Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:27, научная работа
Великий художник слова обладал незаурядными педагогическими способностями, определившими уровень его дидактических воззрений и принципов. Дидактические установки Абая в вопросах умственного воспитания можно сформулировать в следующем виде:
О Щедрине и о Толстом
Не слышали, куда там!
Поэт с поистине щедринским сарказмом изобличал людей, лишенных высоких нравственных достоинств:
Стремление к скромности, терпенье, совесть, честь
Никто здесь нужными уж не желает счесть.
Не ищет знания, не хочет жить умом,
Злословие и ложь взбивая словно шерсть.
Моральное сознание Абая, безусловно, опередило свое время, и на борьбу против старого мира его толкало прежде всего нравственное возмущение отсталостью, угнетенностью своего народа. История уже подготовила социальный фундамент для появления новых нравственных принципов в казахской степи, и Абай со всей силой своего дарования говорил о равенстве всех людей. Только свободный труд может сделать человека высшим существом и ниспровергнуть все отношения, в которых человек является порабощенным, беспомощным.
Особенно часто Абай обращался к молодежи, говоря в своих стихах и прозе о высоких человеческих качествах, о человеколюбии. Все отрицательные качества в человеке он учил не просто изживать, но и стараться глубже заглянуть в себя, нет ли в тебе самом этих пороков. Самыми лучшими человеческими качествами поэт считал любовь к своей родине, к своему пароду, любовь к человеку, постоянство в дружбе, любви, доброту, правдивость, справедливость, любовь к труду, стремление к знаниям:
Дружить, кипеть -- у сердца много дел!
А честь и совесть -- разума удел.
Важны лишь честь и совесть... А тщеславие?
Оно -- как дым: дохнешь и улетел!
Настоящая дружба в произведениях поэта получает самую высокую оценку. Он различает дружбу честную и дружбу ради тщеславия, порыв сердца и холодную рассудительность ума. Для Абая важно, чтобы человек чувствовал и берег, как зеницу ока, честь и совесть, тогда и дружба будет крепкой, выдержит любые испытания. Дружба, основанная на корысти, на тщеславии, не настоящая, не искренняя, она распадается, встретив первое ис-пытание, первую трудность. «Плохой друг, -- пишет Абай, -- подобен тени. Когда светит солнце, от него не избавишься; когда тучи сгущаются над головой -- его не найдешь».
Поэт считает, что самый близкий друг должен быть один. Только ему можно раскрыть свои сокровенные мысли. С большинством друзей, по мнению Абая, достаточно быть на «Вы». Неспроста Абай говорит: «Доверяйся тому, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному».
Друг тогда поистине хорош,
Если он с тобой в беде, в борьбе.
Настоящая дружба отличается большой действенной силой, делает жизнь содержательной, яркой, красочной. Такая дружба способствует развитию и формированию у человека положительных моральных качеств:
Так будь отзывчивым, как друг и брат,
И поделись со всеми, чем богат.
Да будет дружба искренной и честной --
И все дурные чувства замолчат!
Абай с гневом и возмущением предостерегает молодежь от мнимых друзой. Некоторые друзья, говорит Абай, временны, они сегодня друзья, а завтра -- «лицемеры, их близость, привязанность -- продажные».
Когда вес хорошо и ладно,
Ты друзьями всегда окружен,--
Но оставят тебя мгновенно,
Если роком ты поражен...
