реальности есть место для счастья.
  3. Счастье- это вытеснение страдания и беспокойства.
  4. Для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя.
  5. Для этого также излишни государство, богатство и даже боги.

Стоицизм во многом существенно отличается от эпикуреизма. В школе стоиков критика была движущей силой. Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека. У стоиков возникает понятие «долг», под которым они понимают моральное совершенное поведение, опирающееся на рациональное следование природе. 
 

2.3. Сущность диалектики и ее исторические типы. 

Диалектика- это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии;  наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 

Термин диалектика в истории философии употребляется  в различных значениях. Сократ рассматривал диалектика как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий.

Платон называл  диалектика логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим.

 Софисты придали  термину диалектика дурной оттенок,  называя диалектика - искусство представлять  ложное и сомнительное за истинное .

Диалектика в  философии Аристотеля - способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. 

В средние века в философии термин диалектика употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл диалектику, особое учение о сущем, Абеляр - искусство различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении "логика", а иногда под диалектикой подразумевали искусство дискутирования. 

В философии  Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектика. 

По Гегелю, диалектика - своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдельные свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Идеалистическая концепция диалектика у Гегеля - учение о самодвижении понятий; метод диалектика раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка. 

Открытые Гегелем  и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и  Ф.Энгельсом из социальной и природной  действительности. Было доказано, что "в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий".

В марксистской философии термин диалектика употребляется  в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие - это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи - задача диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.


Информация о работе Античная философия и диалектика