Взаимосвязь законодательной базы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:08, реферат

Описание

Качество продукции. Подтверждение соответствия. Стандартизация. Метрология. Техническое регулирование. Законы Российской федерации «О защите прав потребителей», «Об обеспечении единства измерений», «О техническом регулировании». Иерархическая пирамида правовых, нормативных и технических документов по стандартизации, метрологии, сертификации.
Назначение любой продукции и услуг – удовлетворять определенную потребность человека. Для этого они должны обладать свойствами, соответствующим этим потребностям, то есть быть запрашиваемого качества.

Работа состоит из  1 файл

Л 1_МСиС_Взаимосвязь_Законод база.doc

— 72.00 Кб (Скачать документ)


Тема 1. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ, ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ. ВЗАИМОСВЯЗИ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ  БАЗА


План лекции

Качество  продукции. Подтверждение соответствия. Стандартизация. Метрология. Техническое регулирование. Законы Российской федерации «О защите прав потребителей», «Об обеспечении единства измерений», «О техническом регулировании». Иерархическая пирамида правовых, нормативных и технических документов по стандартизации, метрологии, сертификации.


Назначение любой продукции  и услуг – удовлетворять определенную потребность человека. Для этого они должны обладать свойствами, соответствующим этим потребностям, то есть быть запрашиваемого качества.

 

Общеизвестно, что повышению  качества способствует цивилизованный рынок, конкуренция между производителями товаров и услуг. Однако поставщик выходит на рынок для удовлетворения своих потребностей – получения прибыли, а совсем не для удовлетворения потребности покупателя, поэтому рынок не гарантирует качество товара, особенно это касается свойств товара, отражающих его безопасность.

 

Потребитель часто не может безошибочно  выбрать товар нужного качества по причине неполноты или отсутствия достоверной информации, отсутствия необходимых знаний и технической  возможности проверить декларируемые  продавцом свойства продукции. Это, например,  особенно характерно для химической продукции, так как она не поддается органолептической оценке и её качество можно определить только с помощью специальных методов испытаний. Покупатель может рассчитывать только на свой личный опыт, субъективное суждение и гарантии продавца. Постоянно расширяющееся разнообразие продукции, появление новых технологий могут опережать приобретаемый покупателем опыт,  и покупатель вынужден  доверять, в основном, гарантии продавца. Ошибка потребителя в оценке качества продукции может привести к сбою механизма естественного отбора товаров по цене и качеству – механизму конкуренции.

 

Считается, что защитить потребителя от опасной, некачественной или фальсифицированной продукции, поставляемой недобросовестными производителями и продавцами, призвана деятельность по подтверждению соответствия, результатом которой является документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (соответствуют установленным требованиям).

 

Подтверждение соответствия реализуют двумя способами:

  1. Декларирование соответствия (принятие Декларации о соответствии) самим поставщиком
  2. Сертификация, проводимая третьей стороной, не зависимой от поставщика и потребителя.

 

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно». Согласно Закону «О техническом регулировании» сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; В 1992 – 2000 годы подтверждение соответствия сводилось исключительно к сертификации.

 

Объекты подтверждения  соответствия – продукция, процессы её жизненного цикла, производства; работы и услуги, системы качества.

 

Требования к продукции, услугам, процессам устанавливают в различного вида документах – правовых, нормативных, технических.

Нормативный документ – это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения). Нормативные документы есть результат деятельности, которая называется стандартизацией.

 

Стандартизация, согласно Закону «О техническом регулировании» – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и на повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

 

Стандартизация, согласно ГОСТ Р 1.12-99, это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Важнейшим результатом  деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг  их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству в целях обеспечения:

  • безопасности продукции, процессов и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
  • качества продукции, процессов и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
  • единства измерений;
  • экономии всех видов ресурсов
  • безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

 

К нормативным документам в области стандартизации согласно ФЗ «О техническом регулировании» относятся, стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, классификаторы технико-экономической информации, своды правил.

 

Согласно Закону «О техническом регулировании» стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы измерений и исследований (испытаний) и контроля, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения

 

Например: ГОСТ 222-95 Метанол. Технические условия

 «ГОСТ 15.309-98 СРПП. Испытание и приёмка выпускаемой продукции. Общие положения».

«ГОСТ Р ИСО 14020-99 Экологические этикетки и декларации. Основные принципы»

«ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов» 

«ГОСТ Р 52361-2005 Контроль объекта аналитический. Термины и определения»

 

По ГОСТ Р 1.12-99 стандарт – нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и принятый признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Стандарты должны быть основаны на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества

 

Объекты стандартизации – продукция, процессы, услуги.

 

Текст любого нормативного документа представляет собой набор положений.