По мнению Абая, совесть также является одним из ценнейших нравственных качеств человека. Она выступает одним из основных регуляторов поведения человека, его поступков. Совестливый человек, чувствуя моральную ответственность перед окружающими людьми и перед самим собой, вовремя остановит себя, не поддастся соблазну, в меру удовлетворит потребности. Для того, чтобы не грызла совесть за бесцельно прожитую жизнь, чтобы удержать себя от пороков и быть разумным чело-веком, Абай предлагает практиковать самоотчет перед своей со-вестью. Если люди будут совестливы, знать меру, поступать уме-ренно, подвергнут себя самоконтролю, -- пишет Абай, -- то они избавятся от пороков и станут благонравными. Абай правильно понимал, что совесть -- это самооценка личностью своих поступков. Понятие совести тесно связано с таким нравственным понятием, как стыд. Казахская пословица гласит: «Тот, кто умеет стыдиться, тот умеет быть верным». Однако стыд стыду рознь. Абай пишет, например, о стыде, который «похож на смущение мальчика». Люди, обладающие подобным стыдом, не в состоянии «освободить волю от невежества». Настоящий стыд, по Абаю, тот, который вызван поступками, противоречащими разуму. В этом случае человек глубоко переживает свой поступок, осуждает себя, теряет сон. Стыд как бы выворачивает человека наизнанку, определяет меру его человечности или подлости.
В произведениях Абая имеется немало высказываний о воле и характере, затронутых в морально- этическом плане. По мнению Абая, воля -- необходимое свойство человека для достижения цели, овладения знаниями, для управления самим собой; воля относится к числу нравственных явлений человеческой личности и присуща только человеку. Волевой человек огражден от различных пороков, от стремления к легкой наживе, мимолетных, бесполезных увлечений.
Абай перечисляет ряд положительных и отрицательных волевых качеств человека и старается объяснить их природу. Так, стойкость и твердость поэт относит к лучшим волевым качествам человека, «без них, -- говорит он, -- трудно будет жить ему на свете».
Если мысль слепа или мысли нет,
При себе ты оставь свой бред!
Абай правильно замечает, что сдержанность умеряет излишний пыл человека:
Сдержанность -- вот твой щит, верный признак ума,
Трудности побеждать учит нас жизнь сама...
Настоящий человек, несмотря ни на какие препятствия, добивается намеченной цели. Воля требует от человека большой духовной и физической выносливости, нравственной закалки
Настойчивый, он вечно не спокоен,
И он находит то, чего искал.
Человек должен овладеть волей, т. е. способностью претворять в жизнь свои помыслы.
Большое значение придавал Абай также мужеству и дерзанию. Только мужественный человек своей находчивостью и сдержанностью может отстоять свое мнение, он «не идет, как собака, за чужим караваном... Он покоряется тому, что справедливо для разума... И он не покоряется тому, что не выдерживает испытания разумом».
Лень, трусливость, упрямство, капризы Абай относит к отрицательным качествам человека. Хвастуны, лентяи и трусы бывают падкими к различного рода порокам. «Нет у хвастунов ни совести, ни досады, ни мысли серьезной, ни дум горьких, ни решимости, ни храбрости, ни человечности... Лень -- враг деятельности и ремесла; бесцельность, отсутствие страсти к познанию, безынициативность, бесстыдство, бедность -- все исходит от нее».
Абай придавал большое значение вопросам самовоспитания молодежи, ее моральному самосовершенствованию. Он подчеркивал, что правильная оценка самого себя, положительных и отрицательных сторон своей психологии в значительной мере определяет моральную ценность человека, Поэт-мыслитель требовал от молодых людей, чтобы они постоянно совершенствовали свои духовные качества, постепенно искореняя отрицательные черты своего поведения.
Человек с малых лет должен приложить максимум усилий, чтобы развить своп духовные способности, совершенствовать себя нравственно, эстетически, физически.
Как бы ни был одарен от природы человек, его таланты, дарования, способности могут погибнуть, если он сам не приложит личных усилий для их развития. В высказываниях Абая о самовоспитании воли, характера, эмоций вышеприведенные мысли составляют их основной стержень.
В деле воспитания необходимых моральных качеств он придает большое значение самодисциплине, саморегулированию:
...Как ни велик твой пыл -- не отдавайся ему.
Встретишь ты на пути страшных несчастий тьму...
Если человек увлечен своим делом, расширяется его кругозор, красивее становится ею духовный мир, яснее -- цель, за осуществление которой он борется.
