Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 09:32, доклад
1.2. Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.
1.2. Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.
Этапы
античной философии:
1.Натурфилософский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала).
Понятие впервые встречается у Сенеки. Возникла натурфилософия фактически ещё до появления собственно философии, из так называемой космогонии, сохраняя мифологический характер последней. Родоначальниками собственно натурфилософии были ионийские философы. В частности, Милетская школа, представителями которой являются Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
Ими рассматривались следующие основные проблемы:
-материя и её (атомистическая) структура,
-гармония (математическая) Вселенной,
-соотношение вещества и силы,
-неорганического и органического.
Значение ионийцев
заключается не в решении проблем
натурфилософии, а в их постановке.
У Аристотеля постановка многих вопросов
натурфилософии получает уже естественнонаучный
характер. Дальнейшее её развитие связано
со школой (аристотелевской) перипатетиков
и стоиками.
2. Классический период.
Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей - Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли этого периода были Афины. Главной особенностью классической философии стало создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских к вопросам антропологического и гносеологического характера.
Антропологическая проблематика впервые отчетливо проявилась в философии софистов. Особенности философии софистов:
-Критическое
отношение к окружающей
-Непринятие опыта прошлых цивилизаций
-Отрицание старых норм, законов и привычек
-Субъективизм в оценках и суждениях
-Следование логике в практике и процессах познания.
Они учили не столько знаниям, сколько умению убеждать, доказывать свое мнение.
Человек находился в центре всех философских рассуждений Сократа. Проблемы познания и особенно самопознания занимали особое место в рассуждениях философа. «Познай самого себя»
стало его кредо.
В учении Сократа тесно связанными с гносеологическими
вопросами были проблемы этики. Основными
добродетелями Сократ считал бескорыстие,
преданность долгу, мужество, сдержанность,
справедливость.
Учение и жизнь Сократа оказали сильнейшее влияние на духовное становление Платона.
Философия Платона состоит из трех частей:
Главным в философии Платона является то, что она ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, материального и идеального. Он полагал, что мир, в котором мы живем, есть мир «становления», который не вечен, в нем все изменяется. Но есть и другой мир, мир «бытия», мир «идей». Этот мир вечный, несотворимый; по-настоящему реален не материальный мир, а мир сознания, мир идей.
Наивысший рассвет античная философия достигла в творчестве Аристотеля. Главные положения философии Аристотеля:
3.Эллинистический период.
Особенностью этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключение внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни.
Школа киников проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Характерной чертой было пренебрежение общественными нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.
Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпикура.
Основные положения:
Стоицизм во
многом существенно отличается от эпикуреизма.
В школе стоиков критика была движущей
силой. Этика стоиков основана на признании
счастья главной целью жизни человека.
У стоиков возникает понятие «долг», под
которым они понимают моральное совершенное
поведение, опирающееся на рациональное
следование природе.
2.3. Сущность диалектики и ее исторические типы.
Диалектика- это
способ познания, рассматривающий все
предметы и явления во всеобщей связи
и в развитии; наука о наиболее общих
законах развития природы, общества и
мышления.
Термин диалектика
в истории философии
Платон называл диалектика логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим.
Софисты придали
термину диалектика дурной
Диалектика в
философии Аристотеля
- способ доказательства, когда исходят
из положений, полученных от других, и
достоверность которых неизвестна.
В средние века
в философии термин диалектика употреблялся
в самых различных значениях.
Иоанн Скотт называл
В философии
Канта диалектикой называется логика
видимости, которая не приводит к истине.
Когда общая логика из канона превращается
в органон для созидания утверждений,
претендующих на объективность, она становится
диалектика.
По Гегелю, диалектика
- своеобразный и единственно правильный
метод познания, противоположный метафизике.
Метафизическая или догматичная философия
основывается на рассудочном познании
явлений, когда фиксируются отдельные
свойства предмета независимо друг от
друга. Догматическая философия держится
односторонних определений рассудка и
исключает противоположные им определения.
Догматизм всегда допускает одно из двух
противоположных определений, например,
что мир или конечен, или бесконечен. Диалектический
метод в противоположность метафизическому
основывается на разумном познании, рассматривает
предмет в единстве его противоположных
определений. Идеалистическая концепция
диалектика у Гегеля - учение о самодвижении
понятий; метод диалектика раскрывает
истинное содержание предмета и, следовательно,
показывает неполноту односторонних определений
рассудка.
Открытые Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что "в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий".
В марксистской философии термин диалектика употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие - это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи - задача диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.