 

Положение – это логическая единица содержания нормативного документа, которая имеет форму комментария (сообщения), требования, правила (инструкции) или  рекомендации.

 

Требование – это  положение нормативного документа, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены.

Для доказательства соответствия продукции, процессов, услуг требованиям, установленным в конкретных стандартах или других документах, необходимо осуществить измерения или испытания с целью определения числовых значений самых различных характеристик.

 

Например, это могут  быть значения характеристик – показателей  качества и безопасности готовой продукции, значения контролируемых параметров технологических процессов при её изготовлении, параметров внешних воздействующих факторов, в условиях которых должна транспортироваться, храниться, эксплуатироваться или потребляться и утилизироваться продукция.

 

Показатели качества, безопасности и параметры процессов представляют собой некоторые физические величины. Их можно оценить, например, органолептически или измерить с помощью специальных технических устройств, называемых средствами измерений. А это уже область интересов метрологии.

 

Метрология, согласно «ГОСТ Р 8.000-2000 ГСИ. Основные положения», – это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения единства измерений и способах достижения заданного уровня точности. (Точность – одна из характеристик качества измерения, отражающая близостьк нулю погрешности результата измерения.)

 

Как при первичной оценке соответствия продукции, процессов, услуг требованиям, установленным в нормативных документах (через декларацию поставщика о соответствии), так и при вторичной через сертификацию возникает задача получения сопоставимых и достоверных результатов измерений, испытаний и контроля. Эта задача решается через обеспечение единства измерений.

 

Под единством  измерений понимается такое их состояние, при котором результаты измерений выражены в допущенных к применению в РФ единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы [Федеральный закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», 2008].

 

Обеспечение единства измерений: Деятельность, направленная на установление и применение научных, правовых, организационных и технических основ, правил, норм и средств, необходимых для достижения заданного уровня единства измерений.

 

Объекты метрологии – измеряемые и оцениваемые физические величины, отображающие свойства тел, физических систем, процессов, явлений, средства измерений, методики выполнения измерений.

 

Приведенный перечень объектов подтверждения  соответствия, стандартизации, метрологии показывает их огромное разнообразие по основному назначению, применению, по взаимодействию с потребителем и еще по целому ряду характерных свойств. Всё это требует государственного технического регулирования и межотраслевой координации работ по метрологии, стандартизации и подтверждению соответствия в Российской Федерации.

 

Функции регулирования и координирования вменены в обязанность Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии – Росстандарту (раньше это был Госстандарт Российской Федерации).

 

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

 

Основные направления  деятельности в области технического регулирования – это формирование единой технической политики в области стандартизации, подтверждения соответствия, аккредитации, испытаний, государственного контроля и надзора. Росстандарт исполняет функции национального органа по стандартизации и федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию с 2003 года. Часть полномочий передана другим государственным органам исполнительной власти, например министерству здравоохранения, Госстрою, МЧС, Комитету по экологии и др.

 

Техническое регулирование осуществляется с помощью федеральных законов (ФЗ), то есть за невыполнение статей этих законов существует правовая ответственность. В России сформирована и постоянно совершенствуется правовая база проведения работ в области стандартизации, метрологии, подтверждения соответствия.

 

В 1992 году был принят Закон  «О защите прав потребителей», в 1993 году – Законы «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг».

 

В настоящее время регулирование  отношений в области метрологии, стандартизации и подтверждения  соответствия базируется на трех ФЗ:

 

  1. ФЗ «О защите прав потребителей», принят в 1992 году, действует по сей день.

Однако некоторые его положения актуализированы и согласованы с ситуацией: в него внесены изменения в 1996, 1999 и в 2004  годах. Закон состоит из вводной части, 4 глав, 46 статей. В Законе подробно разработаны разделы, посвященные защите прав потребителей при продаже товаров, при выполнении работ и оказании услуг, право на возмещение ущерба, а также их государственную и общественную защиту.

 

Законом установлено, что  потребитель имеет право на качество товаров, на безопасность товаров и на информацию о товаре. Изготовитель обязан предоставлять необходимую и достоверную информацию о предприятии и режиме его работы; разработать специальные правила для безопасного исполнения товаров; обеспечить безопасность и возможность использования товаров по назначению и возможность ремонта в течение срока их службы; провести обязательную сертификацию товаров, на которую в стандартах установлены требования по безопасности, приостановить производство товаров, способных причинить вред и снять товары, причиняющие вред, с производства. Продавец обязан предоставить необходимую и достоверную информацию о качестве и безопасности реализуемого им товара, довести до сведения потребителей специальные правила по безопасному их применению, приостановить реализацию товаров, способных причинить вред.

Информация о работе Взаимосвязь законодательной базы