Одним из путей, приводящих человека к намеченной цели, Абай считает закалку воли. Только волевое напряжение помогает человеку остаться на избранном пути, и только упорна:* работа над собой ведет к укреплению воли, но развить у себя волевые качества невозможно без постоянного преодоления собственной слабости.
«Воспитай волю -- это броня, сохраняющая разум. Не стремись к забавам и похвальбам», -- вот лейтмотив абаевских высказываний о самовоспитании воли.
Абай с целью воспитания у молодежи положительных волевых качеств дает ряд советов. В частности, он говорит:
Чтоб человеком ты был,
Ты пятерых побори
И пятерых избери.
Злословье, ложь, хвастовство,
Безделье и мотовство --
Вот пять врагов твоих, знай,
А разум и доброта,
Упорство, скромность и труд
Доверься -- не продадут.
Поэт-просветитель говорит, какую большую роль в процессе самовоспитания играют самоотчет, самопроверка. «Тот, кто хочет быть в стране разумных, должен в день раз или раз в неделю, или хоть раз в месяц отдавать себе отчет: как он прожил эти дни, сделал ли что-то полезное для парода, не ждет ли его в будущем раскаяние. А может ведь случиться и так, что и вспомнить-то будет нечего».
Мысли Абая о самовоспитании чувств, волн, личности в целом, прежде всего, были адресованы молодежи. Абай постоянно подчеркивал, что человек должен познать свои недостатки, ошибки, промахи и исправить их.
Разбирая все эти морально-нравственные понятия, Абай приходит к выводу о том, что пока в казахском обществе господствует дурной пример, он не проходит бесследно, а формирует у людей часто дурное поведение. Сознавая прямую зависимость формирования личности подрастающего поколения от социальной среды, поэт-демократ все же не видит путей изменения ее. Абай лишь вскользь замечает, что нужен (так считал в далекие времена и великий аль-Фараби) умный человек, который мог бы помочь степнякам своими мудрыми советами и наставлениями. Именно поэтому он придавал решающее значение моральному совершенствованию добрых и умных людей.
«Стремление к истине и постижение ее рождаются высоким сознанием, -- писал Абай, -- сознание же человека определяется его человечностью, умом и интересом к науке. Появлению этих чувств, прежде всего, способствуют непорочность чувств и крепость тела, которые даются человеку от рождения, а развитие их зависит только от честных друзей, от мудрых наставников».
Основными ориентирами
Абая в вопросах нравственного воспитания
являются патриотизм, гуманизм, интернационализм.
Хотя просветительско-
Говоря о методах и средствах нравственного воспитания, Абай подчеркивает необходимость такта, терпения, внимания и родительской любви к детям. По мнению Абая, самый вредный и опасный метод -- это крикливость, гнев, нервозность. «От родителя, -- писал он, -- который вначале показывает не ум, а гнев, дети не могут брать пример. Они тоже прибегнут к гневу». В ряде своих произведений он указывал: нравы и поведение детей портятся из-за неправильного воспитания их родителями, наставниками. Дети портятся также в результате пагубного влияния сверстников, друзей и товарищей. Так, родители связывают воспитание детей с расчетливой целью. Во-первых, в лице своих детей они видят лишь своих наследников; во-вторых, духовных жрецов, богомольцев после смерти; в-третьих, кормильцев на старости лет. Абай выступал против всех этих точек зрения на цели воспитания детей. По его мнению, все указанные цели являются эгоистическими, унижающими достоинство будущего граждани-на: «Сын твоего отца -- недруг народу, сын народа -- твой друг», -- гневно писал Абай о «концепциях» отдельных родителей на цели воспитания.
По Абаю, потенциальные способности человека реализуются через преодоление трудностей; познание, обучение, умение, воспитание, немыслимы без труда, без кропотливой работы человека над собой, без любознательности и пытливости. Он писал, что каждый бесцельно проведенный день уводит человека от нормальной, разумной жизни. Поэтому надо заполнить дин своп продуманными и полезными деяниями.